Развитие чистоты интонирования у дошкольников
Оценка 4.6

Развитие чистоты интонирования у дошкольников

Оценка 4.6
docx
20.12.2021
Развитие чистоты интонирования у дошкольников
Развитие точного интонирования у дошкольиков.docx

«Развитие чистоты интонирования

у дошкольников»

 

 

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающие разнообразные игровые методы и приёмы развития голоса ребёнка.

Навыки чистоты интонации является достаточно сложной задачей для многих педагогов. И основой формирования данного навыка является координация между слухом и голосом. Чтобы вызвать у детей активное желание петь, необходимо применять разнообразные методические приёмы, игровые и зрелищные моменты. У дошкольников непроизвольное внимание, и весь процесс обучения должен воздействовать на их чувства, соответствовать их интересам. Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость.

Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребёнка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.

 Следует помнить о том, что у детей дошкольного возраста голосовой аппарат только начинает формироваться. Голос ребёнка-дошкольника слабый, дыхание поверхностное, голосовые складки смыкаются неплотно. Обязательно нужно относиться к детскому голосу осторожно и бережно. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых.

 

Прежде всего, необходим продуманный песенный репертуар. Основными требованиями к нему являются:

– художественная ценность;

–доступность текста и мелодии;

–соответствие мелодии возрастному диапазону: ре первой октавы – ля первой октавы (3–4 года), до первой октавы – до второй октавы (6 –7 лет);

– соответствие интересам ребёнка.

Развивать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от простого к более сложному. Работа по развитию певческих навыков проводится с помощью упражнений, которые используются на каждом занятии. Большое внимание необходимо уделять  распеванию.  Песенки-попевки – прекрасный материал для развития певческих навыков детей, способствующий развитию слуха и голоса, выработке чистого интонирования и лёгкого звучания голоса, расширению его диапазона.

Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно. Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении корпуса с помощью упражнения:

Сидит дед,

Ему сто лет,

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

Овладеть певческим дыханием  детям помогают дыхательные упражнения без звука и со звуком. Следует помнить о том, что на одном занятии можно давать не более двух упражнений на развитие дыхания. Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. В этом педагогу помогут следующие игры:

– пение с приставленной к уху ладонью;

– пропевание гласных А-Э-И-О-У;

– пение с закрытым ртом и др.

Для правильного формирования гласных хорошо использовать песенки-попевки на двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на правильное положение рта при пропевании гласных звуков.

Начиная работу над точностью интонирования, необходимо дать детям понятие о высоте звука. Неоценимую помощь педагогу может оказать следующий материал:

– дидактические пособия с движущимися деталями, которые показывают высоту звука, например, «Музыкальная лесенка с матрёшкой»;

– картинки, основанные на ассоциациях;

– различные наглядные пособия.

Эффективным методом в работе над интонированием является показ направления движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на схеме.

Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые звуки. Первоначально надо научить ребёнка ощущать тонику и находить её самостоятельно. В этом помогают упражнения на развитие ладового чувства:

– распевки, построенные на тоническом трезвучии;

– попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике.

Очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально-слуховых представлений у дошкольников – певческая импровизация.

Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией. Г.А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».

Можно использовать в работе:

– утрированный показ;

– артикуляционную гимнастику;

– озвученную артикуляционную гимнастику;

– проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе.

Необходимо постоянно и планомерно развивать чувство ритма у детей. Эта работа осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и, конечно же, в работе над песней. В этом помогают упражнения «Прохлопай ритм», «Узнай попевку по графическому изображению ритма», «Пение по ритмическим картинкам», «Узнай песню по ритму» и др.

В работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста очень важно определить тип певческого голоса ребёнка (высокий голос, средний голос, низкий голос) и диапазон голоса. Примарная зона (два–три звука, наиболее удобные для речи и пения, где голос звучит наиболее естественно) и рабочий диапазон (ещё два – три звука вокруг примарной зоны) определяются педагогом на первых занятиях. В процессе вокально-хоровой работы дети могут переходить из одной группы голосов в другую. Необходимо учитывать границы рабочего диапазона голоса. Важно, чтобы песня соответствовала возможностям тесситуры голоса ребёнка. Для детей с низкими голосами подбираются попевки с небольшим диапазоном (терция или кварта). Эти же песенки-попевки с удовольствием поют дети со средним и высоким диапазоном голоса, транспонированные в более высокие тональности, соответствующие типу голоса ребёнка.

