Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."
Оценка 5

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Оценка 5
Презентации учебные +1
docx
история
9 кл
30.05.2017
Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."
Публикация является частью публикации:
Приложение к ХВ.docx
Приложение                        1 группа ­ начало холодной войны: США и Запад У.Черчилль: «железная завеса опустилась на континент»  Из речи, произнесенной в г. Фултоне 5 марта 1946 г.                    От  Штеттина  на  Балтике  до  Бреста   на  Адриатике   железная  завеса  опустилась  на континент.   За   этой   линией   хранятся   все   сокровища   древних   государств   Центральной   и Восточной Европы, Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти   знаменитые   города   и   население   в   их   районах   находятся   в   советской   сфере   и   все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. Только Афины с их бессмертной славой свободны решать свое   будущее   на   выборах   под   наблюдением   англичан,   американцев   и   французов.   Польское правительство,   находящееся   под   господством   русских,   поощрялось   к   огромным   и несправедливым   посягательствам   на   Германию.   Имеет   место   массовое   изгнание   миллионов немцев в масштабах, которые мы, к сожалению, не могли вообразить. Коммунистические партии, которые   были   очень   незначительны   во   всех   этих   восточных   государствах   Европы,   достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства превалируют почти во всех этих странах и до настоящего времени, за исключением Чехословакии, в них не существует никакой подлинной демократии.   Турция   и   Персия   глубоко   встревожены   и   обеспокоены   претензиями,   которые осуществляет Московское правительство.                    Русские   в   Берлине   пытаются   создать   квазикоммунистической   партию   в   своей оккупационной зоне в Германии посредством предоставления национальных привилегий левому крылу германских лидеров. Если в настоящее время Советское правительство пытается при помощи сепаратного действия создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, то это вызывает серьезное затруднение в английской и американской зонах и дает побежденным немцам возможность играть на противоречиях между советскими и западными демократиями. Какие бы выводы   ни   делались   из   этих   фактов   —   а   это   действительно   факты   ­   несомненно,   это   не освобожденная Европа, ради создания которой мы боролись. Это также не Европа, которая содержит   основу   прочного   мира.   Безопасность   всего   мира   требует   единства   в   Европе,   от которого ни одну страну не надо отталкивать навсегда...                  ...Я   не   верю   в   то,   что   Советская   Россия   хочет   войны.   Она   хочет   плодов   войны   и безграничного   распространения   своей   силы   и   своих   доктрин...   Русские   больше   всего восхищаются силой, и нет ни чего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил.           Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть,   что   будет   означать   подобное   сотрудничество   на   море,   в   воздухе,   области   науки   и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил. 2 группа — начало холодной войны: СССР.  Из Устава ООН            Статья 1. Организация Объединенных Наций преследует цели:  Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира...  Статья  41.  Совет   Безопасности   уполномочивает   решать,   какие   меры,   не   связанные   с   исполнением вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений ... Эти меры   могут   включать   полный   или   частный   перерыв   экономических   взаимоотношений.   Железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств   сообщения, а также разрыв дипломатических отношений  Статья 42.  Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в Статье 41, могут   оказаться   недостаточными...   он   уполномочивает   предпринимать   такие   действия   воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми...»  И. В. Сталин: «миллионы «простых людей» стоят на страже дела мира...»  Из интервью корреспонденту газеты «Правда»  Вопрос:  Как   Вы   расцениваете   последнюю   речь   г.   Черчилля,   произнесенную   им   в Соединенных Штатах Америки?  