Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема урока: «Русские народные песни».
Цель урока:
актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;
углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство
русского языка, напевность русских песен.
Формировать УУД:
Предметные:
• Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения;
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и
основных признаках.
• Познакомить с русскими народными песнями, в которых отразились не
только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа.
Метапредметные:
• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного
народного творчества русского народа, различать виды русских народных
песен.
• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях.
Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких»
произведений на основе фольклорных.
Личностные:
• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
и чувств.
• С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине,
умение защищать ее.
• Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,
индивидуальная.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: учебник, презентация, карточки с текстом песен,
интерактивная доска.
Предполагаемый результат:
Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к
ней, воспитать любовь к своему родному языку.
Формирование представления детей о жанре устного народного творчества.
Развивать образное мышление, творческую активность, умение сравнивать,
анализировать, сопоставлять.
Развитие речи, памяти.
Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и
его самобытной культуре. Воспитание потребности в общении с народным искусством.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Учитель:
Мы сегодня рано встали
Ручки высоко подняли
Потянулись, улыбнулись
И тихонечко пригнулись.
Начинаем мы урок
Он пойдёт ребятам впрок,
Будем мы внимательны,
Серьёзными, любознательными.
Сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная работа. Чтобы
выполнить работу быстро, правильно и все успеть, нам нужно соблюдать
определенные правила. Я буду зачитывать правила, а вы если согласны, то
хлопаете в ладоши, а если не согласны, то – сидите молча.
(Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.)
Нам важно:
1. Доказать свою точку зрения.
2. Перебивать товарищей.
3. Видеть глубину и красоту авторского слова.
4. Выкрикивать свое мнение.
5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.
6. Молчать, когда спрашивают.
7. Быть готовым протянуть руку помощи.
8. Бояться высказывать свое мнение.
9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.
10. Обижаться и обижать товарищей.
11. Быстро и дружно работать в паре и группе.
12. Быть бесполезным для товарищей.
II.Дыхательная гимнастика.
Чтобы легче было работать, проведём дыхательную гимнастику: «Свечка»,
«Гуси», «Дровосек». III.Актуализация знаний, мотивация.
Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся с вами в добрую, яркую,
красочную, ласковую и нежную страну. А что это за страна вы сейчас узнаете,
выполнив задание. Прочитайте текст. (Текст на карточках у каждого
учащегося и на интерактивной доске.)
Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.
(приложение 1)
Прочитайте про себя, медленно, «жужжащим» чтением.
Прочитаем все вместе плавно и певуче.
Прочитаем с ускорением.
Прочитаем с интонацией удивления, смеха, испуга.
Самоопределение к деятельности.
Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?
Как вы догадались?
Кто придумал эту скороговорку?
Подумайте, какой раздел мы начинаем изучать на этом уроке?
На доске записана тема: «Устное народное творчество». (приложение 2)
IV. Основная часть
1.Работа с учителем.
– Как вы понимаете выражение «устное народное творчество»?
А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из
названия темы нашего урока.
Устное уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор
безымянен.
Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные
произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а
рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает
внимание детей на слово уста – рот, губы. (приложение 3)
С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?
(Дети называют)
2.Работа с учебником
Откройте учебник на стр. 13. Прочитайте название раздела. Прочитаем, что
будем делать на уроках при изучении этого раздела. (Дети читают вслух по
цепочке). Расшифруйте тему урока. (Рwуrсgсjкlиsенsаqрwоvдnнzыdепrеyсuнiи. Запись:
1 буква русского алфавита, 2 – буква английского алфавита и т.д.) –
(приложение 4)
3.Работа по теме урока.
Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки
урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные
песни, частушки.
Русские народные песни бывают разные.
К нам сегодня на урок Арина пришла с куклой. Послушайте и скажите,
какую песенку она ей поёт. (Арина исполняет колыбельную).
Правильно. Это колыбельная песня. (Вывешивается на доску карточка с
названием «Колыбельная песня»приложение 5).
Что такое «колыбель»?
Словарная работа: Колыб льее
маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать
ребёнка. Колыбельку раньше подвешивали к потолку и качали, чтобы ребёнок
заснул, и при этом напевали колыбельные песни.
(от др.рус. колыбать «качать») —
Физминутка.
Ребята, а давайте поможем Арине укачать куклу и тоже споём ей
колыбельную. (Дети исполняют колыбельную и имитируют качание ребёночка
на руках).
4.Рассказ о прикладном народном творчестве.
