Конспект урока математики
«Развитие функциональной грамотности через решение задач»
4 класс
Цель урока: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач, основанных на жизненных ситуациях.
Задачи:
· Создать условия для формирования у учащихся:
- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических задач,
- умения работать в паре
- умения работать по алгоритму,
- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.
· Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.
Планируемый результат:
Предметные: создать условия для
формирования у учащихся умения осознанно использовать полученные в ходе обучения
знания для решения учебно-практических задач.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока,
отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника
и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в
речевое общение.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математики.
1.Орг. момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте, дружно тему обсуждайте,
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения на весь урок. Садитесь, пожалуйста.
-Прочитайте пожалуйста высказывания ученого и скажите, как вы его понимаете (слайд 2)
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
М.В.
Ломоносов
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле»
Аристотель
-А кто эти люди?
-Ребята, кто-нибудь из вас его знает, что-нибудь
слышали о них? (Ответы детей)
Немного
рассказать о М. В. Ломоносове и Аристотеле (слайд3,4)
Устный
счет.
Любая в математике работа,
Не обходится без устного счёта
Определение темы и задачи урока.
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
|
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
Р |
Е |
Ш |
Е |
Н |
И |
Е |
|
З |
А |
Д |
А |
Ч |
1) Назовите произведение чисел 320 и 3 (960).
2)Какое число в 5 раз больше числа 200 (1000).
3)Уменьшить число 600 на 3 (597).
4)Частное чисел 320 и 40 увеличить в 5 раз (40).
5)Из какого числа нужно вычесть 135, чтобы получилось 70 (205). 6)Из 1000 вычесть 5 (995)
7)9000 уменьшите 10 раз (900)
8) найдите ¼ года (4)
9)Чему равна 1/30 часа? (2)
10) Чему равна площадь комнаты со сторонами 6 м и 4м (24)
11) 450см сколько это дм? (45)
12) Длина спортивного зала 27 м ширина 13м.Дети пробежали 2 круга. Сколько м пробежали дети? (160)
Этап мотивации к учебной деятельности. |
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (Решение задач)
- Сформулируйте цель урока… (Совершенствовать умения решать задачи разных видов) …
- Наш урок математики мы посвятим одному дню из жизни ученицы 4 класса. (Ирочка Иванова)
Задача ( слайд 7)
Уроки в школе начинаются в 9 ч 00 мин, а заканчиваются в 13 ч 30 мин. Ира тратит на утренние процедуры 30 мин и на завтрак 10 мин. Дорога от дома до школы занимает 10 мин.
В какое время утром девочке надо подняться, чтобы успеть прийти в школу за 10 мин до начала первого урока?
Как Ире надо изменить время утреннего подъема в среду, чтобы успеть на Совет школы в 8 ч 40мин.
-Покажите это время на циферблате. (Нарисуйте стрелки)
-Рядом на циферблате покажите в какое время у вас подъем?
Задача (слайд 8)
Работа с диаграммой
Задача (слайд 9)
Стоимость завтрака в нашей школьной столовой 62 рубля 20 копеек, а обеда – 87 рублей 10 копеек. В семье Иры два школьника. Иван учится в 1 классе, а Ира в 4 классе. Завтракают дети каждый день, а на обед остаются по средам и четвергам. Сколько денег за питание нужно заплатить семье за ноябрь, учитывая, что завтрак для учащихся начальных классов бесплатный?
Решение:
1) 87руб 10коп ∙8=696руб 80коп – стоимость 8 обедов
2) 696руб 80коп + 696руб 80коп =1393 руб.60 коп.
Ответ: 1393 руб.60 коп.
Задача (слайд 10)
«Заказ в интернет магазине».
У Иры день рождение, мама сделала заказ роллов с доставкой на дом из кафе «Японский домик».
Они узнали, что при покупке более 1 кг роллов, можно выбрать в подарок 400 г любых готовых блюд из меню.
Мама заказала 1200г роллов, и Ира выбрала подарок из предложенного меню
Подарочное меню «Японский домик».
|
|
Картофель ФРИ 170 г.
|
Рулетики с сыром 220 г. |
Пирожок 230 г. |
Картофельные оладьи 230 г.
|
Какие два предмета может заказать Ира в подарок? Запишите в таблице названия этих предметов.
