Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"
Оценка 4.8

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
история
5 кл
17.09.2019
Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"
Урок по Всеобщей истории для учеников 5 класса. Материал, разработан в соответствии с современными требованиями федерального государственного стандарта. Тема весьма актуальна, интересует не только учителей, но и детей. В данном случае разработка представляет собой подробный конспект материала и деятельность учителя и учеников
урок спарта.docx
Селукова Надежда Петровна, МБОУ «Кулигинская СОШ» Древняя Спарта Урок истории в 5 классе Цели:  ­познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством; ­ продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, сравнивать общественный и государственный строй государств, анализировать ответы товарищей, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам темы. ­воспитывать   уважение   к   другому   образу   жизни,   приобщать   учащихся   к   ценностям   мировой культуры; Оборудование: мультимедийная  установка,  ИКТ – ресурсы. Литература: О.В. Арасланова Поурочные разработки по истории Древнего мира,  ­Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2011.» ­Годер Г. И, Методическое пособие по истории Древнего мира. ­Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко­Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2011 г.   ­иллюстрированная энциклопедия всемирной истории «Греки»;  ­хрестоматия по истории Древнего мира». Основные   понятия,   изучаемые   на   уроке:  олигархия,   илоты,   лаконичная   речь,   спартанское воспитание,  Предварительное задание:    подготовить сообщение миф о Пелопсе Мотивационно­целевой этап  Организационный момент          Учащиеся заходят в класс, занимают места.  Учитель приветствует гостей, учащихся: «Добрый день дорогие ребята, гости. Выглядите  вы сегодня   отлично,   так   же   думаю,   и   будете   сегодня   работать.   Присаживайтесь   поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок. Все ли сегодня присутствуют на уроке? Ученики   отвечают   на   поставленный   вопрос,   приветствуют   учителя,   присаживаются. Учитель отмечает отсутствующих в журнале, если таковые имеются.  Учитель: Хотелось бы начать наш урок с небольшого стихотворения: На улице не очень ясно, А на душе так все прекрасно. Часто дела все заслоняют Душевный градус понижают Но стоит мне увидеть Вас Неординарный, умный класс­ И хочется мне сразу улыбаться А значит и историей заняться Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции. «Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств.  Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущем уроке мы с вами изучали Афинское государство. Для того, чтобы лучше разобрать Спарту, нам надо повторить  что происходило в Афинах. 2. Проверка домашнего задания 7 минут Учитель   проводит   картографический   диктант:  Для   начала   мы   с   вами     поработаем   с исторической   картой,   начиная   с   первого   ряда,   для   этого   каждый   ученик   находит   по  одному объекту, относящемуся к Греции на карте  1. Балканский полуостров 2. Южная Греция 3. Средняя Греция 4. Северная Греция 5. Афинский полис?  6. С какими государствами граничит? 7. Остров Итака 8. Аттика 9. Микены 10. гора Олимп 11. Дельфы 12. моря, которыми омывается Греция 13. Спарта Учитель:  Вот какие  вы  молодцы,  все  объекты  показали  верно и  даже  смогли  найти  Спарту,  с которой мы даже еще пока не знакомы.     Организует  дифференцированную   работу   учащихся:  проверку   домашнего   задания   мы организуем   таким   образом,   чтобы   все   были   опрошены,   для   этого   нескольких   ученикам   я подготовила  карточки с индивидуальными заданиями, на которые они должны будут дать ответ, а с остальными проведем опрос. Если работающие по карточкам справятся раньше, то карточки сдают и включаются в общую работу (Раздает карточки, приложение 1). Ученики,   получившие   карточки   начинают   работать   самостоятельно,   а     с   остальными учениками учитель организует фронтальный опрос, ученики отвечают на вопросы. 1. что означают эти слова: ­Демос ­ народ; ­Демократия ­ власть народа; ­Реформы ­ преобразования; ­Граждане ­ свободные афиняне. 