Развитие дифференцированного слухового внимания (устранение предпосылок акустической дисграфии)

  • docx
  • 18.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие слухового внимания дифференцированного....docx

Развитие дифференцированного слухового внимания (устранение предпосылок акустической дисграфии)

      Чаще всего бывает затруднена слуховая дифференциация следующих пар акустически или артикуляторно близких звуков, относящихся к определенным фонетическим группам: звонких – глухих (П-Б; Т-Д; К-Г; Ф-В; С-3; Ш-Ж); мягких – твердых (Б-БЬ;   В-ВЬ;   Г-ГЬ; Д-ДЬ; 3-ЗЬ; К-КЬ; Л-ЛЬ; М-МЬ; Н-НЬ; П-ПЬ; Р-РЬ; С-СЬ; Т-ТЬ; Ф-ФЬ; Х-ХЬ); свистящих (С, 3, Ц) – шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ); сонорных согласных (Р, РЬ – Л, ЛЬ) и Й.
Самым важным в данном процессе является подчёркивание всеми возможными способами имеющихся между этими звуками различий.
Внимание ребёнка сначала нужно привлечь к различению в положении органов артикуляции (хотя бы видимых – губы, язык, рот), а затем как можно ярче подчеркнуть разницу в звучании звуков. Для этого лучше всего отождествить речевые звуки с теми звуками, которые часто приходится слышать в природе (звук [з] писк комара, звук [ж] жужжание жука).
         Забота о своевременном исчезновении «возрастного косноязычия» (устранение предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии)
Звуковые замены в речи ребёнка «нормальны» только до определённого возраста, и они обязательно должны исчезнуть не позднее, чем к пяти-шести годам. Наиболее частой причиной «задержанного возрастного косноязычия», является недостаточно чёткое различение ребёнком тех или иных звуков речи на слух. Ведь правильным звукопроизношением ребёнок овладевает по подражанию, причём ориентируясь в основном на слуховое восприятие звука, а не на его артикуляцию. Поэтому коррекционно-профилактическую работу нужно начинать с развития слуховой дифференциации звуков с опорой на более сохранные функции (смотри выше). Когда в речи детей наблюдается искажённое произношение звуков (звук [р] произносится «картаво»), то здесь нужно поставить звук. Так как при нечёткой и смазанной артикуляции многих звуков «прощупать» звуковой состав слова будет трудно.