Технологическая карта урока русского языка
Разработчик: Аслямова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа город Шарья Костромской области.
Класс: 6
Предмет: русский язык
Тема урока: Предложения с причастным оборотом.
Тип урока: «Открытие новых знаний».
УМК под ред. М.М. Разумовской и др.
Содержательная цель: формирование представления о причастном обороте и об условиях постановки запятой в предложениях с причастным оборотом.
Деятельностная цель: овладение способом действия - нахождение причастного оборота и постановка запятой (запятых).
Задачи
Образовательные:
- сформировать представление о причастном обороте;
- формировать умение находить причастный оборот, определяемое слово и обосновывать постановку запятой (запятых) при причастном обороте в соответствии с правилом пунктуации.
Развивающие: развивать умения выполнять операции сравнения, классификации, обобщения, вербализации полученных знаний и установления конструктивного сотрудничества.
Воспитательные: воспитывать уважение к одноклассникам, интерес к русскому языку, формировать положительное отношение к процессу познания.
Технологии обучения: системно-деятельностный подход.
Стратегии технологии развития критического мышления через чтение и письмо: "Комплименты", "Разноцветье", "Мишень".
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (задания для работы в группах, проверочные карточки для работы в группах, карточки для индивидуальной работы, тексты самостоятельных работ).
Планируемые результаты
Предметные:
- систематизируют материал об одиночном причастии, причастном обороте, постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом, анализируют отобранную информацию и передают её в устной форме в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- используют приёмы работы с учебной книгой;
- находят одиночные причастия и причастные обороты, определяют границы причастных оборотов;
- объясняют выбор запятой (запятых) в предложениях с причастным оборотом, строят схемы предложений с причастным оборотом;
- соблюдают в практике письма основные орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка.
Личностные:
- формируют
устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;
- ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Метапредметные результаты
Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; определяют цели, принимают и сохраняют учебную задачу; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные:
устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем делать выбор; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; организуют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планируют общие способы деятельности; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; работают в группе, устанавливая рабочие отношения, эффективно сотрудничая; отображают в речи (объясняют) содержание совершаемых действий; осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнёра.
Познавательные: анализируют объекты с целью выделения существенных признаков; устанавливают причинно-следственные связи; выдвигают предположения; структурируют знания; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; читают и слушают, извлекая нужную информацию; объясняют языковые связи и отношения, выявляемые в ходе исследования употребления причастий в речи.
Этап, цель этапа |
Шаг |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Время |
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание коллаборативной среды. |
Приветствие, организация внимания детей.
Стратегия "Комплименты" Создание положительного психологического настроя
Cтратегия «Разноцветье» (группы смешанные)
Оформление записи в тетради. |
Приветствует учащихся.
1) Применяет стратегию "Комплименты". -Добрый день! Улыбнитесь друг другу, скажите соседу комплимент. Как много улыбок засветилось. Спасибо!
2) Организует деление на группы: по 4 человека в экспертных группах. Запишите в тетради дату урока. Несколько человек получают инд. карточки |
Приветствуют учителя.
1) Говорят комплименты. Демонстрируют готовность к работе.
2) Рассаживаются по своим местам
3) Записывают в тетради дату урока.
|
Личностные: эмоционально настроены на урок.
Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения. |
2 мин.
|
2.Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. |
Разгадка шарад.
|
1) Разгадать шараду. Причастие. Определить современное и историческое членение слова. Почему причастие называется так? |
1)Разгадывают шараду, отвечают на вопросы, записывают ответы в тетради.
|
Познавательные: производят логические действия (анализ, обобщение), выдвигают предположения.
Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности.
Коммуникативные: строят речевое высказывание. |
3 мин.
|
3. Постановка учебной задачи. Цель этапа: обсуждение затруднений. |
Постановка вопроса и обсуждение ответа на него.
Определение темы урока. Постановка и корректировка учебных задач. |
1)-Почему стоит запятая в предложении:
Прича́стие - это слово, образованное от латинского participium.
2)- Поставьте учебную задачу в виде вопроса, на который предстоит ответить. - Какова тема урока? Запишите тему урока в тетради. - Какая информация нам нужна для решения учебной задачи? |
Отвечают на вопросы.
Предлагают формулировки учебной задачи в виде вопроса: от чего зависит выбор постановка запятой в предложении с причастием? Определяют тему урока и записывают её в тетрадь. Определяют, какая информация нужна для решения учебной задачи.
|
Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий; определяют цели, принимают учебную задачу. Личностные: формируют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: строят речевое высказывание.
|
2 мин.
|
1. 4. "Открытие нового знания" (построение проекта выхода из затруднения). Цель этапа: решение задачи и обсуждение проекта её решения; подготовка к представлению материала в сотруднических группах. |
Работа в группах Упорядоче-ние экспертных групп и распределение материала. Инструктаж.
|
1). Распределяет материал экспертным группам. Даёт инструктаж.
