Развитие дизайнерских навыков у студентов высшых вузов.
Аннотация: В данной статье внимание акцентируется на развитие способностей и навыков художественного конструирования студентов во время внеаудиторных занятий.
Ключевые слова: умения, навыки и способности, изобразительного искусства, эффективных методов, приемов.
Annotatsiya: Ushbu maqola darsdan tashqari mashg'ulotlar davomida talabalarning badiiy dizayni bo'yicha qobiliyatlari va qobiliyatlarini rivojlantirishga qaratilgan.
Kalit so'zlar: qobiliyat, ko'nikma va qobiliyat, tasviriy san'at, samarali usullar, texnikalar.
Annotation: This article focuses on the development of students' abilities and skills of artistic design during extracurricular activities.
Key words: abilities, skills and abilities, fine arts, effective methods, techniques.
Дизайнерские художественное конструирование умения, навыки и способности будущий учитель изобразительного искусства, приобретенные в школе и в настоящее время в вузе, развиваются и совершенствуются на внеаудиторные занятия. Таким образом,-на основе уже имеющихся представлений о художественно-конструкторские умения. В процессе теоретико-практических занятий и конкретно-практических работ по решению интеллектуально-творческих художественное конструирование задач (на различных видах художественное конструирование мышления). С использованием при этом наиболее эффективных методов, приемов, способов и методических ориентиров. Особенное внимание уделяется таким видам мышления в художественное конструирование, как: идейно-смысловое, образное, логико-аналитическое, практическое и визуально-зрительное, композиционное, пространственное, объемно-пространственное, а также художественное, творческое воображение и ассоциативное, фантазийное, интуитивное, метафорическое, импровизационное[1].
Как формируются интеллектуально-творческие умения и способности у будущий учитель изобразительного искусства – мыслительные: фантазийные – на основе абстрактного и объективного восприятия; ситуативные на визуальной основе; собственно и заданно-образные; конструктивно-фантастические при восприятии не совсем реальной картины; идейно-смысловые и собственно-фантастические (в том числе, коллективные).
Фантазии–на основе абстрактного и объективного восприятия. Фантазийное мышление происходило в системе: «Впечатление = память – опыт = мышление – воображение = осмысление = воспроизведение (в рисунке) = самообсуждение». По методу Роршаха использовали методику «чернильных пятен»[1]. Цель: в контурах аморфного пятна обнаружить как можно больше сходства с известными объектами (подгон под ранее приобретенные знания); многопланово трансформировать и интерпретировать этот контур. Так, побуждали студентов к смелой фантазии на основе объективного восприятия и субъективного осознания (получили демонические и нереально-фантазийные образы). Использовали методику точки: произвести фантастическую трансформацию с обыкновенной точкой. Результат: грамматические точки и многоточия; пуговица, маленький шарик, мячик, большой шар, Земля, Луна, Солнце, черная дыра. Получили диалектический образ бесконечности: от простой точки – конкретное превратилось в фантастически абстрактное (естественно, в результате обобщенности). Подтвердилась формула: «Воображение – образ». Именно такое умение фантазировать необходимо в процессе художественное конструирование.
Ситуативное мышление на визуальной основе. Активизировали методом названия ситуативных картинок из 12 однословных надписей[2]. Однословное название; многословное (с использованием некоторых или всех 12 слов). Например, картинка: на скамеке в сквере человек, читающий газету; мимо проходит мужчина (пешеход), приветствуя сидящего (читающего), не проявляющего никакого внимания на дружелюбное приветствие.
Студентами однословно называется картинка так: «Доброта», «Невнимание» и «Обида». Следовательно, акцентируется ее эмоционально-психологический контекст. Многословное название: «Приветствие – и обида», «Невнимание или гордость?», «Добротами невнимание». Здесь позиционируется нравственно-этический аспект. Так студенты осваивают сюжетно-ситуативный аспект, безусловно, необходимый в художественное конструирование решении.
Создание образа своего воображения.
1-ое задание. Силой эмоционально-чувственного воображения и фантастики (представления) создание нового образа, которого в действительности нет. Образ должен быть зрительной формы в пространстве и времени; желательны фантастические композиции, соединенные в фантастическое целое (в рисунке).
2-ое задание: «Образы страны чудес». С фантазированием и ассоциированием. С созданием композиционных комбинаций на «своих» предметах из мира растений, животных и неживой природы. Цель: отбор объектов, формирование фантастических образов в комбинаторных приемах. Разъяснение содержания рисунка. «Персональный» анализ созданных образов. Результаты: «Бабочка с образом человека», «Море-образ: тихий, волнующий, грозно-бушующий», «Птице-рыбо-человек», «В параллельном мире», «Фантастический сон». В них большая фантазия, широкий интеллектуальный характер и выход за границы традиционного композиционного стереотипа. Сюжеты: статические, динамические, статико-динамические, обусловливающие виды структурных отношений объектов в образах. Усилен «фигурный синтез» как средство акцентуации фантастической ситуации. А агглютинирование приобретает «одухотворенную» направленность. Встречаются и антропоморфные события или действия. Однако все регулируется мышлением: очевидны строгая композиция и содержательность образа. Идея создания несуществующего комплексного образа максимально активизировала фантазийную способность студентов, так необходимую в процессе художественное конструирование.
