Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся" (русский язык и литература)
Оценка 4.7

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся" (русский язык и литература)

Оценка 4.7
Карточки-задания +1
docx
русский язык
10 кл—11 кл
04.04.2017
Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной  компетенции учащихся" (русский язык и литература)
Разработанный комплекс заданий выполняет несколько функций: диагностирующую(позволяет выявить исходный уровень культуроведческой компетенции), обучающую ( дает информацию о культуре), контрольную(проверяет наличие определенных знаний и умений) , функцию актуализации знаний, воспитывающую(нацеливает не только на презентацию своих знаний о языке и культуре народа, но и на размышления, предполагающие обоснование своего отношения к русской культуре). Данное занятие может использоваться на уроках по культуре речи.
Диагностический комплекс.docx
Диагностический  комплекс культуроориентировочных вопросов и заданий. 1. Прочитайте данные ниже английские пословицы. Как бы вы выразили  ту же мысль с помощью русских народных пословиц и поговорок? ­ Плохой работник с инструментами не в ладу. ________________________________________________________________ ­ Одна птица в руках стоит двух в кусте. __________________________________________________________________­ Обжегшееся дитя огня боится. __________________________________________________________________ ­ Друг в беде есть настоящий друг. __________________________________________________________________ ­ Хорошее начало – половина сражения. __________________________________________________________________ ­ Медовый язык, а сердце из желчи. __________________________________________________________________ ­ Один утренний час лучше двух вечерних. __________________________________________________________________ ­Похожие, как две горошины. __________________________________________________________________ ­ Каково дерево, таков и плод. __________________________________________________________________ ­ Разве может леопард избавиться от пятен?  __________________________________________________________________ 2. Запишите десять пословиц, в которых  говорилось бы о ценностях  русского народа (о Родине, о труде, о семье, о высоких нравственных  качествах человека, о свободе, о знаниях). 3. В культурах различных народов животные обозначают качества  человека. А какие качества обозначают эти животные в русской  культуре? 1.Свинья во вьетнамской культуре означает глупость, а в русской _________. 2. Медведь в китайской культуре означает неуклюжесть, тупость и  бездарность, во вьетнамской – наглость, а в русской ____________________. 3.Обезьяна во вьетнамской культуре означает нелюдимость, в японской  ассоциируется с деревенщиной, а в русской ___________________________. 4. Собака во вьетнамской культуре означает нечистоплотность, в японской –  фискала, а в русской _______________________________________________. 5. Осел во вьетнамской культуре означает терпение, а в русской __________. 6. Курица во вьетнамской культуре означает трудолюбие, а в русской______ _________________________________________________________________. 7. Слон во вьетнамской культуре означает силу, в Индии это символ  стройного, грациозного человека, а в русской __________________________. 8. Лошадь в японской культуре означает дурака, а в русской _____________. 9. Пчела в казахской культуре означает злобность, недовольство, а в русской _________________________________________________________________. 10. Волк в киргизской культуре добрый, грозный, сильный, храбрый,  красивый, а в русской ______________________________________________. 4. С какими историческими событиями и особенностями быта Древней  Руси связаны следующие устойчивые выражения? 1. Заткнуть за пояс ­ ________________________________________________ 2. Спустя рукава ­ __________________________________________________ 3. Лясы точить ­___________________________________________________ 4. Встать в тупик ­ _______________________________________________ 5. Канитель тянуть ­ _______________________________________________ 6. Вольному воля ­ ________________________________________________ 7. Бить челом ­ ____________________________________________________ 8. Коломенская верста ­ __________________________________________ 9. Заговаривать зубы ­ ____________________________________________ 10. Не выносить сор из избы ­ _______________________________________ 5. Какие события и обычаи русских людей отразились в данных ниже  словах? 1. Опростоволоситься – ____________________________________________ 2. Распоясаться – ___________________________________________________ 3. Очуметь – ______________________________________________________ 4. Брататься – _____________________________________________________ 5. Пустозвон – _____________________________________________________ 6. Божиться – _____________________________________________________. 7. Затрапезный – __________________________________________________. 8. Здравствуй – ____________________________________________________. 9. Город – ________________________________________________________. 10. Двенадцать – __________________________________________________. 6. Представьте себе, что вы разговариваете с жителем Китая,  и он  рассказывает вам о культуре своего народа. Выберите один из  предложенных вариантов текста и ответьте на вопрос.  1. Значение красного цвета в культуре Китая.      Китайцы с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Мы считаем, что  красный цвет тесно связан с солнцем. Солнце приносит всем существам на Земле тепло и жизнь, а  потому красный цвет – это символ жизни счастья, благополучия, света.      В день свадьбы китайская невеста надевает красное платье, красную обувь, красные носки или  чулки и вплетает красные цветы в волосы. В спальне новобрачных по обычаям должна быть красная занавеска, красная простыня, красные одеяла, красные подушки и т.д., все это символизирует  счастье и благополучие в семейной жизни.       В Китае красный цвет является так же символом китайской революции. Китайские рабочие и  крестьяне боролись за свое освобождение под красным флагом. В дни революционной борьбы  освобожденные районы  назывались «красными  районами». Что бы вы смогли рассказать китайцу о символике красного цвета в русской  культуре? 2. О числе, которое является важным в китайской культуре.      В китайской культуре число девять занимает важное место. В представлении китайцев число  девять является священным, символизирует счастье, благополучие, безграничную власть.       