2.  Кто установил демократию в Афинах? (Солон).  Существует ли сегодня в нашем государстве демократия? Как это подтвердить?  (Ученики  отвечают:  Да, это закреплено  в Конституции РФ») 3.Словарная работа: заменить одним словом: Город – государство (полис). Вечнозеленые деревья с искривленными стволами и серебристыми листьями (оливковое дерево). Пластинка из обожженной глины для покрытия кровли (черепица). Совет знати (ареопаг). 4. Расшифруйте фразу и назовите автора: «ьтидогу месв еж узарс халед хикилев в ондурт»   (Чтение наоборот: справа налево. «Трудно в великих делах сразу же всем угодить») Кто автор этих слов? Солон.                   Учитель оценивает проверку домашнего задания, объясняет, что оценки за индивидуальные карточки будут сказаны на следующем уроке 3. Актуализация знаний      Учитель: но не забываем, что нам нужно изучить вторую ногу Древней Греции – полис Древняя Спарта, потому как гласит пословица:  «Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет». Без второй ноги в Древней Греции никуда. Давайте в наших тетрадях запишем дату и тему урока «Древняя Спарта». А теперь посмотрите на название темы, скажите, что нам нужно узнать на уроке?  Ученики: ставят цель: научиться находить на карте,  кто жил, чем занимались Учитель:   хорошо.   Познакомиться   с   общественным   и   государственным   устройством   Спарты, особенностями полиса, кроме того мы с вами попытаемся сравнить Спарту с Афинами чем   же отличаются эти два полиса друг от друга, а чем они похожи между собой, для этого в ходе урока и продолжим с вами заполнять сравнительную таблицу двух полисов – Афин и Спарты. Колонка Афины  у вас уже заполнена, а сегодня мы внесем в нее данные о Спарте     Ребята скажите, пожалуйста, что вы уже знаете о Древней Спарте?  Ученики   Учитель: Молодцы! А почему? Ученики дают разные ответы.  Учитель подводит итог: Вот это и многое другое мы с вами попытаемся выяснить сегодня.      отвечают. В Спарте детей сбрасывали с обрыва  Ориентировочный этап Учитель:  перед   началом   изучения   новой   темы   давайте   определимся   по   какому   плану   будем работать. С чего всегда нужно начинать изучение нового государства?  Ученики отвечают, что необходимо познакомиться с его положением на карте, природными особенностями,   населением   проживающим   на   территории   государства   и   его   занятиями, образом жизни и культурой, государственной властью.   Учитель корректирует и выводит на экран слайд с планом урока 1) 2) 3) 4) Географическое положение Спартанского государства. Спартанцы и илоты. Управление Спартой. Воспитание спартанцев.    Географическое положение Спартанского государства. Построение новых знаний  Поисково­исследовательский этап 1)              Учитель сообщает первый вопрос плана урока:     «Географическое положение Спартанского государства», организует рассказ с показом на  исторической карте.                    Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. Эта часть страны ­ полуостров причудливой формы со звучным названием Пелепоннес, что означает   «остров   Пелопса».   Пелопоннес   и   на   самом   деле   почти   остров:   лишь   узкий   перешеек соединяет его с остальной Грецией. Постепенно спартанцы подчинили себе области Мессению и Лаконику.          Учитель  организует   подачу  опережающего  задания учеником:  Колесникова  Мария нам подготовила нам сообщение миф об острове Пелопонес, давайте ее внимательно послушаем:                                                                 Сообщение ученика ­ Миф о Пелопсе Южная   Греция     ­это   часть   страны   ­   полуостров   причудливой   формы   со   звучным   названием Пелепоннес, что означает «остров Пелоп­са». Пелопоннес и на самом деле почти остров: лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. Очень давно, задолго до Троянской войны, знатный юноша по имени Пелопс бежал спасаясь от врагов, из своего родного города. Он нашел приют у могучего царя Эномая, правившего в Южной Греции. Однажды Пелопс увидел дочь Эномая – прекрасную Гипподамию – и полюбил ее. Но царь не желал отдавать дочь замуж: ему было предсказано, что он погибнет от руки ее мужа.                        