ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Класс: 4
Учитель: Недодева Ольга Николаевна
УМК: Перспективная начальная школа
Тема урока: «Орфограммы в окончаниях глаголов: безударные личные окончания»
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.), закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов.
Планируемые результаты:
метапредметные:
личностные |
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
- уметь проводить само-оценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
- определять и формули-ровать цель деятельности на уроке; -проговаривать последова-тельность действий на уроке; -уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия; -оценивать правильность выполнения действия; -планировать своё действие в соответствии с постав-ленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; -преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую; -делать выводы о результатах работы. |
-уметь оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; - выполнять роли контролера, исполнителя. |
Предметные:
- уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола;
- уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма, правильно писать личные окончания глаголов.
Ресурсы:
учебник М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т.А. Байкова «Русский язык: 4 класс» ч. 3, тетрадь для самостоятельной работы №2 Т.А.Байкова «Русский язык: 4 класс» ч. 2, компьютер, мультимедийный проектор, доска, презентация «Тренажер по русскому языку».
Этап |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Планируемые результаты |
УУД
|
|||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятель-ности (2 мин) Задачи: - способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. -создать положительный эмоциональный настрой.
|
- Ребята, на прошлых уроках мы с вами повторяли орфограммы в разных частях речи.
- С какими частями речи работали?
- Сегодня мы с вами продолжим эту работу. А вот с какой частью речи мы будем работать, вы узнаете чуть позже |
Подготовка класса к работе.
|
Личностные: Самоопределение к деятельности. Познавательные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
Актуализация знаний и фиксиро-вание индиви-дуального затру-днения в пробном действии. (5 мин) Задачи: Повторить изучен-ный материала, необходимый для работы на уроке, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
|
Пробное действие
ИзучаЕшь, приходИм, читаЕте, приносИт, дышИт, гладИм, греЕшь. - Прочитайте. Какой частью речи являются данные слова? - Значит с какой частью речи будем работать на уроке? - В какой части слова пропущена орфограмма? - Вставьте пропущенные буквы в словах на карточках (1мин). - Прочитайте, что у вас получилось. - Проверьте себя по образцу.
|
Учащиеся пытаются само-стоятельно выполнить индивидуальное задание; фиксируют затруднения в пробном действии. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Выявление места и причины затруднения. Определение темы урока (4 мин) Задачи: -способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи; -активизировать соответствующие мыслительные действия.
|
- Встаньте те учащиеся, которые не допустили в этом задании ошибки.
- Другие в каких словах допустили ошибки? - Задание было одно? - Сколько в классе мнений? - Почему же у вас такие разные окончания у глаголов? - Какой возникает вопрос? - Какова тема урока?
|
Учащиеся на основе выводов после обсуждения проблемной ситуации и проверки формируют тему урока.
|
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов, умение слушать и понимать других. Познавательные: постановка проблемы. Личностные: самоанализ.
|
Построение проекта выхода из затруднения (8 мин) Задачи: - выявить причины затруднения; - составить план действий выхода из затруднения; - зафиксировать в обобщенном виде способ действия в речи и с помощью алгоритма; - применить способ действий для выполнения задания, вызвав-шего затруднение и зафиксировать преодоление воз-никшего ранее затруднения. |
-Почему вы не смогли выполнить правильно задание?
- Что вам нужно повторить, выяснить, в чем поупражняться? Повторить… Выяснить… Поупражняться…
При написании окончаний глаголов рассуждай так: 1. Определю, ударное окончание у глагола или безударное.
2. Если безударное, поставлю глагол в начальную (неопределённую) форму.
3. Если глагол на -ить (2спр.) пишу в окончании –и, в 3 лице множественного числа -ат, -ят.
4. Во всех остальных глаголах (1спр.) пишу в окончании – е, в 3 лице множественного числа – ут, - ют.
5. Не забываю про глаголы исключения!
-Объясните с помощью алгоритма, почему нужно было писать такие личные окончания в глаголах в задании.
|
Учащиеся формулируют задачи урока. Составляют план действий: повторить спряжения глаголов, глаголы исключения.
Вспоминают алгоритм, по которому определяют спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. Вспоминают глаголы-исключения.
|
Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. Познавательные: анализ, допущенных оши-бок; на основе анализа объектов делать выводы.
|
Закрепление с проговариванием в громкой речи (5 мин) Задачи: 1. – проговорить 2. причины 3. типичных ошибок 4. в громкой речи; 5. - обсудить 6. типовые 7. затруднения, 8. - повторить 9. формулировку алгоритма; - объяснить механизм его использования.
|
- Давайте поработаем с тренажером, потренируемся в правописании безударных личных окончаний глаголов. |
Учащиеся проговаривают вслух выполненные шаги, обосновывают выбор личных окончаний глаголов. |
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные действие по аналогии; умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения.
|
Самостоятельная работа с самоконтролем и самопроверкой по образцу (8 мин)
Задачи - выявить насколько у учащихся сформирован навык работы с алгоритмом; -развивать способности к анализу, синтезу. |
- Откройте учебник на с.113, упр.119. - Выпишите столбиком глаголы, вставляя нужные буквы, рядом напиши формы 1лица мн. числа этих глаголов. Выдели окончания. Подчеркни разноспрягаемый глагол. - Проверьте по образцу. - Кто выполнил задание без ошибок? - В каких словах допустили ошибки? - Почему? - Найдите и подчеркните разноспрягаемый глагол. - Какие еще разноспрягаемые глаголы вы знаете? (хотеть, бежать) |
Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Далее идет самопроверка по образцу. |
Личностные: самоконтроль, самооценка Познавательные: анализ, допущенных оши-бок; действие по аналогии; умение структурировать знания |
Включение в систему знаний и повторение. (8мин) Задачи: - организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными; - организовать тренировку ранее сформированных умений, доработки или доведения до уровня автоматизирован-ного навыка. |
- Откройте учебник на с. 117 упр.124. - Объясните, какие пропущенные буквы вставили?
|
Учащиеся выполняют задание в тетради. Проверка выполнения работы с места.
|
Личностные: самоконтроль; самооценка. Регулятивные: контроль; оценка; коррекция. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные действие по аналогии; умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения.
|
Рефлексия деятельности (5мин) Задачи: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
|
- Молодцы, ребята! А теперь давайте подведем итог. - Над какой темой мы с вами работали? - Какие задачи перед собой ставили? - Достигли вы эти задачи или нужно еще поработать над данной проблемой?
|
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
|
Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка на основе успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
|
Домашнее задание
|
Выбери одно из предложенных заданий и выполни его. (Дифференцированная работа) ТПО с.59 №54, или ТПО с.63-64 №59. |
Сами решают, какое из заданных упражнений выполнить дома. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.