Развитие читательской грамотности и орфографической зоркости на уроках русского языка начальных классов

  • doc
  • 06.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие читательской грамотности и орфографической зоркости на уроках русского языка.doc

Сорокина Надежда Александровна, учитель начальных классов, МАОУ «Гимназия №5»

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: Написание слов с разделительными ъ и ь.

ЦЕЛЬ: Создать условия для совершенствования обучающимися навыков правописания слов с разделительными ъ и ь

ЗАДАЧИ:

Предметные:

- Образовательные: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким и твёрдым знаками; тренировка умения находить слова с разделительным мягким и твёрдым знаками;

- Развивающие: развивать навыки орфографической зоркости; способствовать развитию основ мыслительной деятельности; развивать речь;

- Воспитательные: формировать потребности писать грамотно; формирование навыков сотрудничества; расширение знаний о русском языке; воспитание учебной активности.

Метапредметные:

1.Познавательные УУД: совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.

2. Регулятивные УУД: совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своего одноклассника.

3. Личностные УУД: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание

3. Коммуникативные УУД:

 - развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

-формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

- формирование навыков сотрудничества

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно применять правила написания слов с разделительными зна­ками; выполнять разбор слова по составу.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Применяемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, системно-деятельностный подход в обучении, технология оценивания учебных результатов

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран

Материалы: презентация, раздаточный материал, сигнальные карточки, карточки для рефлексии, оценочные листы

 

 

Этап урока

Ход урока

Форма работы

Формирование УУД

I. Мобилизующий этап (1 мин)

 

 

 

II. Актуализация знаний

(5 мин)

1.    Как обычно, мы начнем с минутки чистописания.

день    тень     колья       вьюга

-    Какую роль выполняет ь в данных словах?

2. Зрительный диктант.

     Дарья Воробьёва съела оладьи.

 - Объясните все орфограммы.

Самооценивание

 

 

 

 

 

Взаимооценка

 

 

 

III. Постановка учебной задачи. Определение границ знания и незнания.

(7 мин)

1.        Наш урок пройдет под девизом:

«Друз…я, учение нас об…единяет.»

    Я пропустила буквы в словах. Их написание вы объясните мне позже.

- Может быть, вы уже готовы назвать тему урока? (Написание разделительных ъ и ь)

2. -Эта тема новая для нас? (Нет)

-Что вы ЗНАЕТЕ по этой теме? Чем мы занимались на уроках? (Открывали правила написания слов с ъ и ь)

3.Объясните, какую букву ь или ъ надо писать в этих словах: бельё, разъяснять, серьёзный, пьёт (воду), съёжился, вьётся.

- Возникли ли у нас трудности?

-Как вы считаете, что нам ещё НАДО сделать?

(Научиться писать слова с ъ и ь)

- Какие цели мы поставим перед собой? (Тренироваться в написании слов с разделительными ъ и ь, закрепить правило)

 

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

 

 

 

 

Познавательные УУД: постановка проблемы, нахождение путей решения проблемы.

 

 

 

Регулятивные УУД: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи

IV. Формирование первоначальных предметных навыков и УУД

(10 мин)

Работа в паре    

У вас на партах лежат карточки со словами,  вы запишите их в тетрадь в 2 столбика: в 1-ый столбик – слова с ь, второй – с ъ. Работайте в парах, обсуждайте.

В 1-ый столбик слова с ь знаком, во 2-ой – с ъ знаком.

       С_езд,  руч_и,  в_юга,  в_езд,  дерев_я,  в_юн, об_явление,  комп_ютер,  пред_явить,  при_езд, пред_юбилейный

- А теперь проверим, что у вас получилось. (Дети читают свои ответы)

-Какое слово не стали записывать? Почему?

Проверка по эталону

- Какие ошибки вы допустили? Какая проблема возникла в нашей работе?

-Что нужно сделать для решения данной проблемы? (Вспомнить правила написания ь и ъ)

 

 

Парная работа

 

 

 

 

Самопроверка, самооценка

Познавательные УУД: умение осуществлять логическое действие «классификация»

 

Коммуникативные УУД: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работаем в группах   

- Пришло время вспомнить правило написания разделительного ь и ъ знаков. Разделитесь на группы.

Вспомним правила работы в группах.

Ваша задача: Правило написания разделительного ь и ъ показать в виде таблицы. Для этого вам я дам карточки. Расположите эти карточки в нужный столбик.

Проверка

 

Разделительный ь

Разделительный ъ

Пишется перед буквами

Е,Ё,Ю,Я,И

Е,Ё,Ю,Я

                 Пишется

в корне и ПОСЛЕ корня

ПОСЛЕ  приставки на согласный

Показывает

Что после него следуют буквы, обозначающие  звуки [й' э], [й'о], [й'у] , [й'а], [й'и],

Что после него следуют буквы, обозначающие  звуки [й' э], [й'о], [й'у] , [й'а]

А теперь сравните со схемами, которые составила я.

- Совпадают они с вашими? Молодцы!

- Расскажите о написании разделительного Ъ и Ь знаков по таблице.

 

Групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание руководителем

Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуще­ствляют поиск необходимой информации.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Физкультминутка

 

 

 

VI. Закрепление

(8 мин)

Работа по учебнику

Предлагаю выполнить одно из двух упражнений на выбор.

                   С.113 упр. 120 или на с.115 упр.123.

- Прочитайте английскую народную песенку (упражне­ние 120).

-  Назовите слово с разделительным Ь знаком. (Прощенья.)

-  Назовите слово с разделительным Ъ знаком. (Съела.)

-  Работа в парах: Подберите проверочные слова ко всем трудным случаям на­писания. (Червяка - черви, червяк, прошу - просит, коротка - короче.)

- Прочитайте шуточный текст (упр.123).

- Какие слова вам встретились в этом стихотворении? (Сложные)

- От каких слов они образовались? (Рыболов – рыбу ловит, 

                                                            садовод – сад разводит,

                                                            птицелов – птиц ловит,                           сладкоежка – сладкое ест)

- Выберите и запишите один из этих текстов, но так как будто это не стихотворение.

Дифференцированное задание.

 

Взаимооценка

(Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуще­ствляют поиск необходимой информации.)

 

(дополнительное)

Упр 122, с 114

-   Прочитайте отрывки из стихотворения М. Дружининой.

-   В каком отрывке есть слова с разделительным Ь?

-   В каком отрывке есть слова с разделительным Ъ? (В первом отрывке - слова «объявление», «въезд», «разъяснение», «съест».)

-   Словарная работа терьер, барьер.

-   Запишите оба отрывка правильно.

 

Регулятивные: принимают и со­храняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

VII. Включение в систему знаний

(3 мин)

- Подведём итог. Вспомним девиз урока. Кто сможет объяснить, какой знак вставим в слово друзья, объединяет? Почему?

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Давайте ещё раз вспомним правила написания этих букв.

 

Познавательные УУД: умение использовать средства для создания моделей изучаемых объектов

VIII. Рефлексия деятельности.

(5 мин)

  1. -А теперь ответьте на вопросы: (Слайд 17)
  2. Оцените себя. Поставьте общую отметку за урок.

 

Личностные - осознают свои возможно­сти.

IX. Д/з   (1 мин)

Упражнение 121. (По желанию - найти 2 пословицы, в которых есть разделительные Ь и Ъ знаки).