Решение 1
Решение 2
(Слайд 11)
Собери свой подарочный набор на 350 г из готовых блюд. Запишите ответ, объясните его.
Рулетики с сыром 220 г.
|
Фруктовый коктейль 225г |
Картофель ФРИ 170 г.
|
Кофе 125 г.
|
Пирожок 230 г. |
Картофельные оладьи 230 г.
|
Урок подходит к концу.
Подведем итог. Какая же наука помогла нам сегодня справиться с жизненными задачами? (Математика)
Выскажите свое мнение, закончив понравившуюся вам фразы:
· На занятии я узнал(а)…
· Я учился …
· Работая в паре , …
· Я понял(а) …
· У меня получилось …
· Было интересно …
· Было трудно …
· Мне захотелось…
(учащиеся высказывают предложение, выбирая начало фразы)
Вы были эмоциональны, быстры и сообразительны. Надеюсь,
что каждому из вас удалось в полной мере проявить свои
способности. Вы были сплоченной командой и решили все
поставленные задачи и цели. Молодцы.
Раздаточный материал.
Карточки к устному счету
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
|
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
|
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
|
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
|
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
|
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
|
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
|
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
|
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
|
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточки -циферблат для индивидуальной работы к задаче о времени
Карточки для индивидуальной работы
Мой подарочный набор 350 г
Название |
Масса г |
|
|
|
|
|
|
Дополнительный материал к слайду М.Ломоносов.
Михаил
Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем,
литератором, историком, художником, а главное — организатором российской науки.
Родился он 19 ноября 1711 года недалеко от села Холмогоры Архангельской
губернии, в семье крестьянина, занимавшейся морским промыслом. Его мать умерла
очень рано, поэтому воспитывала маленького Мишу его мачеха. Читать он научился
рано, а первыми прочитанными книгами были «Грамматика», «Арифметика» и
«Стихотворный Псалтырь».
В холодном декабре 1730 года Ломоносов на рыбном обозе уехал в Москву, и в январе 1731 года, представившись сыном дворянина, стал учащимся Славяно-греко-латинской академии, где учился 5 лет и изучал латинский язык, а также всю тогдашнюю «науку». Как одного из самых лучших учеников, в 1735 году его отправили учиться в Санкт-Петербург в Академический университет, а уже через год будущий ученый вместе с тремя студентами был направлен в Германию, чтобы углубленно изучать математику, физику, философию, химию и металлургию. В Германии будущий ученый женился, и у него родились дети, но выжила только дочка Елена.
Изучив все премудрости европейской науки, спустя 5 лет он вернулся в Россию и поступил на службу в физический класс Академии, а в 1745 году стал первым русским, которого выбрали профессором химии. В то время лекции читались на латыни либо на немецком языке, но профессор Ломоносов добился того, чтобы чтение публичных лекций осуществлялось на русском языке. В 1746 году он добивается того, чтобы для учебы набирали студентов из семинарий, хлопочет о доступности книг, о том, чтобы все естественные науки могли применяться на практике, а также пишет научные трактаты по физике и химии.
В то время российский народ практически не имел доступа к наукам, поэтому с 1748 года Ломоносов вступает в ожесточенные споры с немцем Миллером, который в те годы возглавлял Академию, он обвиняет его в том, что в науке тот принижает русский народ. В 1748 году учёный добился построения первой в России химической лаборатории для проведения исследований.
С 1749 года Михаила Ломоносова начинают принимать в высшем свете, и вскоре ученый привлекает внимание Императорского Двора. Но все свои знакомства в высшем свете ученый использует для развития российской науки. После того, как при его непосредственном участии ученого в 1755 году состоялось открытие Московского университета, он отстаивает права на образование самого низшего русского сословия. В 1758 году ученому поручают контролировать работу Географического департамента, Исторического собрания, университета и Академической гимназии при Академии Наук. В эти годы он работает над составлением Российского Атласа, занимается устройством гимназии, а в 1763 году избирается членом Академии художеств. В конце своей жизни Ломоносов избирается почетным членом Болонской и Стокгольмской Академий наук. Умер Михаил Васильевич Ломоносов 15 апреля 1765 года от простуды.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.