Разработка урока по истории России с отзывом.
Тема : «14 декабря 1825 г, восстание декабристов»
Цели: а)образовательная: ознакомить учащихся с новым историческим материалом; продолжить развивать умение выстраивать причинно-следственные связи, давать характеристику историческим явлениям и понятиям, анализировать и обобщать статистическую ,картографию и визуальную информацию, давать оценку историческому явлению.
б) развивающая: развивать аналитические навыки, навыки работы с разнообразной исторической информацией, (фидеофрагменты, аудиофрагменты, исторические документы)
в) воспитательная: способствовать становлению гуманистических ценностей и взглядов учеников.
Тип урока: традиционный ,урок–лекция с элементами актуализации межпредметных связей(литература) и эвристические беседы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый с элементами эвристической беседы.
Оборудование и материалы: доска, мел, проектор и персональный компьютер, презентация PowerPoint, видеоматериалы, иллюстрации, учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХIХ век.
План –конспект урока
I.Организационный момент:
1. Приветствие.
2.Вводное слово учителя.
II. Проверка домашнего задания :
1.Блиц- опрос по теме «Итоги правления Александра1»
III.Формулирование темы урока.
Постановка целей и задач урока, ознакомить обучающихся с планом урока
IV.Введение нового материала по теме: «14 декабря 1825 г.»:
1.Введение понятий « морганатический брак» , «династический кризис», «междуцарствие»
2.Работа с презентацией
3.Работа с видеофрагментом
4.Работа с тетрадью
V. Эвристические беседы по теме « Причины восстания декабристов»
1.Обсуждение социально-экономической и политической ситуации в России к концу правления Александра 1
2.Актуализация пройденного материала о тайных обществах в России, сформировавших после Заграничных походов, и их программах
3.Работа с презентацией
4.Работа с тетрадью
VI. Актуализация межпредметных знаний по литературе
1.Выступление обучающегося с отрывком из стихотворения А.С. Пушкина «Деревня»
2.Выступление обучающегося с отрывком из оды А.С Пушкина «Вольность»
3.Фронтальное обсуждение основных мотивов стихотворения с классом и формирование причин восстания декабристов
VII.Введение нового материала по теме «Хронология событий 14 декабря 1825 г.»
1.Работа с аудиофрагментом
2.Работа с презентацией
3.Выступления учащихся с рассказом об основных событиях и героях восстания декабристов и итогах восстания
VIII.Формулирования итогов восстания декабристов и значение 14 декабря 1825 года в истории России
1.Эвристическая обобщающая беседа
2.Работа с тетрадью
IX . Заключительная часть урока:
Объяснение домашнего задания и выставление оценок.
Ход урока.
Оформление класса.
Основные понятия и даты: декабристы; «Союз Спасения» (1816-1817), «Союз благоденствия» (1818- 1821), Южное общество(1821-1825), Северное общество(1822-1825); 14 декабря 1825г., Конституция. (записаны на доске)
Выдающиеся личности: Александр Муравьев, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы- Апостолы, Иван Якушкин, Павел Пастель, Евгений Оболенский, Иван Пущин, Петр Каховской, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин. (Слайд с фотографиями)
I.Организационный момент:
Приветствие.
Зачесть стихотворение.
Урок мне хочется начать поэтическими строчками замечательного поэта. Вслушайтесь в них. Подумайте, кому они посвящены, кто их автор.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора. . .
А.С. Пушкин.
б) А кто автор? знаете ли вы, кто такие декабристы? Известно ли вам что- нибудь о них? Я не случайно прочитала эти строки в начале урока. Пушкин написал это послание своим опальным друзьям и передал его им женой декабриста Муравьева в далекую Сибирь.
И сегодня речь пойдет, в том числе и о них.
Я предлагаю вам тему нашего урока: 14 декабря 1825 года. Выступление декабристов.(запишите)
Внимательно вдумайтесь в тему урока. Чем сегодня мы будем заниматься? Что сегодня мы узнаем? Чему мы все вместе научимся? И что каждый из нас сумеет сделать?
Ответы обучающихся….
Но прежде чем продолжить раскрывать эту тему мы с вами должны вспомнить время в то котором жило общество XIX веков.
Время правления Александра I.