Эномай объявил, что Гипподамия станет женой того, кто победит его в состязании на колесницах. Царь знал, что во всей Греции не было равного ему в искусстве управлять лошадьми. Многие женихи принимали вызов Эномая, каждому разрешал он тронуться в путь раньше себя, потом   настигал   их   на  своих   резвых   конях   и   поражал  сзади   острым   копьем.  Головы   погибших женихов были прибиты к дверям дворца Эномая.  Понял Пелопс, что только хитростью удастся ему победить жестокого царя. Обещал он богатые подарки слуге царя, прося не вставлять  чеки (Чека  ­ небольшой стержень,  гвоздь,  с помощью которого колесо закрепляется на оси) в ось, чтобы соскочили колеса с колесницы Эномая во время погони. И вот состязание началось. Бешено мчатся обе колесницы, чувствует Пелопс за спиной горячее дыхание коней Эномая, уже видит, оглянувшись, как царь замахнулся копьем... Тут колеса соскочили с оси, грохнулся оземь Эномай и разбился насмерть.  Пелопс взял в жены Гипподамию и завладел царством Эномая. С тех пор, по преданию, Южная Греция стала называться Пелопоннес.       Учитель интересуется все ли понятно ученикам, ученики отвечают.    Спартанцы и илоты. 2)                   При рассмотрении второго пункта плана «Спартанцы и илоты» учитель создает условия для самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, дает задание классу прочитать текст параграфа и ответить устно на вопросы, которые отражены на слайде, определение илоты записать в тетрадь, а также подумать, что нужно занести в таблицу. 1. Кого называли илотами?  Записать в тетрадь(Илоты – рабы, принадлежащие Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.) 2. Какие обязанности существовали у илотов? (Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между   спартанцами   на   равные   участки.   На   этих   наделах   жили   и   работали   илоты,   они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов) 3. Как обращались с илотами спартанцы? (Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, издевались   над   ними,   надсмехались.   Например,   заставляли   пить   илотов   пить   вино,   не разбавленное   водой,   а   потом   показывали   их   молодежи,   чтобы   внушить   отвращение   к пьянству)                  Линии сравнения Население Спарта Спартанцы и илоты (рабы) Афины Рабы (чужеземцы) и  свободные (аристократы и  демос).         Работа с иллюстрацией учебника             После внесения учащимися данных о населении Древней Спарты учитель организует работу с иллюстрацией учебника       Давайте   посмотрим,   как   выглядел   спартанец   в   бою.  Ученик   описывает,   как   выглядит спартанец  и строит свои догадки почему он так одет: шлем, щит, копье, сандалии, латы до колен, доспехи чуть ниже пояса. Обратите внимание, что вся его одежда красного цвета. Почему? спартанцы носили во время войны красную одежду. Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем.       Проведение физкультминутки         Учитель организует проведение физкультминутки      Давайте   мы   свами   проведем   физкультминутку,   для   этого   прошу   всех   встать   около   парты. Возьмите в руки карточки с линиями и мысленно, закрыв глаза, нарисуйте эти линии глазами. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь. 3)               Управление в Спарте.      Учитель организует работу учащихся с текстом документа, при знакомстве с текстом вам нужно прочитать документ, ознакомиться и ответить на вопрос: какое занятие у спартанцев было самым главным.     Ученики знакомятся с текстом документа и находят ответ на вопрос – главным занятием спартанцев   была война.  Учитель: молодцы, давайте внесем новые знания в таблицу.                 Что мы из сказанного можем занести в таблицу о занятиях спартанцев, чем они занимались? Линии сравнения Занятия Спарта Главные занятия земледелие  (илоты) и война (спартанцы). Афины Садоводство, Мореплавание  Виноградарство  Скотоводство (овцы, козы) Основные занятия ремесло и  торговля.                   Учитель   объясняет   систему   управления,   организует   зарисовку   в   тетрадь   схемы управления. За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной и никем   неконтролируемой   властью.   В   совет   входили   самые   достойные   не   моложе   60   лет,   в заседаниях участвовали пожизненно.                            