Ответ:  Я расцениваю ее как опасный акт рассчитанный, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.  Вопрос:  Можно   ли   считать   что   речь   г.   Черчилля   починяет   ущерб   делу   мира   и безопасности?  Ответ: Безусловно, да. По сути дела г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны   Г.   Черчилль   и   его   друзья   в   Англии   и   США   предъявляют   нациям,   не   говорящим   на английском языке вроде ультиматума: признайте наше господство.  «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами»  Из   указа   Президиума   Верховного   Совета   СССР  15  февраля   1947   г   Воспретить   браки   между   гражданами   СССР   и   иностранцами.     Поручить   Президиумам Верховных Советов союзных республик привести законодательство республик в соответствие с настоящим Указом.  Сборник законов СССР  и  Указов Президиума Верховного Совета СССР за 1947г.  М., 1948. С.36 3 группа — югославская модель социализма  После войны единственной реальной политической силой являлась армия, составленная  из бывших партизан, с коммунистической партией во главе.  31.1   1946   принимается   конституция     в   соответствии   с   которой   образовано   6 самостоятельных республик (Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, БиГ, Македония). Все они по советскому образцу подчинены центральному правительству. Сближение трех балканских стран   ­   Югославии,   Болгарии   и   Албании,   планы   присоединения  к  Югославии,   стремление коммунистов   Югославии   играть   ведущую   и     самостоятельную   роль   на   Балканах   привели   к конфликту между Сталиным и Тито.  Коренной поворот от союзнических отношений к конфронтации Москва сделала,  узнав о заседании Политбюро ЦК КПЮ, где было принято решение не соглашаться на федерацию с Болгарией, предприняты попытки разместить югославскую военную базу в Албании. Постепенно обостряясь,   конфликт   привел   к   тому,   что   была   принята   резолюция   «О   положении   в Коммунистической партии Югославии» с резкой критикой Тито и его сторонников. Отношения Югославии с коммунистическими партиями и странами Восточной Европы были разорваны.  Из воспоминаний М. Джиласа о встрече югославской и болгарской делегаций со Сталиным и Молотовым. 10 января 1948 года  «Первым слово получил Молотов, который коротко как обычно, сообщил, что возникли серьёзные расхождения между советским правительством, с одной стороны, и югославским и болгарским правительства ми, с другой стороны...  Молотов   хотел   подробнее   коснуться   заявления   Димитрова   в   Бухаресте   о   создании восточноевропейских федераций... Но Сталин его прервал:  ­Товарищ Димитров слишком увлекается на пресс­конференции и не следит за тем, что говорит...  Димитров пытался объяснять, оправдываться. Но Сталин все время его перебивал, не давая закончить...  Димитров примирительно и почти послушно:  ­ Верно, мы ошиблись. Но мы учимся и на этих ошибках во внешней политике.  Сталин резко и насмешливо:  Учитесь! Занимаетесь политикой пятьдесят лет и исправляете ошибки!  Я   искоса   посмотрел   на   Димитрова:   уши   его   покраснели,   а   по   лицу...   пошли   крупные красные пятна... Мне его было жаль. Волк с Лейпцигского процесса дававший отпор Герингу фашизму в зените их силы, выглядел уныло и понуро».  Георгий   Димитров   (1882­1949)   был   представителем   Коминтерна   в   Германии, арестован нацистами. Его попытались обвинить в поджоге рейхстага. В Лейпциге нацисты провели   открытый   процесс   над   ним   в   1934   году.   Димитров   мужественно   защищался   и добился   оправдательного   приговора,   после   чего   жил   в   Москве.   Он   был   генеральным секретарем   Коминтерна   до   его   роспуска.   После   войны   возглавил   коммунистическое правительство Болгарии.  Организованная   Сталиным   экономическая   политическая   блокада   Югославии   заставила Тито пересмотреть советскую модель управления. Тито пошел на серьёзную децентрализацию. Теоретически   югославская   модель   строилась   исходя   из   критики   советской   системы.   В Советском Союзе, считали югославские теоретики, произошло перерождение социального строя. Главный порок советского режима они видели в этатизме, под которым понимали сращивание партийного аппарата с государственным при подчинении первым второго. В результате рабочий класс оказался отстраненным от власти, которая перешла в руки «нового класса» ­ партийно­ государственной   бюрократии.   