II. Проверка домашнего задания :
1.Блиц- опрос по теме «Итоги правления Александра1»
-Какие надежды возлагал на Александра I русский народ?
- Перечислите самые важные, на ваш взгляд, преобразования.
-Какие настроения существовали в обществе в отношении политики царя?
-Александр I в последние годы царствования.
(Ответы обучающихся)
III.Формулирование темы урока.
Движение декабристов… Многое удивительно и своеобразно в этом движении. Молодые дворяне – декабристы-сами принадлежат к привилегированному дворянскому сословию, опоре царизма. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой царизма – они занимали свое руководящее место в царской администрации и в армии, могли рассчитывать на высшие должности. Но они хотели уничтожить царизм, самодержавие и свои привилегии. Почему? Какие изменения предполагали декабристы? В чем значение декабристского движения?
IV.Введение нового материала по теме: «14 декабря 1825 г.»:
1.Введение понятий « морганатический брак» , «династический кризис», «междуцарствие»
«Морганати́ческий брак»- между лицами неравного положения, при котором супруг (или супруга) более низкого положения не получает в результате этого брака такого же высокого социального положения. Морганатический брак является частным случаем мезальянса.
«Династический кризис»- В наследственной монархии, основанной на праве первородства, передача трона происходит, как правило, по мужской линии. В некоторых случаях возможна передача власти по женской линии В случае отсутствия прямого наследника у скончавшегося монарха возникает династический кризис, который должен быть решен путём нахождения наследника престола вне прямой линии наследования. Как правило, вне прямой линии наследования находилось сразу несколько потенциальных наследников, между которыми возникало острое соперничество. В истории династические кризисы часто имели тяжелые политические последствия.
«Междуцарствие»- В наследственной монархии ситуация междуцарствия может возникать в случае отсутствия очевидных правил наследования , или же в случае пресечения царствующей династии. При наследственной монархии междуцарствие обычно означает острый политический кризис и период нестабильности.
2.Работа с презентацией
3.Работа с видеофрагментом (История российского бунта)
4.Работа с тетрадью
V. Эвристические беседы по теме « Причины восстания декабристов»
После Отечественной войны 1812г. и заграничных походов русская армия вернулась на родину. Офицеры-дворяне познакомились с жизнью и просветительскими идеями Западной Европы, многие из которых приобщились к масонским организациям. (новый термин, пометьте в словарь: Масоны- члены религиозно- политической организации, которая своей целью провозглашает объединение человечества.). Участие в масонстве давало сторонникам идей либерализма опыт, необходимый для создания и деятельности их собственных организаций.
Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия- дворянства. Люди состоятельные, начитанные, среди которых есть художники, поэты, музыканты, начали по-иному смотреть на российские порядки
Причины создания тайных организаций
Ответ «Союз спасения»:
Тайное общество декабристов родилось 9 февраля 1816 г. в Петербурге. Его первым названием было Союз спасения. Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти - так думали члены возникшего общества. Инициатором создания его был 23-летний Александр Муравьев. Союз спасения был малочисленной, замкнутый, носившей заговорщический характер. Общество насчитывало не более 10 - 12 членов. Лишь в конце своего существования оно достигло 30 человек. Наиболее видными членами Союза были князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы и один из самых выдающихся декабристов - Павел Пестель. Программного документа, как такового не было. Пользовались Уставом. Основные цели борьбы были: ликвидировать крепостное право и самодержавие путем убийства царя, ввести конституцию, представительное правление. Задачей революционеров является не подготовка заговора, не захват и удержание власти, а воспитание прогрессивного общественного мнения, которое, овладев широкими массами, сметет старое правительство. Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1818 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.
Ответ «Союз благоденствия»:
В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). Союз был полулегальной организацией. Его основной задачей была отмена крепостного права, ликвидация самодержавия. Союз благоденствия развернул большую работу над своей программой, которая была закреплена в «Зеленой книге». Устав состоял из двух частей. В первой части излагались основные организационные принципы тайного общества и обязанности его членов. «Сокровенная цель» Союза благоденствия была означена во второй части. Вторая часть устава Союза благоденствия («сокровенная») была составлена позже. «Вот его программа: уничтожение рабства, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах, гласность суда, уничтожение военных поселений, улучшение участи защитников отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет, в мирное время уменьшение численности нашей армии».
