Разработка урока "Воды суши.Реки" География, 5класс

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок – исследование, урок изучения нового материала с использованием ИКТ, словесных, наглядных и практических методов обучения. Урок призван сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека. Материал способствует осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе.
Иконка файла материала география, 5кл.docx
ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА  Предмет Класс Тема и номер урока в теме Базовый учебник география 5 Урок №23: «Воды суши. Реки»  Тема 2.3   Гидросфера Раздел II  Геосферы Земли   ЛетягинА.А.   География.   Начальный   курс:   5класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных учреждений /А.А. Летягин; под общ. ред. В.П.Дронова – М.: Вентана – Граф, 2013 Цели  урока:    1. Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно­коммуникационных  технологий;  расширить и углубить  знания о реках; 2. продолжить формирование умений работы с географической картой,  умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде Задачи:        1.развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; получать и обрабатывать информацию;       2. развивать умения работать с  географической картой, информационным материалом; составлять описание географического объекта по плану;      3.  способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе. Тип урока: урок «открытия» нового знания Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.Планируемые результаты: предметные знакомство с новыми терминами, практические навыки работы с картами, с мультимедийным оборудованием, расширение  кругозора, формировать представление о реке и ее частях, речной системе; научить устанавливать  причинно­следственные связи между  характером и направлением течения реки и рельефом, научить показывать истоки, устье, притоки рек на карте; составлять описание реки по  плану; регулятивные УУД_­  умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ,  отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;  выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий; познавательные УУД   ­ умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно­следственные связи,   добывать новые знания из  источников ЭОР, перерабатывать  информацию для получения необходимого результата; коммуникативные УУД ­ организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать  индивидуально и в парах, уметь общаться и взаимодействовать друг с другом; личностные результаты ­ осознавать необходимость изучения темы, оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации. Необходимое   техническое   оборудование:  видеофрагмент «Реки России», презентация  «Река», ресурсы сети Интернет, учебник.   физическая   карта   России   и   мира,   атласы,   компьютер,     мультимедийный   проектор, Структура и ход урока   Этап урока  Действия учителя  Действия учащихся 1этап. Организационн о ­  мотивационный Приветствие учащихся.  Эмоционально –  положительный настрой на  урок, создание атмосферы   успеха, доверия. Приветствие учителя, настрой на работу Проверка   подготовленности   учащихся   к уроку. Учащиеся выполняют краткий тест  на повт: 1. Гидросфера – это оболочка  Личностные результаты осознание ценности географическ их знаний, как важнейшего Метапредметные результаты Предметные результаты объяснение существенных признаков понятий, использование умение организовы­этап урока   2.Этап   Актуализация  знаний  Продолжаем изучать водную  оболочку Земли –               а  символом этой оболочки,     что является? Учитель читает  стихотвор. ­ загадки.  ­ Много меня ­ пропал бы мир, Мало меня ­ пропал бы мир.  ­   Книзу   летит   капельками,  А кверху ­ невидимкою.                                     (вода)  ­   Мы   говорим:   она   течёт; Мы   говорим:   она   играет; Она   бежит   всегда   вперёд, Но никуда не убегает.                               (река) видеофильма Просмотр «Реки России» http://www.youtube.com/watch? v=ySiZCEJNpY0    ­ Как вы думаете, о чём же  пойдёт речь сегодня на уроке?     Тема урока «Реки» Назовите известные вам реки. Обратите внимание на карту.  Вы увидите множество нитей  голубого цвета, их огромное  множество. Все это реки. А как вы думаете, что такое  река? а) твердая, б)жидкая, в)газообразная 2.Какую   часть   Земли   занимает   Мировой океан?  3. Какой воды на Земле больше:  а) соленой, б) пресной.   компонента научной картины мира Л, Р,П для   их решения учебных задач.     свою вать деятельность, определять   ее   цели   и задачи На основе ранее полученных знаний,  видеофильма  учащиеся отвечают на вопрос. «О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (О реках.0 Демонстрируют  навыки устного  выступления.  Записывают  тему урока в тетрадь. Умение  работать  индивидуальн о, в группах П К Л Индивидуальная и групповая работа  учащихся с настенной картой и атласом. овладение  практическими  умениями работы с   картами…, атласом.3.