Народное собрание, состоявшее из мужчин­спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением   войны   и   заключением   мира.   Однако   выступать   в   Собрании   имели   право   только старейшины. Остальные криком голосовали «за» и «против» сделанных ими предложений.            Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавались по наследству, но не была велика. Цари входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю.  Схема управления в Древней Спарте Совет старейшин 2   царя   –   военачальники, командовавшие войском 28 старейшин  самые достойные не моложе 60 лет Народное собрание Мужчины­ спартанцы, не моложе 30 лет Учитель:  таким   образом,   государственный   строй   в   Спарте   был   не   демократическим,   а олигархическим (от греческого слова "олигой" ­ немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих.              Учитель предлагает внести новые полученные данные в таблицу и записать определение в тетрадь. Линии сравнения Управление Афины Закладываются основы  демократии. Спарта Власть немногих (спартанцев). Олигархия  Учитель: Обращаю ваше внимание, что главной задачей государства было держать в повиновении илотов.  Запишем в 6 веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.  Воспитание спартанцев.     4)             При изучении четвертого пункта плана учитель обеспечивает просмотр   видеофрагмента «Воспитание мальчиков в Спарте», задает вопросы по видеофрагменту Кто нес большую ответственность за воспитание родители или государство? Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу? С какого возраста мальчиков отбирали у родителей? Почему питание мальчиков было скудным? Какой должна быть речь спартанцев? Учитель интересуется, нет ли у учащихся вопросов по Спарте. Ученики отвечают. Практический этап Учитель организует работу в группах по составлению кластера из прилагательных,   которые охарактеризовали   бы  Древнюю   Спарту,   ее   население   и   порядки.   Для   этого   у   учителя приготовлены щиты­кластеры и прилагательные из  которых нужно выбрать только те, которые относятся к Спарте   игра «Верите ли вы Верите ли вы, что спартанцы не считают  пьянство – серьезным пороком.  Верите ли вы, что питались спартанцы очень  скудно.  Нет, они даже показывали детям пьяных илотов,  чтобы отвратить их от пьянства. Да, делалось это для того, чтобы юноши  привыкли к постоянному голоду и могли его  легко переносить. Верите ли вы, что торговля была любимым  делом спартанцев.  Верите ли вы, что во время войн спартанцы  носили одежды красного цвета.  Нет, торговля у спартанцев была запрещена, и  если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей. Да, во­первых, они считали этот цвет более  мужественным, а во­вторых, им казалось, что  кроваво­красный цвет должен нагонять ужас на  не имеющих боевого опыта противников. Кроме  того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов  позволит скрыть кровь. Рефлексивно­оценочный этап Учитель предлагает оценить факт достижения цели урока:  1.   Познакомились   ли   мы   с   общественным   и   государственным   устройством   Спарты?   Ученики отвечают – да.  2. Сравнили ли мы Афины со Спартой, выявили отличия?  Ученики отвечают – да сравнили. 3. На все ли вопросы совместно составленного плана найдены ответы.  Ученики отвечают – на все Учитель организует комментирование работы учеников за урок, оценивание.       Учитель предлагает произвести самооценку работы на уроке,  ответить на рефлексивные вопросы ученики прикрепляют к доске смайлики: Самооценка: как я усвоил материал:  ­ получил прочные знания, усвоил весь материал ­  «5»; ­ усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»; ­ усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»     Вот посмотрите, какая картинка у нас получилась – позитивная, большинство учеников усвоили материал. Благодарю всех за работу на уроке.    