Презентация к урокам русской литературы по теме Роман А.СМ Пушкина Дубровский с иллюстрацией и вопросами по главам и анализ произведения по главам. Начиная с Главы 1. Темы сочинений план сочиненийПрезентация к урокам русской литературы по теме Роман А.СМ Пушкина Дубровский с иллюстрацией и вопросами по главам и анализ произведения по главам. Начиная с Главы 1. Темы сочинений план сочинений
18_urok_literatura.docx
Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» (слайд 3)
Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и
привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский»
Н.Г. Чернышевский
1. О.Н.У.
2. Мотивация к учебной деятельности
Что общего у всех этих пословиц? Поясните их смысл.(слайд 1)
От одного слова – да навек ссора.
Одна задириха, а другая неспустиха.
Нелады да свары хуже пожара.
Разгорелся сырбор изза сосенки.
Приходилось ли вам ссориться с кемлибо? По какой причине? Чем закончилась ссора?
Почему люди ссорятся? (Изза разных характеров и взглядов на жизнь).
Как можно избежать ссоры?
Подумайте, как эти пословицы связаны с содержанием романа?
Обратите внимание на эпиграф. (слайд 2)
Попробуйте сформулировать тему урока?
3. Работа по теме урока
1) Кого можно назвать «большим барином старых времён»?
(Кирилу Петровича Троекурова).
Просмотр эпизода фильма (Троекуров едет мириться 19:54 – 23:25)
Что заставило Троекурова решиться на примирение?
Как этот поступок его характеризует?
Какие чувства испытывают герои в этом эпизоде?
Что в игре актеров помогает понять эти чувства?
Почему примирение не состоялось? (Троекуров не учел состояние Дубровского, опоздал с
раскаянием, конфликт зашел уже слишком далеко)
В какой момент его визит мог бы быть успешным?
Какой совет, вывод можно извлечь из этой ситуации? (Иногда раскаяние приходит слишком
поздно; нельзя доводить конфликт до момента, когда примирение уже невозможно)
2)В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами
героев. Заглянем в «Словарь русских личных имён». (слайд 4)
(Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей
(гр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.евр.) – сильный муж, муж Божий или
крепость).
Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми? А теперь вернёмся к роману.
Какова судьба этих героев? Что об этом говорит Пушкин?
(«В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба
скоро овдовели»).
И опять оговорка: «в некотором отношении». Попробуем разобраться. Что мы узнаём из
романа о том, как герои относятся к любви, семье, детям? Каковы взаимоотношения
Кирила Петровича и Маши?
(С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает её прихотям и в то же время
суров и жесток. «Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать
от него свои чувства и мысли»). Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии мира в этой семье нет,
воспитанием дочери Кирила Петрович не занимается.
В этой же главе рассказывается о Саше, брате Маши, которого он признал сыном, хотя
«множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бегали
перед его окнами и считались дворовыми». Как это характеризует Троекурова?
(Безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства).
Итак, Кирила Петрович хотя и женился по любви, но, овдовев, слишком быстро утешился.
А как перенёс потерю жены Андрей Гаврилович? Обратимся к 6ой главе, где Пушкин
рассказывает о горе молодого Дубровского. Пушкин –мастер детали, они помогают
раскрыть внутренний мир героя, понять его состояние, на какие детали обращает наше
внимание автор?
(В доме Дубровских висит портрет жены Андрея Гавриловича, хранятся письма,
которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о
любви).
Какие чувства испытывает Владимир при чтении писем матери?
(Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейственного
счастья).
Примечательно слово «семейственное». Где ещё в романе встречалось вам это слово?
(гл. 3) (Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в
Петербург на восьмом году своего возраста – со всем тем он романтически был к нему
привязан и тем более любил семейственную жизнь).
Похожи ли эти семьи?
(Оговорка автора – «в некотором отношении» верна, судьбы отчасти похожи, но
семьи разные. Дубровских в полном смысле слова можно назвать семьёй, они
понимают друг друга, любят, у них есть святыни, которые они берегут).
3) Рассмотрите иллюстрации на стр.66, 68, назовите их авторов.
Какие моменты изображены на них?
Найдите в тексте цитаты, отражающие их содержание.
Озаглавьте иллюстрации.
Как художник изобразил чувства героев?
4.Подведение итогов урока
Какие нравственные уроки вы для себя извлекли, анализируя описанную А.С. Пушкиным
ситуацию?
5. Рефлексия
6. Д/з (слайд 5) Письменно создать страничку «личного дневника» одного из героев на
тему «Как я поссорился со своим приятелем»:
1 вариант—А.Г. Дубровского
2 вариант – К.П. Троекурова
Разработки уроков
Разработки уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.