Сформирова-ны 4 групп по 5 ученика. Каждая группа получает лист с заданиями. 1 группа (задание на определение одиночных причастий и причастий с зависимыми словами); 2 группа (задание на определение конструкций с ПО с запятыми и без запятых); 3 группа (задание на определение конструкций с ПО, стоящим после определяемого слова в конце и в середине предложения. 4 группа (задание на на определение предложений с ПО и одиночным причастием).
|
1) Работают в экспертных группах (группы разноуровневые).
Слушают инструктаж учителя (открывать знания будут, выполняя задания по группам). Каждая группа должна изучить свой вопрос, выполняя задания, зафиксированные на листе "Задания для экспертных групп". После того как группа справится с заданием, ученики дают сигнал (приём "Содружество").
|
Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий; удерживают учебную задачу; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе сверки с правильными ответами. Личностные: формируют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. Познавательные: анализируют объекты с целью выделения существенных признаков; устанавливают причинно-следственные связи; выдвигают предположения; читают и слушают, извлекая нужную информацию Коммуникативные: устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем делать выбор; организуют учебное сотрудничество со сверстниками, планируют общие способы деятельности; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; работают в группе, устанавливая рабочие отношения, эффективно сотрудничая; отображают в речи (объясняют) содержание совершаемых действий |
12 мин.
|
2) Подготовка материала к представлению результата. |
2) Подготовка материала к представлению. Наблюдает за выполнением работы, направляет деятельность учащихся.
|
2). Каждая группа изучает свой вопрос, выполняя задания. Выполняют задание (приложение "Задания для экспертных групп"), сверяют с "Проверочной карточкой" (приложение "Задания для экспертных групп. Проверочная карточка"). Готовят материал к представлению в классе. |
|||
Динамическая пауза |
|
Проводит динамическую паузу. |
Выполняют упражнения.
|
|
1 мин.
|
1. 5.1. Первичное закрепление для всех учащихся |
Разработка алгоритма. Составление кластера. |
3) Организует представление результата групп (алгоритм). Организует заполнение кластера.
|
3)Презентация алгоритма «Нахождение причастного оборота». Кластер «Постановка запятых в предложении с ПО». Демонстрация алгоритма учителем на слайде. Корректируют результат работы группы. |
Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения, удерживают учебную задачу. Личностные: формируют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; организуют учебное сотрудничество со сверстниками, отображают в речи (объясняют) содержание совершаемых действий. |
3 мин. |
Работа в тетради для правил
|
Организует работу в тетради для правил. Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени (Фрэнсис Бэкон) Книги, сто раз прочитанные другими, всегда полезно прочитать (Г. Лихтенберг) Книга — памятник ушедшим в вечность умам. (У. Дэвинант)
|
Записывают примеры в тетради для правил. |
Регулятивные: удерживают учебную задачу. Личностные: формируют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; выдвигают предположения. Коммуникативные: отображают в речи содержание совершаемых действий. |
6 мин. |
|
Первичное закрепление материала по алгоритму. |
Организует первичное закрепление материала по алгоритму.
|
1)Учебник Стр. 160. 2) Упр.410 (выборочно) Прописывают примеры на доске |
6 мин. |
||
2. 6. Самостоятельная работа. 3. Цель этапа: каждый ученик для себя должен сделать вывод о том, что уже умеет. |
|
Организует выполнение разноуровневой самостоятельной работы (с тетрадью для правил или без) Наблюдает за деятельностью учащихся. Направляет деятельность учащихся. |
Выполняют самостоятельную работу (выбирают свой уровень выполнения работы).
|
Личностные: формируют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. Регулятивные: удерживают учебную задачу; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе сверки с правильными ответами, адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; объясняют языковые связи и отношения, выявленные в ходе изучения темы. Коммуникативные : используют адекватные языковые средства для решения поставленной задачи.
|
6 мин.
|
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель этапа: использование нового знания в системе изученных ранее знаний, включение нового способа действий в систему знаний. |
Объяснение постановки запятой в предложении про причастие.
|
Прича́стие - это слово, образованное от латинского participium.
Выслушивает ответы учащихся, организует обсуждение. - Как вы думаете, все ли правила про постановку запятых в предложениях с причастем мы изучили?
|
1) Отвечают на вопрос учителя.