Учитывая   это,   основы   новой   политической   и   экономической системы в Югославии складывались в течение 50­х ­ начала 60­х гг. на принципах «прямого самоуправления трудящихся». Основной ячейкой общественного устройства провозглашались коммуны   (общины).   На   предприятиях   вводилось   рабочее   самоуправление,   что   должно   было подчеркивать социалистический характер собственности и производительных  отношений.  На   деле   югославская   система   самоуправления   лишь   несколько   смягчила коммунистический режим. Особенно это сказалось в области средств массовой информации, культуры, расширения связей с внешним миром. В целом же югославская система сохранила автократические   черты,   что   наиболее   наглядно   проявилось   в   культуре   И.   Броз   Тито   и   его безграничной   власти.   Бюрократический   централизм   был   опущен   с   общественного   уровня   на республиканский.   Помимо   общего   центра   возникли   политические   центры   в   республиках   и автономных   краях.   Вокруг   этих   центров   началось   формирование   этнократических (этнобюрократических) кланов, что для многонациональной Югославии имело далеко идущие последствия.  Под   термином   «этнократия»   следует   понимать   новый   общественный   слой,   элементы которого возникают вследствие коммунистической социальной инженерии и экспериментов в области национальной политики.  Неоспоримый   авторитет   Тито   и   слава   спасителя   страны   от   фашистов   делали   его безусловным арбитром во всех вопросах. Его мнение было конечным, потому что иного не могло быть   ни   у   кого.   Достаточно   напомнить,   что   «старый   большевик»   председатель   компартии Югославии и вице­президент страны М. Джилас лишился не только поста, но и партбилета за то, что позволил себе публично выступить за расширение свободы слова. Двумя годами позже за «упорство ереси» он был отправлен в тюрьму.  Тот (Тито) частично согласился с критикой, но каяться отказался, чем навлек на себя настоящий гнев вождя. В 1948 году из Югославии были отозваны советские  специалисты. Тито обвинили в отклонении от марксизма­ленинизма. Однако пленум ЦК югославских коммунистов не принял эти обвинения и поддержал Тито. Коммунисты всего мира стали клеймить Тито как «агента империализма», но югославские коммунисты не дали своего лидера в обиду и в свою очередь провели чистку в партии. 16 тысяч «сторонников Москвы» оказались в специальных лагерях на островах Адриатики, 5 тысяч югославов эмигрировали. В странах Восточной Европы начались   «поиски»   агентов   «клики   Тито»,   показательные   процессы   над   ними.   После   этого конфликта страны Восточной Европы, кроме Югославии стали сателлитами СССР. 4 группа — раскол Германии  Из Декларации об освобожденной Европе. Февраль 1945 г.  Премьер Союза Советских Социалистических Республик, Премьер­Министр Соединенного Королевства  и  Президент  Соединенных  Штатов Америки  консультировались  между  собой  в общих интересах своих стран и народов освобожденной Европы. Они совместно заявляют о том, что они договорились между собой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в   освобожденной   Европе   политику   своих   трех   Правительств   в   деле   помощи   народам, освобожденным от господства нацистской Германии, и народам бывших государств­ сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем... В соответствии с принципами Атлантической хартии о праве всех народов избирать форму правительства, при котором они будут жить, должно быть обеспечено восстановление   суверенных   прав   и   самоуправления   для   тех   народов,   которые   были   лишены этого агрессивными нациями путем насилия...  Цитата по: Тегеран. Ялта. Потсдам. С.185­189 Из решений Берлинской конференции  «Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный Совет, являются:  I. Полное разоружение и демилитаризация Германии...  а)  все  сухопутные,  морские  и  воздушные  вооруженные  силы  Германии,  СС, СА, СД и гестапо со всеми организациями... будут полностью и окончательно упразднены...  III.   