Домашнее задание Учитель организует запись домашнего задания ­прочитать параграф,  ­подготовить вопросы, на которые бы вы хотели получить ответы,  ­Письменно ответить на вопрос хотелось бы вам жить в Спарте? Почему? Привести не менее трех аргументов ­термины. КАРТОЧКА 1 Подготовь ответ на вопрос: «Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?» Для этого вспомни: ­ ­ ­ ­ ­ Кем был Солон? Как он поступил с должниками? Как изменились права демоса? Что такое Народное собрание? Сделай вывод. Приложение 1           Примерный ответ учащегося (Солон был политиком, поэтом и мудрецом Афинского государства! В 594 г. до н. э. он начал свои  реформы в этом государстве. Первым делом он освободил всех должников от кабалы ­ долгового  рабства. Все граждане государства стали участвовать в выборах главного органа власти и судей,  могли присутствовать на любых судебных заседаниях Таким образом, реформы Солона заложили  основы демократии, т. с. власти демоса.)                    КАРТОЧКА № 2 1. Определите, кто из деятелей Афинского государства мог бы сказать о себе такие слова:  «Поверьте, мне было нелегко... Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о  своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от 'камней,  лишивших многих сна и покоя, но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя  дело до конца. И вообще, лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упреки  были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь! А как считаете вы?»  Примерный ответ учащихся:  (Солон. Его реформами были недовольны как аристократы (он лишил их дешевой рабочей силы,  запретив долговое рабство, и усилил роль народного собрания), так и бедняки (Солон не произвел  передела земли). Несмотря на ограниченный характер реформ, Солон заложил основы афинской  рабовладельческой демократии.) 2. В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Для объяснения этого факта есть несколько причин. Какие причины назовете вы? Примерный ответ учащихся  (Греческие мореходы предпочитали плавать вдоль берегов, поскольку корабли были небольшими,  плавание в открытом море, где негде было укрыться во время шторма, опасным; в пасмурную  погоду при отсутствии компаса ориентиро­ваться было очень сложно. Кроме того, небольшой  размер кораблей не позволял брать много запасов пищи и пресной воды.)       КАРТОЧКА 3 1. Найди ошибки:     Солон много сделал чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством. Отныне  архонтом мог стать бедный человек (не знатный, а лишь обладающий богатством). Для решения  мелких распрей и дел (важнейших государственных дел) стали созывать Народное собрание, в  котором участвовали все свободные афиняне, которые назывались демосом (гражданами).      Впервые в истории Солон установил, что судьи должны выбираться из числа всех граждан  независимо от их знатности и богатства. Теперь даже бедняк мог стать судьей.      Выслушав обвинителя, обвиняемого и  свидетелей судьи приступали к открытому (тайному)  голосованию. Они поднимали таблички с решением – «оправдан» либо «виновен» (Каждый должен  был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: черный – обвинение, белый – оправдание). Сравнительная таблица Афин и Спарты в полном виде Приложение 2 Линии сравнения Население Занятия Управление Афины Рабы (чужеземцы) и  свободные (аристократы и  демос). Садоводство, Мореплавание  Виноградарство  Скотоводство (овцы, козы) Основные занятия ремесло и  торговля.    Закладываются основы  демократии. Спарта Спартанцы и илоты (рабы) Главные занятия земледелие  (илоты) и война (спартанцы). Власть немногих (спартанцев). Работа с историческим документом Приложение 3 «ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым ­ пища, посуда, одежда. Чтобы  спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили  железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе,  чтобы железо стало хрупким. Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже  питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали  несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы  вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему  не только отказали, но вдобавок оштрафовали.      Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь,  осажденный врагами. Этими врагами были, прежде всего, илоты.»  Какое занятие у спартанцев было самым главным?

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"

Разработка урока по теме: "Древняя Спарта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2019