ГККП «Строительно-технологический колледж г.Кокшетау»
при Управлении образования Акмолинской области
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
учебного занятия № _____________
Дисциплина: русский язык
Группа: Курс:1
Дата:
Тема: Вводные слова и предложения. Обращение.
Тип урока: Повторения и систематизации изученного
Цели урока:
· Знать о вводных словах и предложениях, об их значениях и функции в предложении; знать об обращении и его роли в предложении.
· Уметь находить в предложении вводные слова и определять их принадлежность к той или иной группе; уметь находить обращения, выделять на письме вводные слова и обращения.
Оборудование: м/проектор, компьютер, экран, презентация, таблица «Группы вводных слов по значению».
Литература к уроку: учебник Русский язык 11 класс ЕМН Ф.Г.Брулёва, С.Б.Бегалиева. «Мектеп», 2011г.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть: проверка посещаемости, сообщение целей занятия
II. Опрос и проверка пройденного материала: 1) Устный опрос «В погоне за пятёркой»
- Какое предложение называется простым?
- Какими могут быть предложения по цели высказывания?
- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?
- На какие группы делятся предложения в зависимости от наличия или отсутствия главных членов предложения?
- На какие группы делятся предложения в зависимости от наличия или отсутствия необходимых членов предложения?
- На какие группы делятся предложения в зависимости от наличия или отсутствия второстепенных членов предложения?
- Назовите все типы односоставных предложений.
- Чем может быть осложнено простое предложение?
- Какие члены предложения называются обособленными?
- Когда обычно обособляются определения, выраженные причастным оборотом?
- Когда обособляются обстоятельства?
- Что такое уточняющие члены предложения?
- Какие уточняющие обстоятельства чаще всего используются?
2) Синтаксическая пятиминутка. Произведите полный синтаксический разбор предложения:
Хорошая книга, бесспорно, возвышает душу, вселяя в нее мужество и благородные порывы. (Лабрюйер Ж.)
III. Изучение нового материала о вводных словах.
1) Переход к новой теме: а) «Лингвистическая разминка» - стр. 52 в учебнике: Придумайте предложения с вводными словами наверное, по всей вероятности, по-видимому, должно быть, видно, знать. Есть ли между этими словами стилистические различия?
б) «Вспомним!» - беседа по вопросам на стр. 52
2) Изучение теоретического материала в учебнике на стр. 52-53, параграф 8.
3) Работа по таблице из презентации (значения вводных слов, анализ примеров).
4) «Обратите внимание!»: не относятся к вводным словам и, следовательно, не выделяются запятыми слова: вдруг, ведь, вот, даже, именно, как раз, как бы, примерно, прост, почти, приблизительно, вряд ли.
5) Понятие о вставных конструкциях: материал на стр. 54-55.
IV. Закрепление изученного материала:
1) Сравнительный анализ: упражнение 71 на стр. 53-54
2) Работа с текстом:
n Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу вводные слова, определите их значение.
n Слова для справок:
К счастью, безусловно, во-первых, во-вторых, наконец, бесспорно, по мнению многих, без сомнения, конечно.
Книги_____________ издавн… почитались на Руси. ________________Ярослав Мудрый владел б…льшой библ…отекой. ________________сейчас её следы потер…ны. ___________ когда(нибудь) она будет найд…на.
Самопроверка:
Книги, как известно, издавна почитались на Руси. По утверждению летописцев, Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. К сожалению, сейчас её следы потеряны. Может быть, когда-нибудь она будет найдена.
3) Лингвистическое наблюдение: упражнение 72. Установите, в каких предложениях выделенные слова являются вводными словами, а в каких – членами предложения. Расставьте недостающие знаки препинания:
1. К счастью на дне оврага грудами лежал песок. (Тургенев)
2. Всё его писательство, вся его личная жизнь была порывом к счастью. (Паустовский)
3. На этот раз (по)моему не вышло. (Горький)
4. (По)моему это должна быть крестьянская пехота. (Симонов)
5. Правда глаза колет. (Пословица)
6. Правда провозился я с ним долго. (Паустовский)
7. Всё казалось предвещало лёгкую и скорую победу. (А.Толстой)
8. Это казалось мне маловероятным. (Л.Толстой)
9. Может быть уединение нужно время от времени всем людям, особенно писателям. (Паустовский)
10. Даже не верится, что в природе может быть так тихо. (Чехов).
4) Контроль: цифровой диктант с последующей взаимопроверкой.
Вводные слова |
Члены предложения |
|
|
1.Эта книга кажется мне интересной.
2. Он кажется предпочитает научно-популярную литературу.
3. Чтение детективов должно быть является одним из самых захватывающих занятий.
4. Оформление книжной выставки в библиотеке должно быть закончено к юбилею писателя.
5. Эта вымышленная автором история не может быть правдой.
6. Я может быть ещё не раз вернусь к любимым страницам произведений писателя.
7. К какому литературному направлению (по)вашему относится творчество Фонвизина?