Высказывают предположения.
|
Личностные: формируют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения удерживают учебную задачу; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе сверки с правильными ответами. Познавательные: выдвигают предположения; структурируют знания; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; объясняют языковые связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексических значений приставки при-. Коммуникативные : используют адекватные языковые средства для решения поставленной задачи. |
2 мин. |
8.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
Заполнение листов самоконтроля, рефлексии. |
- Решена ли учебная задача урока?
- Оцените личный вклад в достижение общего результата (стратегия "Мишень").
|
Отвечают на вопрос учителя. Рефлексируют свою деятельность.
|
Личностные: формируют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения, осуществляют самооценку результатов деятельности. |
1 мин. |
9. Объяснение домашнего задания. Цель этапа: выдать и прокомментировать домашнее задание. |
Представление и комментарий домашнего задания.
Ответы на уточняющие вопросы учащихся.
|
Предлагает домашнее задание. Выучить правило (стр. 160, тетрадь для правил). Упр.412 (1,2) или выписать из романа А.С. Пушкина «Дубровский» 4 предложения с причастными оборотами. Графически обозначить причастные обороты и определяемые слова. Комментирует домашнее задание, отвечает на вопросы. |
Задают уточняющие вопросы. Принимают домашнее задание. Записывают домашнее задание.
|
Коммуникативные : задают уточняющие вопросы. Регулятивные : понимают и принимают домашнее задание.
|
1 мин. |
Приложение
Индивидуальная карточка
Распределите слова на 2 столбика: прилагательные и причастия. Выделите суффиксы причастий.
Невидимый, спящий, мельчайший, окружённый, замёрзший, каменистый, колючий, шипучий, бегущий, молотый, связанный, лучший, рисуемый, синеющий, лежащий, горелый, полететь, сгорев.
Составьте 2-3 словосочетания, подобрав к причастию определяемое слово, обозначьте определяемое слово Х.
____________________________________________________________________________________________
Группа 1
Задания для экспертной группы.
№ задания |
Задание |
1. |
Распределите примеры на две группы в зависимости от употребления причастий в речи и запишите в тетрадь. Объясните свой выбор: принаряжавшихся девушек, беспрестанно вертевшаяся, торчавшие на голове, избалованная Оксана, вошедший кузнец, вышитая шёлком, засмеявшееся лицо, сидевший в мешке, пришедшие из соседних деревень, расшитые черевики. |
2. |
Определите автора этих строк и название произведения. |
3. |
Проверьте правильность ответа по эталону. Прочитайте теорию на стр. 160 учебника. |
4. |
Через несколько минут вам предстоит представить одноклассникам работу группы. Устно подготовьте текст выступление, подберите ученикам по 2 разобранных примера из каждой группы (запишите их на доске). |
Группа 2
Задания для экспертной группы.
№ задания |
Задание |
1. |
Распределите примеры на 2 группы в зависимости от употребления причастий в речи и запишите в тетрадь. Объясните свой выбор. Он взглянул на кровать, немного освещённую месячным сиянием. Потом что-то приказал стоявшему подле него рыцарю. На дорожках были камешки, отражавшие свет. Огорчённые его надменностью дети закричали в один голос. |
2. |
Определите автора этих строк и название произведения. |
3. |
Проверьте правильность ответа по эталону. Прочитайте теорию на стр. 160 учебника. |
4. |
Через несколько минут вам предстоит представить одноклассникам работу группы. Устно подготовьте текст выступление, подберите для записи ученикам по 1 примеру из разобранных вами в экспертной группе (запишите их на доске). |
Группа 3
Задания для экспертной группы.
№ задания |
Задание |
1. |
Распределите примеры на 2 группы в зависимости от употребления причастий в речи и запишите в тетрадь. Объясните свой выбор. Белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. Министр поднял кверху обе руки, скованные золотой цепью. Вдруг они вошли в залу, освещённую тремя хрустальными люстрами. Стыд и раскаяние, наполнившие его душу, не давали ему заснуть. |
2. |
Определите автора этих строк и название произведения. |
3. |
Проверьте правильность ответа по эталону. Прочитайте теорию на стр. 160 учебника. |
4. |
Через несколько минут вам предстоит представить одноклассникам работу группы. Устно подготовьте текст выступление, подберите для записи ученикам по 1 примеру из разобранных вами в экспертной группе (запишите их на доске). |
Группа 4
Задания для экспертной группы.