Этап   Освоение нового материала А как вы думаете, что такое  река? Попробуйте самостоятельно  дать определение, что же  такое река? Сверим свои определения с  тем, что записано в учебнике. Показ слайдов №1­3 Из каких частей состоит река? Что может быть истоком  реки? А каким бывает устье? Слайд№4­5 Откройте в атласах  физическую карту России и  определите устье рек    Лена,  Енисей, Волга, Обь  А теперь совершим  воображаемое путешествие по  реке от истока до устья.  Предлагается работа с  учебником пар.17    рис.62,  с.97   (Презент сл.6­7) Аналогично по мере  Учащиеся под контролем учителя  находят в учебнике    пар.17определение  «Река»с.96  (дети читают определение, затем записываю  в тетрадь)      Смотрят и выполняют задания в парах Заполняют таблицу Работая   в   группах   учащиеся   выполняют работу,   которую     1уч–ся(командир)   от группы представляет классу. Представляют все   группы,   учащиеся   определяют   лучший вариант под контролем учителя.    Демонстрируют  навыки устного  выступления  и  работы с  настенной картой  и атласом, таблицей.   Индивидуальная и групповая работа  учащихся с настенной картой и атласом,  рисунком в учебнике.   Умение работать с  учебником, картой; умение вести  самостоятельный  поиск, анализ,  отбор  и представле­  ние информации   Л П К Умение определять понятие     Умение   добывать новые   знания из источников ЭОР, перерабатыва ть информацию для получения необходимого результата; Оценивать свои   умения, деятельность работы одноклассник ов Умениезнакомства с новыми  понятиями   появляются новые слова –речная система,  водораздел, бассейн. . Покажите на карте  следующие реки:  Ангара, Обь, Енисей, Терек, Нил, Инд,  Днепр, Ока, Кама, Иртыш,  Амазонка, Конго. Объясняет  как   определить правый и левый берег Ребята,     так     почему   реки текут?     (исток   находится выше, чем устье) Физкультминутка    Используя   текст     и   рисунки учебника, слайды  презентации №8­12 выпишите особенности равнинных   и   горных   рек   в таблицу. Заполняют таблицу в опорном конспекте. Работа с учебником и презентацией: найти и объяснить эти определения .   определять понятие Работа с учебником стр. 97 (по группам)  рис. 62 и зад стр. 51 р.т.(на к/карте) Работа с атласом и картой мира Выдвигают гипотезы, анализируют,  делают  выводы, высказывают свои мнения,  определяя правильный ответ Физкультминутка  Ищут в атласах, показывают на карте. Работа в парах. Определяют равнинные,  горные реки Заполняют таблицу в опорном конспекте Равнинные реки Горные реки   Умение выбирать материал из источника и правильно заполнять таблицу Умение обобщать, классифицир овать, устанавливать причинно­ следственные связи, добывать новые   знания из источников ЭОР, перерабатыва ть информацию для получения необходимого результата 4этап.  Организует деятельность по  Проверка совместно с учащимися, учителем Слайд13   Обсуждение   плана и запись его в тетрадь. К Р Л  Отвечают   на овладениеРабота по плану, описание любой реки  Определяют   уровень   1. своих результатов.   2.   Определяют   уровень   одноклассников   достижений   достижений Проверка полученных результатов. Закрепление знаний способов действий   и применению новых знаний:  Практикум практич. работа  «Описание реки по плану»  ( слайд14) 1.Название реки; 2.На каком материке  находится; 3.Исток (начало реки); 4.Устье (место впадения); 5.Направление течения; 6.Притоки (левые и правые); 7.Питание реки; 8.Хозяйственное  использование.(сл.15­17) 5этап. Рефлексия   Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с  планом работы, записанным  на доске, и оценить меру  своего личного  продвижения к цели и  успехи класса в целом На ваших партах  находятсякружки  разного  цвета, отражающие ваше  настроение с урока: красный –  хорошее, синий – нехорошее,    Выделяют  существенные признаки,  обобщают;  развитие   навыков   умение взаимодейств овать с и людьми работать   в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами Работать   в коллективе Р К П   вопросы   опорном конспекте в практическими  умениями работы с     информации   вести   Умение самостоятельный анализ, самоанализ6этап. домашнее задание. желтый ­ удовлетворительное.    1.Изучить материал параграфа17(всем   учащимся), понятия по теме 2.Задание   по   желанию   на «Подготовить выбор: кроссворд,   фотоколлаж, буклет  по теме урока».         Ресурсы проведения урока. http://www.fcior.edu.ru .fcior.edu.ru Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий к ЭОР http://www.youtube.com/watch?v=ySiZCEJNpY0 http://festival.1september.ru/ презентация  «Река» А.А.Летягин. География. 5­6 кл. Методическое пособие. (ФГОС), М.: Вентана – Граф, 2014 Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. Профессиональная компетентность учителя географии / География и экология в школе XXI века,2010 Бахчиева О.А., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. Методические рекомендации «Планета Земля», Москва, «Просвещение, 2008  Лобжанидзе А.А. «Планета Земля» учебник для 5­ 6 классов, Москва «Просвещение»