В китайском языке слово «девять» созвучно со словом «долгий». Именно поэтому число девять  названо числом китайского императора. У древних китайцев число девять считалось крайним  пределом чисел и представителем неба. Они считали, что небосвод состоит из девяти сфер, а на  Девятом небе находится небесная высь, т.е. дом, где жили императоры. Император называл себя  сыном Неба, поэтому число девять является символом сына Неба. Во дворце стояла стена с  изображением девяти драконов. Какое число занимает важное место в русской культуре? 7. Если бы вашему классу поручили написать детскую энциклопедию о  людях русской культуры. О ком бы вы написали (укажите два – три  имени людей русской культуры, о которых вы имеете достаточно  сведений): 1) композиторы: ___________________________________________________; 2) художники: ____________________________________________________; 3) архитекторы, скульпторы: ________________________________________; 4) писатели, поэты: ________________________________________________; 5) выдающиеся люди русской культуры и истории: ______________________ 8. Продолжите фразу: 1. Русский язык – это зеркало русской культуры, так как … 2. Русский язык – это неиссякаемая сокровищница русской культуры, так как  … 3. Русский язык – это способ передачи достижений культуры от одного  поколения к другому, так как … 4. Русский язык – это особое увеличительное стекло, показывающее нам … 5.Русский язык – это условие русской культуры … 9. Вам дали задание написать сочинение о произведении или предмете  русской культуры. О чем бы вы написали (укажите 2 ­ 3  произведения  или предмета, о которых вы можете написать сочинение ): 1) музыкальное произведение: _______________________________________; 2) произведение живописи: _________________________________________; 3) произведение архитектуры , скульптуры ___________________________; 4) произведение народного декоративно­прикладного искусства: _________ 5) произведение иконописи; _________________________________________; 6) предметы национального быта: ____________________________________; 7) предметы национальной одежды: _________________________________; 8) пословица, поговорка, устойчивое выражение: _______________________ 9) формула речевого этикета: _______________________________________; 10) слово русского языка: ___________________________________________. 10. Прочитайте текст и проанализируйте его по следующему плану.  Поставьте знак вопроса в тех пунктах, где у вас возникают затруднения с  ответом на вопрос. « Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и  представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы?  Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным  пространством…       Что такое воля вольная, хорошо определено в русских лирических песнях, особенно  разбойничьих, которые, впрочем, создавались и пелись вовсе не разбойниками, а  тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами» (Д. С. Лихачев).  Ориентировочные вопросы: 1) Кто автор текста (ученый, общественный или политический деятель,  писатель, искусствовед и т.д. )? Что вы о нем знаете? 2) О чем говорит автор в тексте? 3) На какие особенности ( ценности ) культуры обращает внимание автор  текста? 4) Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет? 5) Какие чувства, эмоции вызывает текст у вас?  6) Встречаются ли в тексте ключевые (важные) слова русской культуры?  Каков их смысл? 7) Что, на ваш взгляд, трудно понять иностранцу, читающему этот текст? 8) Как бы вы помогли человеку другой культуры понять смысл текста? 9) Помните ли вы какие­то строки, в которых говорилось бы о свободе? Если  помните, приведите примеры. 10) Помните ли вы какие­то строки, в которых говорилось бы о воле? Если  помните, приведите примеры. 11. Назовите несколько известных вам 1) блюд русской кухни: _____________________________________________; 2) народных игр: __________________________________________________; 3) названий ремесел, распространенных на Руси:_______________________; 4) народных праздников: ___________________________________________; 5) названий «нечистой силы»:_______________________________________; 6) народных примет: _______________________________________________; 7) древних русских имен: ___________________________________________; 8) русских слов, которых нет в других языках: _________________________ 9) слов, важных для русского человека: _______________________________ 10) имен языческих богов: ___________________________________________ 12. Выскажите свое мнение по одной из проблем: 1) Является ли русский язык ценностью, которую необходимо хранить и беречь? 2) Какие ценности культуры важны для человека? 3) Нужно ли сохранять ценности культуры, чтобы передать их последующим поколениям? 4) Русский писатель И. С. Тургенев назвал русский язык «великим и могучим». Согласны  ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения. 5) В чем заключается богатство русского языка? 13. Чем удивили вас вопросы, на которые вы отвечали? О чем заставила  вас задуматься выполненная работа? Коротко напишите об этом.

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся" (русский язык и литература)

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной  компетенции учащихся" (русский язык и литература)

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся" (русский язык и литература)

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной  компетенции учащихся" (русский язык и литература)

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся" (русский язык и литература)

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной  компетенции учащихся" (русский язык и литература)

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся" (русский язык и литература)

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной  компетенции учащихся" (русский язык и литература)

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся" (русский язык и литература)

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной  компетенции учащихся" (русский язык и литература)

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся" (русский язык и литература)

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной  компетенции учащихся" (русский язык и литература)

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся" (русский язык и литература)

Разработка занятия на тему "Диагностика культуроведческой и коммуникативной  компетенции учащихся" (русский язык и литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017