уничтожение   национал­социалистской   партии   и   ее   филиалов   и   подконтрольных организаций... ".  4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима... должны  быть отменены...  5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении  нацистских мероприятий... должны быть арестованы и преданы суду  6. Все члены нацистской партии...должны быть удалены с общественных или  полуобщественных должностей... » 5 группа ­ Корейская война  США начали создавать свои базы и опорные пункты по всему периметру границ СССР и Китая, втягивая в новые военные блоки страны Азии и Тихого океана. В 1951 году был создан блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия и США), в том же году США и Япония подписали сепаратный мирный договор и одновременно договор безопасности, по которому на территории Японии   сохранялись   американские   войска.   Позже   была   создана   Организация   договора   Юго­ Восточной   Азии   (СЕАТО)   в   составе   США,   Великобритании,   Франции,   Австралии,   Новой Зеландии,   а   также   Пакистана,   Филиппин   и   Таиланда.   На   Ближнем   Востоке   был   создан антисоветский Багдадский пакт (Турция, Иран, Ирак, Пакистан и Великобритания), позже его переименовали в Организацию Центрального договора (СЕНТО).  В   1950   году   США   были     вынуждены   впервые   использовать   свои   вооруженные   силы,   вмешавшись в конфликт на Корейском полуострове. В годы второй мировой войны между союзниками было достигнуто соглашение о том, что  японская колония Корея получит после разгрома Японии независимость. После войны Корея   была оккупирована с севера Советским Союзом, с юга — США.  Граница между двумя зонами оккупации проходила по 38­й параллели. Были созданы, как и в Германии, два правительства, соперничество   между   которыми   усиливалось   по   мере   роста   напряженности   в   советско­ американских отношениях. К 1949 году войска СССР и США были выведены из Кореи, в обеих её   частях   проведены   выборы.   25   июня   1950   года   войска   Северной   Кореи   перешли демаркационную линию по 38­линии а начали стремительно продвигаться на юг. США  добились в ООН признания действий Северной Кореи, как агрессивных и принятия решений об оказании помощи   Южной   Корее.   Под   флагом   ООН   на   Корейском   полуострове   высадились   войска нескольких   государств,   но   большую   их   часть   составляли   американцы.   Началась   Корейская война, которая шла с переменным успехом до 1953 года. Высадив 15 сентября 1950 года войска под флагом ООН в Инчхоне, в тылу ушедшей на юг северокорейской   армии,   американцы   к   концу   октября   вышли   на   демаркационную   линию   и   освободили   Южную   Корею.   Генерал   Макартур,   командовавший   объединенными   силами,   убедил Трумэна использовать представившуюся возможность ликвидировать северокорейский и объединить   Корею.   1   октября   началось   наступление   на   север,   к   концу   месяца   была   взята   столица Северной Кореи Пхеньян, американские войска вышли к китайской границе. В этот момент   в   конфликт   на   стороне   Северной   Кореи   вмешался   Китай.   26   ноября   китайские «добровольцы»   при   поддержке   танков   и   самолётов   перешли   в   наступление   и   заставили американцев в беспорядке отступать, фронт удалось стабилизировать южнее демаркационной линии.  Генерал Макартур предложил расширить масштабы конфликта: нанести ядерные удары по   Северо­Восточному   Китаю   и   установить   блокаду   его   побережья.   Но   для   Трумэна   было очевидно, что в этом случае СССР, который до этого ограничивался лишь посылкой летчиков в Корею, будет вынужден вмешаться и война перестанет быть региональной. План Макартура был отвергнут, а сам он отправлен в отставку. В январе 1951 года фронт окончательно замер на демаркационной   линии,   а   в   июне   по   инициативе   СССР   начались   переговоры   о   перемирии, которые завершились уже после смены американского президента ­ в январе 1953 года им стал Дуйат   Эйзенхауэр   ­   смерть   И.В.   Сталина.   Обе   стороны   довольствовались   восстановлением довоенной   границы.   Корея   осталась   расколотой.   Корейская   война   была   высшей   точкой конфронтации   Востока   и   Запада   в   первом   цикле.   