Разработка внеклассного мероприятия "Мы вместе делали Победу..."
Оценка 5

Разработка внеклассного мероприятия "Мы вместе делали Победу..."

Оценка 5
Мероприятия
docx
история +1
Взрослым
23.05.2018
Разработка внеклассного мероприятия "Мы вместе делали Победу..."
Презентация к внеклассному мероприятияю "Мы вместе делали Победу..." (41 слайд)
Мероприятие Мы вместе делали победу .docx

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

«Мы вместе делали Победу…»

Задачи: 

- воспитывать любовь к родине через интерес к  истории  и ее традициям;

- расширить знания студентов о Великой Отечественной войне;

- ознакомить студентов с вкладом ученых - химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне,     рассказать о глубоком патриотизме и героизме людей науки;

- расширить  кругозор студентов при ознакомлении с химическими веществами в военном деле.

- воспитывать  патриотические чувства: уважение    к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, экран.

 

Ход мероприятия

Преподаватель истории: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.(слайд 1 )

 

Преподаватель истории: Вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз 22.06.1941 года оборвал мирный труд жителей  страны. Уже 23 июня стал первым днем мобилизации, объявленной правительством СССР. В армию призывались сразу 14 возрастов, то есть все военнообязанные, которые родились в период с 1905 по 1918 год. Им предстояло участвовать в сражениях самого тяжелого первого периода войны. (слайд 2-3 )

В 1941 году на фронт ушел каждый восьмой житель  Краснодарского края. (слайд 4-5 )

 Начались кровавые  военные будни. О них мы много говорим на всех мероприятиях.                                                                  Но война- это и 4,5 года жизни в тылу, тяжелой и самоотверженной.  Это очень важная часть нашей истории. Ведь все наши люди делали Победу, и на фронтах, и в тылу.

 

         Студент 1: Воевали-то в основном мужчины, но огромная тяжесть легла на плечи женщин и детей в тылу. В дни войны, преодолевая огромные трудности, женщины заменили своих мужей, отцов, братьев, сыновей у станков и в поле. И не согнулись они от этой тяжести, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины. (слайд 6)

Студент  2:  Вся экономика была переведена   с мирного положения на военное. (слайд 7-9 )С самого начала войны все основные промышленные предприятия края полностью или частично переводи­лись на выпуск военной продукции. Так, на краснодар­ском заводе «Октябрь» был освоен выпуск комплек­тующих деталей для снарядов знаменитых «катюш». На заводе имени Седина, продолжая выпускать стан­ки, стали изготовлять отдельные узлы для танков, корпуса для бронебойных артиллерийских снарядов, минометов, ручных гранат. (слайд 10 ) Маргариновый завод и Адыгейский консервный комбинат начали изготов­лять детали для минометов; лаборатория Краснодар­ского химико-технологического института присту­пила к выпуску бутылок с самовоспламеняющейся жидкостью. Различные артели стали производить гра­наты и мины или детали к ним.

Студент 3: Промышленность Кубани продолжала наращивать выпуск военной продукции, несмотря ни на какие трудности. Например, для бесперебойной работы по выполнению заданий командования часть оборудо­вания Новороссийского судоремонтного завода была перенесена в подземную штольню, где трудились круглосуточно. Основной персонал Новороссийского порта, в том числе инженерно-технический состав, перешел на казарменное положение.(слайд 11 )

Студент 4: На новороссийском  заводе   «Красный двигатель» организовали  производ­ство минометов; на цементных заводах - производ­ство противотанковых  надолбов, бетонных плит для взлетно-посадочных аэродромов, цементных авиабомб; на шиферном заводе - производство противотанко­вых мин. Швейные  предприятия перешли на выпуск  гимнастерок, брюк, шаровар, шинелей, телогреек, армейских ушанок,  другого имущества. Из 1685 промышленных предприятий края 1245 давали продук­цию для фронта. (слайд 12-14 )

Уже с сентября 1941 года началась организованная работа по сбору теплых вещей и белья для Красной Армии. Была создана краевая комиссия по сбору теплых вещей Уже к концу сентября по краю было собрано 5000 полушубков, 1788 шинелей, свыше четырехсот меховых жилетов, более 16 тысяч ватных курток, свыше 9 тысяч валенок, большое количество перчаток, рукавиц, носков, белья, одеял и других вещей.  (слайд 15)

     Студент 1: (слайд 16-18)  Не забываем, что Кубань сельскохозяйственный регион. Армии был нужен хлеб. Поэтому перед сельским хозяйством встали также огромные задачи. Одной из главных задач военной перестройки сельского хозяйства была орга­низация уборки урожая. В  первые же дни войны тысячи механизаторов были призваны в ар­мию. Возникло патриотиче­ское движение женщин и девушек-комсомолок за ов­ладение сельхозтехникой. На  Кубани, где уборка началась раньше всех, женщин  обучали всего две-три недели. В уборке первого военного урожая уча­ствовало все трудоспособное население деревни, а так­же подростки, учащиеся 5-10-х классов, старики. С  февраля 1942 г. увеличивался в 1,5 раза обяза­тельный минимум трудодней для колхозников. Ми­нимум распространялся на подростков 12-16 лет. В качестве поощрения на предприятиях широко использовались продовольственные и про­мышленные товары, выдавались дополнительные кар­точки.