8. Я прочёл комедию «Недоросль» (по)вашему совету.
9. К несчастью главного героя повести читатели не могут остаться равнодушными.
10. К несчастью имя автора «Слова о полку Игореве» не сохранилось
Взаимопроверка:
Вводные слова |
Члены предложения |
2,3,6,7,10 |
1, 4, 5, 8, 9 |
V. Изучение материала об обращении: самостоятельное изучение теоретического материала на стр. 54-55 по плану:
А) определение обращения.
Б) распространённые и нераспространённые обращения.
В) употребление частицы О перед обращением.
Г) пунктограмма «Выделение знаками препинания обращений».
VI. Закрепление изученного об обращении:
Выполнение упражнения 77: определить, какой частью речи распространено обращение
а) прилагательным; б) причастием; в) местоимением; г) существительным в И.п.; д)существительным в косвенном падеже.
1) О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! (А.Григорьев)
2) Город Глупов, о, если бы ты был один. (Евтушенко)
3) Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела? (Лермонтов)
4) Выходи, моё сердечко, слушать песни гусляра. (Есенин)
5) Проснись же, смолкнувшее слово! Раздайся с уст моих опять! (К.Павлова)
VII. Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1
Задание: списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть обращения.
1) Я ближнего люблю, но ты природа-мать для сердца ты всегда дороже. (К.Батюшков)
2) Прекрасны вы поля земли родной. (М.Лермонтов)
3) Ты не пой соловей под моим окном. (А.Кольцов)
4) Как февраль не злись, как ты март не хмурься, а весной пахнет. (Пословица)
5) Отец оставь угрозы свою Тамару не брани. (М.Лермонтов)
6) Рисуй художник вдохновенный картины родины моей. ( С.Дрожжин)
7) Вы друзья мои вероятно любите выбираться на природу. (Г.Гуревич).
8)
Карточка 2
Задание: перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается поставленной цели.
3. Жители города принимают участие в благоустройстве своих районов.
4. Студенты активно участвуют в волонтёрском движении.
5.Повара соблюдают правила по технике безопасности при работе в горячем цеху.
6. Дамир сначала подготовился к семинару, а потом пошёл на тренировку.
7. Преподаватели общеобразовательных дисциплин были объективны при выставлении оценок за семестр.
Карточка 3
Задание: спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)
VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.
IX. Рефлексия
ü Сегодня на уроке мы повторили…
ü Вводные слова могут иметь значения…
ü Я понял (-а), что обращения – это…
ü Мне было несложно…
ü У меня вызывает затруднение…
X. Домашнее задание: Параграф 8, упр.76: распределительное списывание. Выписать нераспространённые обращения в одну колонку, распространённые – в другую.
Преподаватель: _______________________________
Карточка 1
Задание: списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть обращения.
1) Я ближнего люблю, но ты природа-мать для сердца ты всегда дороже. (К.Батюшков)
2) Прекрасны вы поля земли родной. (М.Лермонтов)
3) Ты не пой соловей под моим окном. (А.Кольцов)
4) Как февраль не злись, как ты март не хмурься, а весной пахнет. (Пословица)
5) Отец оставь угрозы свою Тамару не брани. (М.Лермонтов)
6) Рисуй художник вдохновенный картины родины моей. ( С.Дрожжин)
7) Вы друзья мои вероятно любите выбираться на природу. (Г.Гуревич).
Карточка 2
Задание: перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается поставленной цели.
3. Жители города принимают участие в благоустройстве своих районов.
4. Студенты активно участвуют в волонтёрском движении.
5.Повара соблюдают правила по технике безопасности при работе в горячем цеху.
6. Дамир сначала подготовился к семинару, а потом пошёл на тренировку.
7. Преподаватели общеобразовательных дисциплин были объективны при выставлении оценок за семестр.
Карточка 3
Задание: спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)
Карточка 1
Задание: списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть обращения.
1) Я ближнего люблю, но ты природа-мать для сердца ты всегда дороже. (К.Батюшков)
2) Прекрасны вы поля земли родной. (М.Лермонтов)
3) Ты не пой соловей под моим окном. (А.Кольцов)
4) Как февраль не злись, как ты март не хмурься, а весной пахнет. (Пословица)
5) Отец оставь угрозы свою Тамару не брани. (М.Лермонтов)
6) Рисуй художник вдохновенный картины родины моей. ( С.Дрожжин)
7) Вы друзья мои вероятно любите выбираться на природу. (Г.Гуревич).
Карточка 2
Задание: перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается поставленной цели.
3. Жители города принимают участие в благоустройстве своих районов.
4. Студенты активно участвуют в волонтёрском движении.
5.Повара соблюдают правила по технике безопасности при работе в горячем цеху.
6. Дамир сначала подготовился к семинару, а потом пошёл на тренировку.
7. Преподаватели общеобразовательных дисциплин были объективны при выставлении оценок за семестр.
Карточка 3
Задание: спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.