Задание на конструкторско-фантастическое представление и восприятие изображенного в не совсем реальной картине.
Задание 1. Предлагается рисунок: «Утка в шляпе в лодке». На размышление о реальном и фантастическом в образе утки.
Вопросы: 1. Что изображено? 2. Правдоподобно или фантастично? 3. Что выдумано? 4. Почему правдоподобные детали не мешают считать рисунок фантастическим?
Вывод студентов: реальные детали в фантастическом образе не мешают, а, наоборот, усиливают яркость его нереального образа.
Задание 2. С указанными объектами (птичкой, змеей) создать наибольшее количество фантастических рисунков.
Результат: рисунки на темы «Невозможная дружба», «Змеино-птичий альянс» «Разные предназначения», «Поменялись деталями». И др.
Задание 3. Задание усложняется: создать художественную конструкцию фантастического образа (на рисунке) с необычной композицией. С готовностью использовать (разъяснить) содержание образа и значимость конструкторского решения.
Результаты: образы рисунков - «Стон Земли»: плачущая растерзанная Земля протягивает руки к соседним планетам; «Гимн «SOS»: хор животных, занесенных в «Красную книгу», поет гимн своему спасению; «Лунная встреча»: общение космонавтов на Луне с лунянами. И др.
Примечание: Наиболее яркие рисунки изучаются и обсуждаются коллективно при активном участии авторов.
Суммируя наблюдения за ходом, результатами и обсуждением заданий 1,2,3 делаем выводы, с которыми знакомим студентов: активизировалась фантазийная продуктивность; появился интерес к созданию сложных образов; наблюдается стремление к формальному конструированию образа; просматривается тенденция к фантазии и творческому воображению, что так необходимо в художественное конструирование. Наблюдается: обращение к многокомпактным образам, структурно связанным, функционально общим; контактное расположение объектов, их дистантное расположение; осмысленный выбор композиционного приема, композиционная регуляция образов, их содержательное своеобразие и «смысловое лицо». Используется композиция контактного расположения – горизонтальная, вертикальная, диагональная. Здесь образы воображения и памяти, с их структурно-содержательными качествами и типичными особенностями, преимущественно целостные. Эти образы воображения находятся в основном в динамических сюжетах; они содержательно разнообразны, оригинальны и не совпадают – результат продуктивной интеллектуально-творческой деятельности студентов. Следовательно, с художественное конструирование мышлением будущий учитель изобразительного искусства будущий учитель изобразительного искусства все в порядке.
В таком ключе рассуждают участники беседы до придания сумке антигравитационных свойств. Можно назвать это бесполезной игрой ума, упражнением в импровизации. На аналогичной основе строится работа со студентами по «мозговому штурму» (сходство в налаженном механизме общения студентов, умении импровизировать, не отвлекаясь от заданной темы; в развитом ассоциативном мышлении собеседников; быстром темпе высказывания с опорой на предыдущие высказывания. Только в «мозговом штурме» есть различия – в целенаправленных высказываниях по поводу определенной проблемы одной группы «мозгового штурма» и в отсутствии цели беседы у цели беседы у группы студентов). Такое общение не выявило лидера, но, вместе с тем, трений между ними не наблюдалось, что объясняется наличием здорового чувства юмора. Импровизация студентов не связана с какой-либо конкретно-проблемной ситуацией практического характера. Описанный прием является лишь частью творческого процесса, однако, имеющего как начальную, так и конечную фазы. Этот процесс возникновения идей выгодно отличается по своей продуктивности от процесса решения задачи по определенному алгоритму, в силу чего его можно назвать игрой, но бессистемное использование спонтанных идей не может само по себе привести к реализации проектных задач.
Студенты способны и на коллективное художественное конструирование, сочетать свои художественное конструирование позиции с коллективными. Смело-творчески, индивидуально и коллективно, решают художественное конструирование задачи, проявляя свои достаточно глубокие художественно-конструкторские знания и художественно-конструкторские умения. Ориентируются в любых художественное конструирование ситуациях. Многие имеют свою художественное конструирование концепцию, своего дизайнерского творчества, создают полноценные индивидуально-оригинальные дизайнерские изделия, отличающиеся смыслосодержательной нагрузкой, композиционной стройностью, красотой линий, яркой образностью и выразительной эстетикой.
Будущий учитель изобразительного искусства знают, на каком содержании, в какой форме, какими методами, приемами, способами и средствами формировать у школьников интерес и способность к художественное конструирование и проецируют свои художественно-конструкторские знания и художественно-конструкторские умения на будущую педагогическую деятельность.
Список использованных источников:
1. НестеренкоО.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.Мол. гвардия 1994г.
2. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй: Пер. с итальянского. – М.: «Прогресс», 1988.
3. Радчук Л.И. Основы художественного конструирования: Учебное пособие для вузов. – М.: Легпромбытиздат, 1989.
4. Григорьев Э.П., Заец Р.В., Моляко В.А. Психологические аспекты художественного конструирования. – Киев, 1985.
5. Гладышев Г.М. Педагогические условия развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук, Оренбург, 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.