№ задания |
Задание |
1. |
Распределите примеры на 2 группы в зависимости от употребления причастий в речи и запишите в тетрадь. Объясните свой выбор. И вот опять хлынули играющие лучи. Лишь изредка слабо зашумит прибрежный тростник, едва колеблемый волной. Побледневшее небо стало опять синеть. Уже склонились к тёмному краю земли звёзды, ещё недавно высоко стоявшие на небе. |
2. |
Определите автора этих строк и название произведения. |
3. |
Проверьте правильность ответа по эталону. Прочитайте теорию на стр. 160 учебника. |
4. |
Через несколько минут вам предстоит представить одноклассникам работу группы. Устно подготовьте текст выступление, подберите для записи ученикам по 1 примеру из разобранных вами в экспертной группе (запишите их на доске). |
ЭТАЛОН
Группа 1
№ задания |
Задание |
1. |
Распределите примеры на две группы в зависимости от употребления причастий в речи и запишите в тетрадь. Объясните свой выбор: принаряжавшихся девушек, беспрестанно вертевшаяся, торчавшие на голове, избалованная Оксана, вошедший кузнец, вышитая шёлком, засмеявшееся лицо, сидевший в мешке, пришедшие из соседних деревень, расшитые черевики.
В выделенных словосочетаниях причастие не имеет зависимых слов, а само зависит от существительного - определяемого слова. То есть это примеры с ОДИНОЧНЫМ ПРИЧАСТИЕМ, В словосочетаниях второй группы причастие является главным словом и имеет при себе зависимые слова. То есть это примеры с ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. |
2. |
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». |
ЭТАЛОН
Группа 2
№ задания |
Задание |
1. |
Распределите примеры на 2 группы в зависимости от употребления причастий в речи и запишите в тетрадь. Объясните свой выбор. Он взглянул на кровать, немного освещённую месячным сиянием. Потом что-то приказал стоявшему подле него рыцарю. На дорожках были камешки, отражавшие свет. Огорчённые его надменностью дети закричали в один голос. В выделенных предложениях причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтом ставится запятая. В других предложениях причастный оборот стоит перед определяемым словом, поэтому запятая не ставится. |
2. |
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». |
ЭТАЛОН
Группа 3
№ задания |
Задание |
1. |
Распределите примеры на 2 группы в зависимости от употребления причастий в речи и запишите в тетрадь. Объясните свой выбор. Белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. Министр поднял кверху обе руки, скованные золотой цепью. Вдруг они вошли в залу, освещённую тремя хрустальными люстрами. Стыд и раскаяние, наполнившие его душу, не давали ему заснуть.
В выделенных предложениях причастный оборот стоит после определяемого слова в середине предложения, после него предложение продолжается. Поэтому поставлены ДВЕ запятые на границах причастного оборота. В других предложениях причастный оборот стоит после определяемого слова, но в конце предложения, поэтому поставлена ОДНА запятая. |
2. |
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». |
ЭТАЛОН
Группа 4
№ задания |
Задание |
1. |
Распределите примеры на 2 группы в зависимости от употребления причастий в речи и запишите в тетрадь. Объясните свой выбор. И вот опять хлынули играющие лучи. Лишь изредка слабо зашумит прибрежный тростник, едва колеблемый волной. Побледневшее небо стало опять синеть. Уже склонились к тёмному краю земли звёзды, ещё недавно высоко стоявшие на небе.
В выделенных предложениях есть ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ, стоящий после определяемого слова, поэтому стоит запятая. В других предложениях есть ОДИНОЧНЫЕ ПРИЧАСТИЯ, т.е. причастия, у которых нет зависимых слов. Одиночные причастия на письме не выделяются запятыми. |
2. |
И. С. Тургенев «Бежин луг» |
Самостоятельная работа.
1 вариант.
1. Допишите примеры, чтобы получились предложения с причастными оборотами. Графически обозначьте определяемые слова и причастные обороты.
Работающий на заводе мастер ______________________________________________________________________.
____________________________ качающаяся из-за ветра _______________________________________________.
Замерзающее __________________________озеро_____________________________________________________.
На концерте мы видели _______________ награждённых орденами_______________________________________.
* Составьте своё предложение с причастным оборотом.
_______________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа.
2 вариант.
1. Допишите примеры, чтобы получились предложения с причастными оборотами. Графически обозначьте определяемые слова и причастные обороты.
Побеждённый в бою неприятель_____________________________________________________________________.
Берёза качающаяся _______________________________________________________________________________.
Зеленеющие ________________луга __________________________________________________________________.
Мы помогли _____________________ оказавшемуся в беде _____________________________________________.
* Составьте своё предложение с причастным оборотом.
______________________________________________________________________________________________
Самооценка "Мишень"
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.