"Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка"
Оценка 4.6

"Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка"

Оценка 4.6
docx
29.03.2022
"Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка"
доклад функциональная грамотность.docx

 «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени начального образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в совремнном обществе, как математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Исходя из определения функциональной грамотности, мы имеем разнообразные возможности посредством своего предмета развивать способность ученика вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней – готовим к успешной жизни, к эффективному взаимодействию с внешним миром.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока английского языка включает:

·        овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;

·        способность к  диалогу в стандартной жизненной ситуации;

·        умение самостоятельно формулировать проблему.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами.

Выделяют следующие направления функциональной грамотности:

·        математическая грамотность;

·        читательская грамотность;

·        естественнонаучная грамотность;

·        финансовая грамотность;

·        глобальные компетенции;

·        креативное мышление.

Проанализировав задания из учебников “Enjoy English” М.З.Биболетовой и “English” В.П.Кузовлева и др. 2 – 11 классы, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерперетировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Формирование математической грамотности проходит на разных этапах обучения. Например, задание из учебника для 2 класса “Enjoy English” М.З.Биболетовой, где ученикам предлогают произвести простые вычисления на английском языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

 

 

 

 

 

 

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Типовые задания на формирование финансовой грамотности это задание из учебника 4 класса тема “Shopping for everything”, где учащимся необходимо составить диалог, может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности.

 

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления, научно интерпретировать данные доказательства.

При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:

- личностная (связанная с самим учащимся, его семьёй, друзьями);

- местная / национальная (связанная с проблемами данной местности или страны);

- глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).

Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность:

- здоровье;

- природные ресурсы;

- окружающая среда;

- опасности и риски;

- связь науки и технологий.

Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания следующего типа. Так, напрмер, в 6 классе при изучении темы “Do you care about your health?” осваивается ситуация What do you do when you have a health problem? Алгоритм освоения: отработка клише – обеспечивает освоение речевого поведения.

Один из новых параметров тестирования международного исследования PISA является осведомленность школьников о глобальных тенденциях развития. Здесь английский язык как учебный предмет трудно переоценить. Например, при опросе школьников, на каких уроках они чаще всего обсуждают проблемы экологии и личной ответственности каждого в этом аспекте, ответ очевиден: на уроках иностранного языка. Так, например, при изучении темы “Are you a friend of the planet?” в 7 классе учащимся предлагается составить советы по защите окружающей среды.

Читательская грамотность. Это одно из направлений функциональной грамотности. Это способность человека понимать, использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность, на мой взгяд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.

Особое значение при обучении смысловому чтению имеет умение прогнозировать содержание текста (по заголовку, иллюстрациям, началу текста). Работа над этим умением выстраивается в УМК “English” В.П.Кузовлева и др. в системе – на всех этапах обучения 5-9 классах.

Одним из самых распространённых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания типа True False, которые могут быть сформулированы по-разному.

Креативное мышление

«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ. Учащиеся могут предствить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок.

Именно проекты позволяют организовать целенаправленную самостоятельную работу с информацией, развивают исследовательские умения, креативность – выход на решение конкретной исследуемой проблемы.

Глобальная компетентность

Глобальная компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Задачи нравственного воспитания, формирования навыков управления поведением успешно решаются в учебнике “Enjoy English” М.З.Биболетовой в 10 классе при изучении темы “Talking on family matters”. Подростки – пользователи учебника с интересом и пользой воспринимают материал учебника, где нужно выразить своё отношение к истории своей семьи.

Также при изучении темы «Society and You” в 11 классе в учебнике “Enjoy English” М.З.Биболетовой у подростков формируются навыки управления своим поведением в обществе.

 

Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

 

 

 

 


 

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Проанализировав задания из учебников “

Проанализировав задания из учебников “

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных…

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных…

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями

Алгоритм освоения: отработка клише – обеспечивает освоение речевого поведения

Алгоритм освоения: отработка клише – обеспечивает освоение речевого поведения

Читательская грамотность. Это одно из направлений функциональной грамотности

Читательская грамотность. Это одно из направлений функциональной грамотности

Креативное мышление «Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма

Креативное мышление «Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма

Глобальная компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с…

Глобальная компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с…

Также при изучении темы « Society and

Также при изучении темы « Society and

Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это…

Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2022