Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)
Оценка 5

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)

Оценка 5
Мероприятия
doc
русская литература
10 кл—11 кл
31.01.2017
Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)
Здесь представлены материалы для ознакомления учащимися с творчеством поэта с его биографией,с той эпохой,когда жил крупнейший поэт двадцатого века. Учащиеся могут познакомиться с поэтом,просмотрев фрагменты из документального фильма о поэте. Здесь они услышат высказывания и воспоминания современников поэта,услышать произведения поэта в исполнении учащихся.Здесь представлены материалы для ознакомления учащимися с творчеством поэта с его биографией,с той эпохой,когда жил крупнейший поэт двадцатого века. Учащиеся могут познакомиться с поэтом,просмотрев фрагменты из документального фильма о поэте. Здесь они услышат высказывания и воспоминания современников поэта,услышать произведения поэта в исполнении учащихся.
Внеклассное мероприятие по литературе.doc
Внеклассное мероприятие,  посвященное творчеству  Бориса Пастернака                                                                             Подготовила  Дарибай Р.М. Благодарная средняя школа 10 ­11 классы Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака Цели: знакомство с личностью русского писателя и эпохой, в которую он жил; знакомство с литературным наследием писателя и особенностями его творчества; формирование выразительного чтения; воспитание художественного вкуса и эстетического наслаждения от встречи с поэзией. Тихо звучит музыка(Ария из сюиты №3 ре мажор И.Баха и слайд с портретом Пастернака)Вместе  с музыкой  начинает свой рассказ ведущий Он награжден  каким­то вечным детством Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была его наследством, А он ее со всеми разделил        (Анна Ахматова) Музыка замолкает. 1 ведущий Писатель Борис Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, «талант исключительного  своеобразия», как сказал о нем М. Горький.  Он родился и жил в эпоху великих преобразований, переворотов, революций. Он пережил царя,  временное правительство, три революции, две мировые войны… Все это не могло не отразиться на  его поэзии. «На протяжении жизни поэт проходит несколько творческих циклов, проделывает несколько  витков вверх по спирали постижения природы, общества, духовного мира индивидуума. И вместо с  ним тот же путь проходит читатель, чтобы понять поэта… Но уже сейчас очевидно и доказано, что  наследие Пастернака входит в сокровищницу русской и мировой культуры ХХ века», ­ говорил Лев Озеров. 2 ВЕДУЩИЙ  Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к славе и величию Своею жертвой путь прочертишь.    Эти строки Бориса Пастернака как нельзя лучше отражают суть его жизни, жизни художника,  жертвой прочертившего путь к славе и величию. Фрагмент из документального фильма.(03.32­04.14) 3. ВЕДУЩИЙ. В 1912 г. Б. Пастернак на 3 летних месяца поехал в Марбургский университет,  тогдашний центр философской мысли, где преподавали такие светила, как Наторп, Коген, Гартман.  Город поразил его своим великолепием. «С десятого шага я перестал понимать, где нахожусь, ­  писал Пастернак. ­ Я вспомнил, что связь с остальным миром забыл в вагоне… Если бы это был  только город! А то какая­то средневековая сказка!» 4. ВЕДУЩИЙ. Здесь же, в Марбурге, Пастернак встречает свою первую любовь. Он знакомится с  дочерью чаеторговца Идой Высоцкой и делает ей предложение. Девушка отвечает отказом. Это  событие запечатлено в вершине любовной лирики поэта, стихотворении «Марбург», который  бормотали на улицах студенты, сокурсники, провожая ее домой уже в конце 20­х годов из  института. ЧТЕЦ (на фоне музыки).  Я вздрагивал. Я загорался и гас, Я трясся: я сделал сейчас предложенье, ­  Но поздно, я сдрейфил, и вот мне ­ отказ.  Как жаль ее слез: я святого блаженней!  Я вышел на площадь. Я мог быть сочтен  Вторично родившимся. Каждая малость Жила и, не ставя меня ни во что,  В прощальном значеньи своем подымалась.  