Студент 2: (слайд 19-20) Кроме всего,  наш регион  всегда был уникальной Здравницей. Уже к  15 сентября 1941г. в Краснодарском крае развернуто 86 госпиталей, в том числе 45 - в Сочи, восемь в Краснодаре, семь - в Армавире, три - в Ейске и т. д., всего более чем на 31 тысячу мест. Для лечения и ухода за ранеными потребовалось большое количество медикаментов, хозяйственных принадлежностей, обслуживающий персонал.    Высокое чувство патриотизма нашего народа на­шло свое яркое выражение в широком развитии до­норского движения. В крае только от доноров-комсо­мольцев было получено 18 тысяч литров крови. Это дало возможность спасти жизнь многим тысячам тя­желораненых воинов. Как показывает статистика, применение в годы войны в госпиталях наряду с дру­гими лечебными мерами донорской крови способство­вало тому, что почти 73 процента раненых были воз­вращены в строй.

Преподаватель химии: Уже в первые дни войны, с фронтов поступали известия о необычайных подвигах советских солдат. Вся экономика перестраивалась. И перестраивалась она силами детей и женщин, которые вставали на место, уходивших на войну отцов и мужей. Однако не обо всём писали газеты, и не обо всех подвигах вещало радио. Ведь война шла не только на полях сражений и в цехах заводов, она, тихая и потому ещё более опасная велась в лабораториях воюющих держав. Ни для кого не секрет, что в годы Первой Мировой войны германские войска использовали химическое оружие, так что же помешает им задействовать его ещё раз? Эти и многие другие вопросы волновали советских учёных также как волновали генералов данные разведки о местоположении и действиях врага. Каждое открытие, совершаемое с целью помочь фронту это тоже подвиг, другое дело, что это подвиг не сильно волновавший тогда простых рабочих и крестьян, да и солдат тоже, ведь эти подвиги косвенно влияли на ход военных действий, не сказываясь открыто. Они не убивали немецких солдат, с их помощью не брали города, и не уничтожались армии, но без них мы вряд ли бы увидели красное знамя, развевающееся на куполе Рейхстага.(слайд 21)   

Студент 3: Вспомним начало войны, 1941 г. Немецкие танки рвались к Москве, Красная Армия буквально грудью сдерживала врага. Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС (Качугина–Солодовникова), или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945 г. – в Берлине. Что представляли собой бутылки КС? К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось. «Боевой счет» бутылок впечатляет: по официальным данным, за годы войны с их помощью советские бойцы уничтожили 2429 танков, самоходных артиллерийских установок и бронемашин, 1189 долговременных огневых точек, деревоземельных огневых точек (дзотов), 2547 других укрепительных сооружений, 738 автомашин и 65 военных складов.(слайды 22,23)

Студент 4: Многие наши сверстники в военные годы во время налетов дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы. Начинкой таких бомб была смесь порошков  алюминия-Al, магния-Mg и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. (слайды 24,25)

Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей красивым ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно делался более ровным, ярким и белым – это загорался магний. Наконец, когда цель была освещена и видна так же хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание.

Студент 1: Трудная задача стояла перед войсками противовоздушной обороны. На нашу Родину были брошены тысячи самолетов, пилоты которых уже имели опыт войны в Испании, Польше, Норвегии, Бельгии, Франции. Для защиты городов использовали все возможные средства. Так, помимо зенитных орудий небо над городами защищали наполненные водородом шары (аэростаты), которые мешали пикированию немецких бомбардировщиков. Во время ночных налетов пилотов ослепляли специально выбрасываемыми составами, содержащими соли стронция и кальция. Ионы кальция  Са2+окрашивали пламя в кирпично-красный цвет, ионы стронция  Sr2+ – в малиновый. (слайд 26)

Студент 2: Искусственно созданные дымовые завесы помогли сохранить жизни тысяч советских бойцов. Эти завесы создавались при помощи дымообразующих веществ. Прикрытие переправ через Волгу у Сталинграда и при форсировании Днепра, задымление Кронштадта и Севастополя, широкое применение дымовых завес в берлинской операции – это далеко не полный перечень использования их в годы Великой Отечественной войны. Одним из первых дымообразующих веществ был белый фосфор. Дымовая завеса при использовании белого фосфора состоит из частичек оксидов фосфора (Р2О3, Р2О5) и капель фосфорной кислоты.(слайд 27)

       Студент 3: За вторую мировую войну было израсходовано около 800 млн. т стали на производство орудий, танков, бронепоездов, артиллерийских установок, военных кораблей. За последние три года войны было произведено 660 тыс. орудий, 1 млн. 350 тыс. ручных и станковых пулеметов, около 6 млн. автоматов.