Большого внимания заслуживает приём поочерёдного пения, когда солист или солисты исполняют запев, а вся группа – припев. Слушая друг друга, дети учатся оценивать качество пения, а соревновательный элемент побуждает их петь точнее.

Последовательность в освоении интервалов педагог может выбрать по своему усмотрению. Рекомендуется начинать работу с упражнений, которые содержат интервал «терция». Но чистого пения вы не услышите до тех пор, пока дети не научатся удерживать интонацию на одном звуке (интервал «прима»).

Освоение интервалов желательно вести в интересной, игровой форме, используя весь арсенал методов и приемов.

Интервал «прима»

Этот очень важный интервал помогает освоить упражнение «Поймай голосок» (автор С.А. Арефьева). Музыкальный руководитель нажимает клавишу, поет звук, говорит: «Я его поймала!» Потом нарочно поет фальшиво. Спрашивает, поймала или нет. (Нет!) А сейчас?.. А сейчас?.. Дети понимают, что такое «поймать звук» голосом — чисто спеть его. Педагог предлагает поиграть: «Кто хочет поймать звук?». Ребята «ловят» звуки на слог «ля» все вместе и по одному, прислушиваются, кто поёт точнее. Упражнение «Поймай голосок» полезно использовать практически на каждом занятии. Далее необходимо научить детей удерживать интонацию на одном звуке. Ребенок должен «поймать» звук голосом и удержать его. Это задание сложное, но если дети его освоят, то смогут чисто спеть любой интервал или поступенный ход.

Начать можно с простого упражнения, состоящего из двух-трех звуков, например, «Назови себя»:

I I I I I

Ко-ля, На-та-ша

Целесообразно использовать прием пения «цепочкой». Дети, сидя на стульчиках, по очереди пропевают каждый свое имя в медленном темпе, прислушиваясь к заданному педагогом звуку. Музыкальный руководитель при этом контролирует и поддерживает всех интонационно.

Научить удерживать интонацию на одном звуке помогают разные народные потешки, попевки («Андрей-воробей», «Пошел котик во лесок» и др.). Здесь дети должны «удержаться» уже на нескольких звуках.

Интервал «секунда»

Русская народная прибаутка «Сорока» удачно позволяет работать над этим интервалом. В ней каждая фраза заканчивается большой секундой. Закрепляя навык удерживать интонацию на одном звуке, дети пропевают еще и нужный интервал. Упражняя детей в пропевании большой сеунды, необходимо подбирать упражнения, вся мелодия которых построена на этом интервале («Лиса по лесу ходила», рус. нар. прибаутка; «Гармошечка» Е. Тиличеевой, слова М. Долинова и другие из сборника «Маленькие песенки» Е. Тиличеевой).

Необходимо использовать песенки-упражнения, на материале которых можно упражнять детей в пропевании терции и кварты. Важно, чтобы мелодия содержала только конкретный интервал. И, конечно же, педагог должен все обыгрывать, создавать игровые ситуации, исходя из содержания песенок. Это поддерживает интерес детей и не превращает работу по развитию звуковысотного слуха в тяжкий труд. Заинтересованный ребёнок прикладывает больше стараний и быстрее развивается. Поэтому мини-песенок и упражнений должно быть много, а задача одна: упражнять в чистом пропевании интервала.


 

Развитие чистоты интонирования у дошкольников»

Развитие чистоты интонирования у дошкольников»

Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения

Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения

Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией

Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией

Освоение интервалов желательно вести в интересной, игровой форме, используя весь арсенал методов и приемов

Освоение интервалов желательно вести в интересной, игровой форме, используя весь арсенал методов и приемов

Заинтересованный ребёнок прикладывает больше стараний и быстрее развивается

Заинтересованный ребёнок прикладывает больше стараний и быстрее развивается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2021