Плитняк раскалялся, и улицы лоб  Был смугл, и на небо глядел исподлобья  Булыжник, и ветер, как лодочник, греб По липам. И все это были подобья.  Но как бы то ни было, я избегал  Их взглядов. Я не замечал их приветствий.  Я знать ничего не хотел из богатств.  Я вон вырывался, чтоб не разреветься...  Когда я упал пред тобой, охватив  Туман этот, лед этот, эту поверхность  (Как ты хороша!) ­ этот вихрь духоты...  О чем ты? Опомнись! Пропало. Отвергнут...  1 ВЕДУЩИЙ. В университете Борис занимается с таким успехом, что ему даже предлагают через  год вернуться в Марбург для защиты докторской диссертации. Занятия философией отразятся и в  поэзии. Целый цикл Пастернак так и назовет «Занятье философией», а открывать его будет  стихотворение «Определение поэзии». ЧТЕЦ (на фоне музыки).  Это ­ круто налившийся свист,  Это ­ щелканье сдавленных льдинок,  Это ­ ночь, леденящая лист,  Это ­ двух соловьев поединок.  Это ­ сладкий заглохший горох,  Это ­ слезы вселенной в лопатках,  Это ­ с пультов и флейт ­ Фигаро  Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать  На глубоких купаленных доньях,  И звезду донести до садка  На трепещущих мокрых ладонях.  Площе досок в воде ­ духота.  Небосвод завалился ольхою,  Этим звездам к лицу б хохотать,  Ан вселенная ­ место глухое.  2 ВЕДУЩИЙ. Но философия не станет судьбой. Серьезно и глубоко занимаясь философией,  Пастернак в то же время тяготился академической узостью. После поездки в Марбург он решает  бросить философию и всецело посвятить себя поэзии. СЛАЙД 12. 3 ВЕДУЩИЙ. Весной 1913 г. Пастернак блестяще закончил университет. Одновременно в  созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» вышел альманах, в котором  напечатаны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои  сборники. ЧТЕЦ (на фоне музыки).  Февраль. Достать чернил и плакать!  Писать о феврале навзрыд,  Пока грохочущая слякоть  Весною черною горит.  Достать пролетку. За шесть гривен  Чрез благовест, чрез клин колес  Перенестись туда, где ливень  Еще шумней чернил и слез.  Где, как обугленные груши,  С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат  Сухую грусть на дно очей.  Под ней проталины чернеют,  И ветер криками изрыт,  И, чем случайней, тем вернее  Слагаются стихи навзрыд.  4 ВЕДУЩИЙ. Ранняя лирика Пастернака переполнена преклонением перед природой, в которой  есть душа, любовь и язык. Поэт прислушивается к ее голосам и фиксирует их. Его стихи  «срываются» и «обрушиваются», и надо или отойти в сторону от этого потока, или выдержать его,  не захлебнувшись. 1 ВЕДУЩИЙ. Существовала какая­то таинственная, глубинная связь между обликом,  психическим складом этого человека и характером его стихов. С первых шагов в поэзии он  обнаружил особый почерк, особый строй средств и приемов. К стихам Пастернака надо было  привыкать, надо было в них вживаться. 2 ВЕДУЩИЙ. Сам Б. Пастернак писал: Стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их  достоинства. Разносящей средой звучания является личность. Старая личность разрушается, новая  не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима. ЧТЕЦ (на фоне музыки).  Иль я не знаю, что, в потемки тычась, Вовек не вышла б к свету темнота, И я урод, и счастье сотен тысяч Не ближе мне пустого счастья ста? И разве я не мерюсь пятилеткой, Не падаю, не подымаюсь с ней? Но как мне быть с моей грудною клеткой И с тем, что всякой косности косней? Напрасно в дни великого совета, Где высшей страсти отданы места, Оставлена вакансия поэта: Она опасна, если не пуста. 3 ВЕДУЩИЙ. С 1914 Пастернак примыкает к содружеству футуристов «Центрифуга», близко  знакомится с Маяковским. В 20­е годы он полностью отдается поэтическому творчеству. Выходит его сборник «Поверх  барьеров», в котором он стремится встать «поверх» войны, «поверх» революции, «поверх» борьбы  классов в стране и искусстве. 4 ВЕДУЩИЙ. На войну 1914 года он ответил призывом к гуманности, к сочувствию, желанием  избавиться от «дурного сна» или, вернее, заснуть накрепко, закрыть глаза перед страшным ликом  жизни, уйти в любовные переживания. 