В январе 1820 года состоялось Петербургское совещание, на котором был поставлен вопрос: «Какое правление лучше - конституционно-монархическое или республиканское?». «В заключении приняли все единогласно республиканское правление». Через год после Петербургского совещания 1820 г. состоялся Московский съезд. В связи с происходившими в мире, и в частности в России (восстание Семеновского полка в октябре 1820г.) событиями, надо было по-новому организовать тайное общество, разработать новую программу, в корне изменить тактику и критерий отбора членов, выработать общий план открытого выступления. Было решено убрать из движения как его колеблющуюся, нестойкую часть, так и наиболее радикальные его элементы. И в 1821 году Пестелю и его единомышленникам объявлялось, что общество распущено.
Ответ «Южное общество»:
В марте 1821 года по инициативе П. И. Пестеля в Киеве было восстановлено тайное общество под названием «Южное общество». Структура общества повторяла структуру «Союза спасения». В общество привлекались исключительно офицеры, и в нём соблюдалась строгая дисциплина. Предполагалось установить республиканский строй путём цареубийства и «военной революции», отменить крепостное право, уничтожить все сословия. Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 году. Южное общество признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены общества намеревались взять власть в столице. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру. В то время, как Южное общество готовилось к решительным действиям в 1826 году, замыслы его были открыты правительству. Летом 1825 года, графом Аракчеевым были получены сведения о заговоре. Он лично доложил Александру I все подробности заговора. Выслушав его, государь сказал Аракчееву: «Отпусти его к месту и дай ему все средства к открытию злоумышленников».
Ответ «Северное общество»:
Северное общество образовалось в Петербурге в 1822 году во главе с Н. М. Муравьёвым и
Н. И. Тургеневым. Это тайная революционная организация в России, самая крупная в движении декабристов. Северное общество по целям было умереннее Южного, они планировали добиться своих целей путем военного переворота. Программным документом «северян» была Конституция Н. М. Муравьёва, где говорилось об отмене крепостного права, установлении конституционной монархии, о равенстве всех граждан перед законом и об уничтожении сословий. Она не была принята как программа всем обществом, но поддерживалась многими его членами. Под влиянием Пестеля, Северное общество начало приближаться к революционной программе Южного общества. Оба общества наметили совместное выступление на 1826, но изменение обстановки в связи со смертью императора Александра I вынудило их выступить 14 декабря 1825. Согласно выработанному обществом плану намечалось силой оружия принудить Сенат объявить о свержении правительства и созыве Учредительного собрания, которое решило бы вопрос о конституции и форме правления в России.
Сверяют со своей таблицей. Дописывают недостающее.
Внимательно слушают. На основе создают таблицу и сверяют с презентацией.
VI. Актуализация межпредметных знаний по литературе
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
А.С. Пушкина «Деревня»
2. Открой мне благородный след
Того возвышенного Галла *,
Кому сама средь славных бед
Ты гимны смелые внушала.
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит
И преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.
отрывок из оды А.С Пушкина «Вольность»
3.Фронтальное обсуждение основных мотивов стихотворения с классом и формирование причин восстания декабристов
VII.Введение нового материала по теме «Хронология событий 14 декабря 1825 г.»
1.Работа с аудиофрагментом Отрывок с фильма «Декабристы»
Учитель: Почему выступление декабристов потерпело неудачу?
Предполагаемые ответы:
- Неорганизованность, разобщенность, неподготовленность и главное
- они не заручились поддержкой населения.
- Главной причиной неудачи восстания декабристов было то, что руководители восстания действовали нерешительно, потеряли время, а также упустили инициативу. Декабристы "простояли" революцию.
Вывод учителя: Между тем, шансы на совершение революции были очень велики. У Николая не было достаточно сил, чтобы активно противостоять восставшим. Даже когда привезли пушки, то не оказалось к ним снарядов! (порох и картечь привезли только под вечер). Причина неудачи революции была также в том, что большинство декабристов было не готово к ней. Декабристы хотели осуществить дворцовую революцию, но потерпели поражение, вследствие непродуманности и неорганизованности своих действий.