Потребовались стали со специальными свойствами: прочностью, вязкостью, ударной вязкостью (вязкость в процессе ударов снарядами, пулями). Для этого в состав стали вводили легирующие элементы, такие, как никель- Ni,  хром-Cr,  марганец-Мn, титан-Ti. Сплавы железа в виде броневых плит и литья толщиной 10-100 мм использовались при изготовлении корпусов и башен танков, бронепоездов. Наши танки по сравнению со всеми немецкими танками имели лучшую подвижность, проходимость, большой запас хода, абсолютное превосходство в броне и вооружении.Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони, которая содержала большой процент никеля и делала её сверхпрочной.(слайд 28)

Студент 4: Ведение войны требовало повышенного расхода алюминия. Чистый алюминий, несмотря на легкость, не обладал необходимыми для изготовления оболочек самолетов и конструкций кораблей прочностными свойствами – морозостойкостью, коррозийной стойкостью, ударной вязкостью, пластичностью. Многочисленные исследования советских ученых в 1940-е гг. позволили разработать сплавы на основе алюминия с примесями  магния-Mg,  марганца-Мn,  меди-Cu, титана-Ti. Некоторые из них подвергались термообработке и использовались при создании конструкций самолетов в конструкторских бюро С.А.Лавочкина, С.В.Ильюшина, А.Н.Туполева. Таким сплавом является дюралюмин (94% Al, 4% Cu, 0,5% Mg, 0,5% Mn, 0,5% Fe, 0,5% Si).В первых «Катюшах», управляемых ракетных снарядах, использовались сплавы  алюминия-марганца(Al–Mn)  и  алюминия-магния(Al–Мg).(слайды 29,30)

Студент 1: Какие же еще металлы находили применение в военное время? Свинец – тяжёлый металл. Именно это свойство явилось причиной его широкого использования в огнестрельном оружии. В годы войны литий приобрел особое значение. Металлический литий бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняли аэростаты. Трассирующие пули с добавками  лития при полете оставляли сине-зеленый след. Соединения лития использовались на подводных лодках для очистки воздуха. Стали с добавкой молибдена очень прочны, из них отливали стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолётов, автомобилей. Из ванадиевой стали изготавливали облегчённые автомобили, солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках.(слайд 31)

Преподаватель химии: А теперь давайте вспомним фамилии ученых – химиков, ученых-медиков, которые внесли неоценимый вклад в дело общей победы. Это Арбузов А.Е. (синтезировал химические вещества для оптических приборов), Зелинский Н. Д.(создатель авиационного топлива в годы ВОВ), Вольфкович С.И.(химические грелки для бойцов),  Шостаковский М.Ф. и Постовский И.Я.(бальзам Шостаковского от обморожений, ожогов, для заживления ран), Ермольева З.В., супруги Гаузе Г.Ф. и Бражникова М.Г. (синтез отечественных антибиотиков), и многие-многие другие… (слайды 32-37)

Заключение  (Слайды 38-41)
Студент 2
- Четыре горьких года - годы подвигов и страданий. Миллионы человеческих жизней. И вот сообщения о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Кадры кинохроники, счастливые лица людей. Радость со слезами на глазах.

 Победа. Она не только в испепеляющих залпах «катюш»,  в бравурных речах вождей и даже не в грохоте победных салютов. Она в полубезумных лицах старух, бредущих в кадрах военной кинохроники с распростертыми объятьями навстречу врывающимся в село «тридцатьчетверкам». Она в дорожных стрелках на дорогах Подмосковья, указывающих расстояние до Берлина. Она в восторженном шепоте «Наши!», несущемся вслед за проплывающими над оккупированными территориями бомбардировщиками с красными звездами на крыльях. Она в общем деле всех тружеников тыла – рабочих эвакуированных заводов,  работников сельского хозяйства, ученых, медиков и многих других. Вечная слава им и память их подвигам!


 

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ « Мы вместе делали

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ « Мы вместе делали

Краснодар­ского химико-технологического института присту­пила к выпуску бутылок с самовоспламеняющейся жидкостью

Краснодар­ского химико-технологического института присту­пила к выпуску бутылок с самовоспламеняющейся жидкостью

Преподаватель химии : Уже в первые дни войны, с фронтов поступали известия о необычайных подвигах советских солдат

Преподаватель химии : Уже в первые дни войны, с фронтов поступали известия о необычайных подвигах советских солдат

Наконец, когда цель была освещена и видна так же хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание

Наконец, когда цель была освещена и видна так же хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание

Катюшах», управляемых ракетных снарядах, использовались сплавы алюминия-марганца(Al–Mn) и алюминия-магния(Al–Мg)

Катюшах», управляемых ракетных снарядах, использовались сплавы алюминия-марганца(Al–Mn) и алюминия-магния(Al–Мg)
Скачать файл