План-конспект урока
по дисциплине «Русский язык»
для группы 1-го курса очного отделения
Тема: «Устаревшие слова и неологизмы».
Планируемые результаты.
Личностные:
· позитивная мотивация к учебной деятельности;
· пробуждение познавательного интереса к истории своей страны, своего языка;
· осознание лексического богатства русского языка, чувство гордости за свой язык; стремление к речевому самосовершенствованию;
· актуализация сведений из личного жизненного опыта.
Метапредметные:
· целеполагание, планирование собственной учебной деятельности;
· планирование и организация учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками;
· умение пользоваться справочным материалом, в том числе - лингвистическими словарями с целью поиска и выделения необходимой информации;
· построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· соблюдение правил речевого поведения;
· способность к рефлексии.
Предметные:
· формирование представления у обучающихся об устаревших словах и неологизмах как лексических категориях, о различиях между архаизмами и историзмами;
· умение использовать изучаемые категории слов в речевой практике;
· понимание духовно-нравственного смысла произведения;
· умение производить языковой анализ текста художественного произведения.
Понятия: лексика, лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, диалектизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы, авторские неологизмы.
Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения
Вид используемых ИКТ: (мультимедийная презентация).
Оборудование: компьютер, (мультимедиапроектор), ноутбуки.
Методическое обеспечение: (компьютерная презентация), справочные материалы (распечатанные), карточки с заданиями (по количеству обучающихся), словари (школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, этимологические словари), (видеофрагменты), (аудиозаписи).
План урока.
1. Организационный этап. (2 минута)
2. Мотивационный этап. (3 минуты)
3. Актуализация знаний и умений учащихся. (5 минут)
Тест «Лексические группы слов» (15 минут)
4. Создание проблемной ситуации. (3 минуты)
5. Определение темы урока. (2 минут)
6. Постановка цели и задач урока. (3 минут)
7. "Открытие" нового знания (1). (15 минут)
8. "Открытие" нового знания (2). (10 минут)
9. Применение полученных знаний. (5 минут)
Тест «Устаревшие слова и неологизмы» (20 минут)
10. Обобщение. (2 минуты)
11. Рефлексия. Подведение итогов урока. (3 минут)
12. Домашнее задание. (2 минуты)
1. Организационный этап.
Приветствие студентов, проверка готовности рабочего места студентов к учебному занятию. Фиксация отсутствующих
2. Мотивационный этап.
Работа с эпиграфом:
«Человеку тесно жить только в настоящем.
Нравственная жизнь требует памяти о прошлом
и сохранения памяти на будущее –
расширения туда и сюда».
Д.С. Лихачев.
- Как вы понимаете слова академика Д.Лихачева?
- А что, по-вашему, помогает осуществлять эту связь?
(Человек не может жить только одним днем. Ему необходимо сознавать себя частью своего народа, своей страны, чувствовать связь с прошлым своей Родины, опираться на это прошлое, как на фундамент, без которого невозможно строить будущее).
(Культура. Искусство. Литература. Язык. Слово).
3. Актуализация знаний и умений учащихся.
- Сначала проверим, как вы усвоили предыдущий материал.
Задание 1. Терминологический диктант. Я читаю предложения, а вы дополняете их недостающими терминами. Слова вписываем в именительном падеже.
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности, называются…(диалектные)
2) Весь словарный состав языка называется …(лексика)
3) Слова, которые употребляются всеми жителями независимо от места проживания, называются…(общеупотребительные)
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются … (профессионализмы)
5) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются…(омонимы)
6) Слова, разные по написанию, но схожие по значению, называются... (синонимы)
7) Слова, противоположные по значению, называются … (антонимы).
Задание 2. В качестве закрепления ответьте на вопросы теста по лексическим группам слов.
Студенты выполняют тест на платформе Moodle. Время выполнения: 15 минут.
Подведение итогов теста.
Задание 3. На прошлом занятии мы рассматривали тему Заимствованные слова.
Проверка домашнего задания: упражнения 61 и 69. Параграф учебника10.
4. Создание проблемной ситуации.
Объясните лексическое значение слов:
Тишина, лепота, вор, смерд, блокбастер, тать, риелтор, песня, палка.
- Толкование каких слов вызвало у вас затруднение?
- Получается у нас выполнить задание? (Нет).
- Почему не получается?
Обучающиеся объясняют часть слов. Толкование другой части вызывает затруднение.
Причина: Это старые слова, они уже ушли из языка.
5. Определение темы урока.
- О чем у нас сегодня пойдет речь? Попробуйте сформулировать тему урока.
«Устаревшие слова и неологизмы».
6. Постановка цели и задач урока.
Что нам поможет справиться с предыдущим заданием?
(Учебник, словарь, произведения русских писателей).
Каким образом? Вспомните, где и когда вы встречались с этими словами. Какие мысли, чувства, эмоции у вас возникали, при этом? Поделитесь с нами своими ощущениями.
- Попробуем в этом разобраться.
- Итак, какова наша цель на уроке? Какую работу нам необходимо проделать, чтобы прийти к этой цели?
Обучающиеся предлагают свои варианты, затем озвучивается цель (выяснить, что такое устаревшие слова и неологизмы, научиться распознавать их и узнать, что означают слова, вызвавшие у нас затруднение);
и проговариваются пошагово этапы ее осуществления (поработать с теоретическим материалом, словарями, потренироваться применять добытые знания в практической деятельности).
7. "Открытие" нового знания (1).
Лекция преподавателя. Устаревшие слова.
Задание 4. Для закрепления выполняем упражнение 70 (2) учебника. Стр.55.
По цепочке зачитываем предложение и комментируем.
Задание 5. Применение полученных знаний.
- Итак, мы с вами выяснили, что устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы. А сейчас попробуем подобрать синонимы-архаизмы к известным всем словам.
- В течение двух минут вспомните и запишите как можно больше устаревших названий частей человеческого тела. Например, «око - глаз».
8. "Открытие" нового знания (2).
Лекция преподавателя. Неологизмы.
9. Применение полученных знаний.
Задание 6. В течение двух минут вспомните и запишите как можно больше новых слов, появившихся недавно в нашем языке.
Задание 7. Работа с тестом по теме занятия: «Устаревшие слова и неологизмы» (в Moodle). Время на выполнение 20 минут.
10. Обобщение.
Вернемся к словам, вызвавшим у вас затруднение в начале урока. Что теперь вы сможете о них рассказать? Смогли вы теперь по-иному взглянуть на них?
Преподаватель зачитывает слова В.Г. Белинского: «Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе с жизнью народа...»
Приходят к выводу, что в этих словах - часть истории нашего языка и нашего народа.
11. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.
12. Домашнее задание.
Дифференцированное:
1) Составить словарик устаревших слов, встречающихся в произведениях писателей XIX века, изучаемых нами (А.Н. Островского, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова). 10-15 слов.
или
2) Составить словарик неологизмов, используемых вами в повседневной речи. 10-15 слов.
3) Дополнительное задание (по желанию) для сильных обучающихся.
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
«О чем мне поведали устаревшие слова?».
«Неологизмы: вторая жизнь устаревших слов».
4) Записывают домашнее задание: § 11, упр. 75.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.