VIII.Формулирования итогов восстания декабристов и значение 14 декабря 1825 года в истории России
Учитель:- Какового же значение восстания декабристов?
Обучающиеся: Вместе с декабристами осознали необходимость борьбы с самодержавием многие передовые люди того времени.
- Выступление дворянских революционеров дало толчок дальнейшему развитию освободительной мысли в крепостной России.
Обобщение учителя : Восстание декабристов – трагическая и славная страница русской истории! Восстание декабристов вспыхнуло и погасло, как звезда. Оно имело большое значение в истории революционного движения в России. Это было первое открытое выступления против царизма с оружием в руках - до этого Россия знала лишь стихийное выступление крестьян.
- В. И. Ленин считал восстание декабристов начальным этапам революционно-освободительной борьбы в России.
Николай I объявил декабристов ничтожной кучкой «безумных мятежников», не имеющих никакой опоры внутри страны. Он воспринял восстание декабристов как дворцовый переворот, направленный лично против него, что в дальнейшем наложило отпечаток на его внутриполитический курс. О котором мы поговорим с вами на следующем уроке.
IX . Заключительная часть урока:
Учитель: - Какой вывод сделали из урока?
Запишите. Подготовить доклад «Декабристы» или «Жены Декабристов»
Оценки за урок.
ОТЗЫВ
об уроке истории по теме «14 декабря 1825 года»,
проведенном учителем истории и обществознания
Саниевой Гулией Миниахметовной в 8 классе
Педагогическое мастерство достигается при тщательной подготовке к своим урокам, глубоким самоанализом и внедрением в свою практику наиболее интересных и эффективных приемов. Посетив открытый урок учителя истории Саниевой Г.М., можно с уверенностью сказать, что этот учитель обладает таким мастерством. Одной из главных задач учителя является обеспечение максимальной активности обучающихся на всех этапах урока. Многое зависит от того, как учитель начнет урок. Саниева Г.М. рационально осуществила этап введения обучающихся в урок своей вступительной речью. Учитель мобилизовала и настроила класс на работу в течение урока, привлекла их внимание через условия, которые создала в начале урока. Поставленные задачи соответствовали реальным возможностям обучающихся данного класса. Под цель урока была определена его структура. В ходе ознакомления цели и задач урока уточнялись условия и правила обсуждения проблемы, создавался определенный эмоциональный настрой на полемику. В течение урока обучающиеся грамотно выдвигали аргументы, поддерживали и доказывали истинность своих высказываний.
Введение нового материала выдавалось учителем дозированно, начиная с ознакомления понятий «морганатический брак», «династический кризис», «междуцарствие», работой с презентацией, видеофрагментом и выполнением заданий в рабочей тетради.
Для актуализации пройденного материала учитель применила эвристическую беседу по теме «Причины восстания декабристов», чтобы подвести обучающихся к осмысленному и убедительному решению проблемы, к усвоению исторического понятия, замысла и исхода, развития навыков работы с разнообразной исторической информацией. На своем уроке Саниева Г.М. показала межпредметную связь истории и литературы, разбавив исторический материал урока литературными произведениями А.С. Пушкина, ода «Вольность» и стихотворение «Деревня». Обучающиеся читали эти произведения и обсуждали основные мотивы стихотворений. Ода «Вольность» оказала большое революционизирующее влияние на современников Пушкина, она служила декабристам в их революционной агитации. И если основной своей целью в оде «Вольность» поэт ставил «на тронах поразить порок», то есть осудить тиранов, попирающих закон, то в стихотворении «Деревня» Пушкин гневно осудил крепостничество. Обучающиеся увидели связь произведений А.С. Пушкина с историческими событиями, обсуждаемыми на уроке.
На уроке четко прослеживался проблемный характер изложения учебного материала. Предлагались ситуации, когда нужно было составить алгоритм действий, чем были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения. Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем, имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов. Здесь можно отметить использование компьютерной презентации для установления хронологии событий 14 декабря 1825 года, работу с аудиофрагментом, выступления обучающихся с рассказом об основных событиях и героях восстания декабристов и итогах восстания.
Использование современных средств обучения эффективно повлияло на результативность урока, мотивацию учащихся, отразило итог работы учащихся на уроке, тем самым доказав достижение поставленных целей урока. Замысел урока полностью реализован.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.