ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1945-53 гг.», 9 класс.
Учитель
Цель урока: определить роль и место советской внешней
политики в разжигании «холодной войны»
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с терминологией исторического периода, с
документами эпохи; сравнить события указанного периода с решениями Ялтинской и
Потсдамской конференций; повторить изученный материал по теме «Вторая мировая
война»; сделать выводы о роли и месте советской внешней политики в разжигании
«холодной войны»;
- развивающие: вырабатывать умение делать выводы из самостоятельно полученной информации, из материала учебника;
способствовать развитию
исторического мышления учащихся; продолжать развитие и совершенствование
навыков анализа исторических документов; продолжить формирование умения давать
монологический развернутый ответ;
- воспитательные: продолжить выработки навыков групповой дискуссии.
Тип урока: изучение нового материала; комбинированный (эвристическая беседа, работа в группах)
Оборудование: учебники «История Отечества»; «Новейшая история»; политическая карта мира; оформление доски: задачи урока; презентация, раздаточные материалы: пакеты документов (копии слайдов); групповые опросные листы.
Приложение:
I. Задания группам:
II. Опросные листы
III. Подборки слайдов по группам (6 вариантов):
1 группа - начало «холодной войны»: СССР (слайды 7-14+ док.2, с.234).
2 группа - начало «холодной войны»: речь У.Черчилля в Фултоне (слайды 15-19 + док. 1, с.234).
3 группа – первый этап «холодной войны»: западный блок (США и союзники) (слайды 20-28 + док.3, 4, с.234-235).
4 группа – первый этап «холодной войны»: СССР и Восточная Европа (слайды 29-38).
5 группа - раскол Германии (слайды 39-45).
6 группа - корейская война (слайды 46-54).
IV. Вопросы на доске:
· Насколько послевоенные международные отношения соответствуют решениям Ялтинской и Потсдамской конференций?
· Была ли альтернатива подобному развитию?
· Что такое «холодная война»?
· Какова роль внешней политики СССР в разжигании «холодной войны»?
Домашнее задание: §29, вопросы и задания.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
1 |
Организационный момент |
Мы с вами много говорили о послевоенном Советском Союзе. Вы помните, что мир после войны изменился – стал двухполюсным, а СССР стал сверхдержавой. Значит, и международная политика в огромной степени зависела от политики СССР. Сегодня мы поговорим с вами об этом. Сообщение темы, целей и задач урока; разбивка учащихся на 6 групп (слайд 1). |
Учащиеся рассаживаются по группам в соответствии с заранее произведенной разбивкой.
Учащиеся записывают тему и план урока, разбиваются на группы. |
2 |
2
|
Проверка дом. задания Актуализациязнаний для подготовки к новой теме |
Как можно кратко назвать послевоенный режим СССР? Как вы считаете, каким образом это отразилось на международных отношениях? Что еще могло повлиять негативно?
Вызов двоих учащихся к доске с заготовкой таблицы «Ялта. Потсдам» Для того, чтобы вы яснее представили себе послевоенный мир, давайте заслушаем наших докладчиков (троих – с подготовленными дома краткими сообщениями). Доклады иллюстрируются слайдами 2-6. |
Учащиеся отвечают (апогей тоталитаризма; скорее всего, доверие между союзниками, сложившееся во время войны, исчезло; ядерное оружие, созданное США, создание военно-политических блоков, «холодная война»). Двое учащихся на доску выписывают пункты решений Ялтинской и Потсдамской конференций. Одновременно класс слушает подготовленные дома краткие сообщения «Послевоенная Югославия. Характеристика Иосипа Броз Тито», «Послевоенная Германия», «Послевоенная Корея». |
10 |
3 |
Постановка цели занятия перед учащимися |
Итак, сегодня мы должны определить роль и место советской внешней политики в разжигании «холодной войны». Сейчас вы получите задания для работы в группах, касающиеся послевоенной истории отдельных стран и блоков. - Как вы считаете, на какие вопросы вы должны найти ответы? |
Каждая группа получает свой пакет слайдов и документов с заданием, результаты выполнения которого заносятся в опросные листы.
Класс формулирует локальные задачи, намечая ход конкретной работы в группе (факты, говорящие о роли этой страны или блока; насколько события соответствуют решениям Ялтинской и Потсдамской конференций, была ли альтернатива этим действиям). |
3 |
4
|
Организация восприятия и осмысления новой информации, творческое ее применение |
Начинайте работать. Задачи вы сформулировали, не забывайте заносить результаты в опросные листы – вам с ними потом выступать. У вас 15 минут. Время! Заслушаем результаты вашей работы. Задача выступающих – четко сформулировать свои выводы из опросного листа. Задача слушающих – кратко записать эти выводы. Потом обменяйтесь опросными листами для доработки (Слайды 7-54). |
Учащиеся работают в группах – выстраивают минипрезентацию и пишут аннотацию к ней в опросном листе Отчеты групп, записи в тетрадях. Обмен опросными листами, сравнение записей в них с записями в тетрадях, сделанными во время отчетов групп; при необходимости дорабатывают. |
25 |
5 |
Обобщение изучаемого на уроке |
Слайд 55, затем внимание учащихся обращается на доску с задачами урока: Итак – какова же роль и место внешней политики СССР в разжигании «холодной войны»? |
Учащиеся формулируют выводы, способствующие решению проблемы урока (нарушение решений конференций, СССР – активный участник «ХВ»). |
3 |
6 |
Контроль, оценка знаний |
Задание: письменно сформулировать ответ на вопрос: «Чему я научился на этом уроке?» Выставление оценок за урок. |
Учащиеся рефлексируют свои умения. |
1,5 |
7 |
Домашнее задание |
Большое спасибо всем за отличную работу! Запишите домашнее задание. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
0,5 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.