1 ВЕДУЩИЙ. В 1921 году родители Пастернака и его сестры покидают советскую Россию и  обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими  эмиграционными кругами вообще, в частности с М. Цветаевой. В 1922 году выходит программная  книга поэта «Сестра моя – жизнь». И в том же году он женится на художнице Евгении Лурье Песня « Никого не будет в доме» ( видео «Никого не будет в доме») 2 ВЕДУЩИЙ. На конец 20­х – начало 30­х годов приходится короткий период официального  советского признания творчества Пастернака. Издаются его книги, а критики с удовольствием  размещают в прессе положительные отзывы. Правда, поэту приходилось читать нарекания за  некоторую вычурность. ЧТЕЦ (на фоне музыки).  Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится, Где воздух синь, как узелок с бельем У выписавшегося из больницы. Где вечер пуст, как прерванный рассказ, Оставленный звездой без продолженья К недоуменью тысяч шумных глаз, Бездонных и лишенных выраженья. 3 ВЕДУЩИЙ. Пастернак принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР. Его большой однотомник с 1933 по 1936 годы ежегодно переиздается. Познакомившись с Зинаидой  Нейгауз, в то время женой пианиста Нейгауза, вместе с ней в 1931 году совершает поездку в  Грузию, где знакомится с грузинскими поэтами и их творчеством.(фрагмент 07.29­07.48) 4 ВЕДУЩИЙ. А между тем надвигалась вторая половина 30­ых годов. Страну накрыла волна  политических репрессий. Выступая в 1934 году на Всесоюзном съезде советских писателей,  Пастернак призывал: «Не жертвуйте лицом ради положения». Над его головой стали сгущаться  тучи, поэту дали понять, что ему не избежать ареста. 1 ВЕДУЩИЙ. С 1936 года поэт поселяется в подмосковном поселке Переделкино. С середины 30­ ых годов и до конца жизни одним из главных занятий Пастернака становится переводческая  деятельность. Он переводит трагедии Шекспира, Шиллера, «Фауста» Гете и многое другое,  стремясь при этом не к передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию  «русского Шекспира». Эти переводы были не только источником заработка, но давали ему  нравственную опору в жизни. 2 ВЕДУЩИЙ. Одновременно он переводил и грузинских поэтов. И так вышло, что переводы эти  дошли до Сталина и, более того, очень ему понравились. Есть воспоминания свидетелей о  поведении Сталина, когда ему доложили, что готовится арест Пастернака. Вождь внезапно вслух  произнес грузинские стихи в переводе Пастернака: Цвет небесный, синий цвет, Полюбил я с малых лет, С детства он мне означал Синеву иных начал. И теперь, когда достиг Я вершины дней своих, В жертву остальным цветам Голубого не отдам...   А потом Сталин добавил: «Оставьте его, он ­ небожитель». 3 ВЕДУЩИЙ. В начале сороковых годов после долгого перерыва Пастернак вновь начинает  писать стихи, которые вошли в книгу «На ранних поездах». В начале Великой отечественной войны  Пастернак добивался разрешения уйти на фронт, но был с семьей эвакуирован в г. Чистополь на  Каме, где в ту пору жили другие писатели. 4 ВЕДУЩИЙ. В 1943 совершил поездку на фронт, результатом чего явились очерки «В армии», а  стихи «Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Победитель» вошли в книгу «На ранних поездах», в  которой предстает образ автора как гуманиста и патриота. ЧТЕЦ. И вот пришло заветное мгновенье: Он разорвал осадное кольцо. И целый мир, столпившись в отдаленьи, В восторге смотрит на его лицо. Как он велик! Какой бессмертный жребий! Как входит в цепь легенд его звено! Все, что возможно на земле и в небе, Им вынесено и совершено. 1 ВЕДУЩИЙ. Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление  общества. Но радостные предвестия свободы оказались ложными, и в их свете Пастернак начал  писать роман Доктор Живаго ­ свое последнее, любимое и трудное дитя. Над этой книгой он  работал более 10 лет, она была завершена в 1956 году, получив окончательное название «Доктор  Живаго».  (Фрагмент 24.35­24.56) 2 ВЕДУЩИЙ. Роман стал почти автобиографическим. Поэт давно чувствовал, что ему чего­то не  хватает. Он долго вынашивал идею большого романа, но никак не мог приступить к воплощению своего замысла. Справиться с нерешительностью ему помогло «пробуждение резкого и счастливого личного отпечатка». 3 ВЕДУЩИЙ. В 1946 году в редакции журнала «Новый мир» он познакомился с Ольгой  Ивинской, заведующей отделом начинающих литераторов. Ей было 33 года. За ее плечами —  нелегкий жизненный опыт. Впрочем, жизненные невзгоды никак не отразились на ее внешности.  Ольга была необычайно хороша — нежная, женственная, с огромными глазами и золотистыми  волосами. Их любовь вспыхнула, как свеча, жизнь вплелась в роман, а роман стал жизнью. Песня «Свеча горела»  3 ВЕДУЩИЙ. Однажды вечером Ольгу Ивинскую увезли на Лубянку. Пастернак был уверен:  Ольгу посадили из­за него — «чтобы на мучительных допросах под угрозами добиться достаточных оснований для судебного преследования». «Ее геройству и выдержке я обязан тем, что в те годы  меня не трогали», — был убежден поэт. Ивинскую приговорили к пяти годам лагерей.  У Пастернака случился инфаркт. 4 ВЕДУЩИЙ. Работа над романом, которую Пастернак рассчитывал закончить за 2­3 года,  растянулась на целое десятилетие. Тем не менее «Доктор Живаго» был закончен и разослан  в редакции. Однако его издание затянулось еще больше, более чем на 30­летие. В Советском Союзе  никто не решался напечатать его. В 1956 г. Пастернак дал согласие на публикацию романа  в Италии.(фрагмент 44.05­44.38) 1 ВЕДУЩИЙ. Телеграмма: Стокгольм. В шведскую академию. «В связи со значением, которое  придает награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного  отличия. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ…» Б. Пастернак» 1 ВЕДУЩИЙ. После отказа Пастернака международный скандал утихает, но страсти переходят  на бытовой уровень. Гонорары за переводы не выплачиваются, договоры расторгаются, спектакли  по переводам Пастернака сняты из репертуаров театров. Жить не на что. 2 ВЕДУЩИЙ. Но газеты пишут, что Пастернак получил миллионы за изданный в Европе роман.  На самом деле он занимает на жизнь. Тем временем, юридическая коллегия по иностранным делам  сообщает Пастернаку, что у него на счетах в Швейцарии и Норвегии большая сумма денег. 3 ВЕДУЩИЙ. Пастернак просит ЦК о получении некоторой суммы с обязательством передать  часть денег в помощь престарелым писателям. В ответ от Пастернака требуют отказаться от всех  гонораров, но перевести их полностью в Москву и передать в официальный комитет защиты мира. С начала 1960 года Пастернак стал чувствовать себя хуже. Он отчетливо осознавал неизлечимость  своей болезни. 30 мая 1960 года Б. Пастернака не стало. 4 ВЕДУЩИЙ. С тех пор прошло много лет. Издан, наконец, «Доктор Живаго», печатаются  массовыми тиражами, о которых автор не мог и мечтать, его стихи и проза. Его читают, о нем  много говорят и пишут. Все это заставляет с горькой радостью вспомнить слова, сказанные  Пастернаком за два года до смерти: «Вероятнее всего через много лет после того, как я умру,  выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность  последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила». 1 ВЕДУЩИЙ. Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой  классики с достижениями русского символизма и авангарда. Роман «Доктор Живаго» на  протяжении нескольких десятилетий оставался одним из самых читаемых русских романов во всем мире, во многом определяя представление о русской литературе ХХ века. Песня «Поэты не рождаются случайно»  2 ведущий. Наше мероприятие  хотелось бы закончить словами известного критика, исследователя  творчества поэта Льва Озерова: «Наследие Б. Пастернака законно входит в сокровищницу русской  и мировой культуры нашего века. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и  строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью... и  поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия».

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)

Разработка "Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Бориса Пастернака"( 10-11 классы литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017