Она   показала   обеим   сверхдержавам,   что региональный конфликт грозит перерастанием в глобальный, чего не хотели допустить ни та, ни другая сторона. Поэтому обе стороны довольствовались возвратом к прежнему положению. 6 группа — первый этап холодной войны  Из воспоминания С.П.Королева. Я спросил Юлия Борисовича, почему же идут на самый примитивный вариант. Он объяснил: важно как можно скорее продемонстрировать, что бомба у нас имеется; кроме того, известны размеры люка «Боинга», сбросившего бомбу на Хиросиму, наше устройство вполне проходит в этот люк.  Восторг по поводу первого успешного испытания был огромный. Все обнимались друг с другом, даже с Берией... Берия для всех, и для нас в том числе, был вторым человеком в стране и пользовался огромным авторитетом...  Самым болезненным и неприемлемым для многих и многих ученых было отрицание теории относительности и квантовой механики, генетики и кибернетики, борьба с космополитизмом. В этом   отношении   на   «объекте»   воздух   был   чистым.   Это   была   заслуга   руководителей   и объяснялось  также   тем,  что  среди  нас  были   Игорь   Евгеньевич  Тамм  и   Андрей   Дмитриевич Сахаров, ученые абсолютно бескомпромиссной порядочности...  Для заключенных на «объекте» висел такой плакат:  Запомни эту пару строк:  Работай так, чтоб снизить срок.  Мы, ученые, применяли это и к себе: за два года, с 1947 по 1949­й, создали атомную бомбу. Довольно быстро была сделана также водородная бомба. Эта работа до сих пор являет собой образец, как надо решать очень трудную, глобальную задачу. Когда же в 1969­м я вернулся в Москву, ничего подобного я уже не видел. Ни концентрации сил, ни концентрации финансов...  Литературная газета 1990. 6 июня.  ИНФОРМАЦИОННОЕ   БЮРО  КОММУНИСТИЧЕСКИХ   И   РАБОЧИХ   ПАРТИЙ,   бюро   представителей   ряда  коммунистических  и  рабочих  партий   для   организации   обмена  опытом  и   координации  их  деятельности   на   основе   взаимного   согласия.   В   Информбюро   представлены   Болгарская   коммунистическая   партия,   Венгерская   партия   трудящихся, Итальянская коммунистическая партия, Польская объединённая рабочая партия.   Румынская   рабочая   партия,   Коммунистическая   партия   Советского   Союза,   Французская   коммунистическая   партия,   Коммунистическая   партия   Чехословакии.   Информбюро   было   создано   по   решению   Информационного   совещания   некоторых   компартий,   состоявшегося   в   Польше в конце сентября 1947. Очередные совещания Информбюро состоялись в январе 1948 г., в июне 1948 и в ноябре 1949. Решения Информбюро и его печатный орган газета «За прочный мир,   за   народную   демократию!»   оказывают   огромную   помощь   народам,   рабочему   классу, коммунистическим и рабочим партиям в борьбе за демократию.  Энциклопедический словарь, М. БСЭ. 1953г. «...Совещание   признало   необходимым   создать   Совет   Экономической Взаимопомощи...» Из заявления МИД СССР 1949 г. В январе этого года в Москве состоялось экономическое совещание   представителей   Болгарии,   Венгрии,   Польши,   Румынии,   Чехословакии.   Совещание констатировало значительные успехи в развитии экономических отношений между указанными сторонами,   выразившиеся   прежде   всего   в   большом   росте   товарооборота.   …Совещание установило   далее,   что   правительства   США,   Англии   и   некоторых   других   стран     Западной Европы, по сути дела, бойкотируют торговые отношения со странами народной демократии и СССР, т. к. эти страны не считают возможным подчиниться диктату плана Маршалла, поскольку этот план нарушает суверенитет стран и интересы их национальной экономики. Учитывая это обстоятельство,   совещание   обсудило   вопрос   о   возможности   организации   более   широкого экономического сотрудничества стран народной демократии и СССР. Для осуществления более широкого   экономического   сотрудничества   стран   народной   демократии   и   СССР   совещание признало необходимым создать Совет Экономической Взаимопомощи из представителей стран —   участников   совещания   на   основе   равноправного   представительства   с   задачей   обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу взаимопомощи.

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."

Разработка урока "Советская внешняя политика в 1945-53 гг."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017