В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.
Работая, они собирались в больших комнатах – мастерских за длинными
столами. Кто то вырезал из дерева, ктото разрисовывал узорами готовые
изделия из дерева. Так появились первые детские куклыигрушки, которые
называются «матрешка». У матрешки было лицо куклы, руки, а также
красивый цветастый сарафан. В большой матрешке была матрешка поменьше.
В матрешке поменьше – другая матрешка меньшего размера и т.д. (Показ
игрушки и рисунка «Матрешка» приложение 6)
В других мастерских делали детские игрушки из глины. Посмотрите в
учебнике, какие мастера делали глиняные игрушки, свистульки для детей на
странице 14. На странице 15 ковшик, вырезанный из дерева в виде птицы
(приложение 7). Девушки шили и вышивали. Чтобы не было скучно, они пели песни. Так
появились русские народные песни. Сейчас мы с вами представим, как будто
мы очутились в одной из таких мастерских и раскрашиваем куклуматрешку и
исполняем песню.
(Учитель раздает детям шаблон раскраски матрешки).
А вот какую песню мы с вами исполним – отгадайте!
Наряд ее мягкий, чудесен,
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Что это за дерево? (Берёза)
А какую песню мы с вами исполним?(“Во поле береза стояла”)
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую,
белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой,
невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в
поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два
понятия неразделимы (показ иллюстраций приложение 8)
Вот мы сейчас послушаем и исполним русскую народную песню, которую вы
разучили на уроке музыки «Во поле береза стояла»..
Звучит аудиозапись песни. Исполнение песни. (Физминутка)
Ребята, прочитайте текст на доске.
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топытопы по лавочке
Цапыцапы за лапочки. (приложение 9)
Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные
словечки….)
А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав,
следующее слово. ( Чтение справа налево)
АКШЕТОП. (На доске)
Правильно, ребята, вы прочитали потешку. (На доске появляется карточка
со словом «ПОТЕШКА») приложение 10.
Итак, что такое потешка?
Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от
слова потешаться, то есть веселиться.
Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей) А чтобы детям было веселей, взрослые делали движения, которые смешили
детей. Давайте вспомним еще одну потешку: «Про козу рогатую»
Двигательная разминка.
(Исполняем вместе с детьми. Встали напротив друг друга, инсценируем).
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами.
Ножками топтоп,
Глазками хлопхлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
— Того коза забодает,
Забодает, забодает!
Следующий вид русских народных песенок – «заклички».
Слово «закличка» произошло от слова «Кликать», т.е. звать. В песенках
закличках когото зовут, к комуто обращаются.
(На доске появляется карточка со словом «закличка» приложение 11).
Послушайте песнюзакличку. (В записи)
К кому обращаются в песне. Кого кличут?
На странице 14 прочитайте песенку – закличку.
К кому обращаются в этой песне?
Что просят дети у жаворонков?
В какое время года пелась эта песенка?
Прочитайте песенку на стр. 15.
К кому обращаются в этой песне? В какое время года пелась эта песенка?
Что просят дети у жаворонков? Приведите примеры из текста.
Какое новое слово в нашей песенке?
(Лукошко)
Давайте посмотрим в словаре, что означает это слово. (Появляется запись
на доске – приложение 12)
Лукошко ручная корзинка из прутьев (С.И.Ожегов)
Давайте попробуем проинсценировать песню закличку.
Физминутка
Ребята, послушайте еще одну песенку и ответьте шуточная или серьезная
песенка. (Звучит запись шуточной песенки)
Почему? (На доске появляется запись «шуточная песенка») Прочитайте шуточную песенку на стр. 17.
Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
Ребята, посмотрите на доску. Что у нас появилось?
Молодцы, шуточная песня. А о ком она, прочтите?
Конечно, о нас с вами. А кто хочет её нам исполнить?
( Желающие 23 ученика исполняют песню)
Понравилось?
V. Повторение пройденного.
Что нового сегодня вы узнали на уроке?
Ребята, скажите, пожалуйста, с какими видами народных песен вы
познакомились?
Какими знаниями вы можете поделиться дома с родными?
VI. Рефлексия.
Покажите, с помощью карточек, как вы оцениваете свою работу?
(приложение 13)
Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Молодцы!
(Оценивание детей)
VII. Домашнее задание:
Выучить наизусть любую понравившуюся песню.
(Запись домашнего задания в дневники)
Урок окончен, спасибо за внимание!
Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс
Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс
Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс
Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс
Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс
Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс
Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.