Развитие функциональной грамотности
на уроках литературного чтения
Одна из важнейших задач современной школы – овладение учащимися функциональной грамотностью, которая является инструментом повышения качества образования. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях. Задача учителя начальных классов не только научить детей навыкам чтения и письма, но и умению использовать эту способность в условиях взаимодействия с социумом: заполнить анкету, прочитать инструкцию и т.д. Выделяются несколько видов функциональной грамотности. Коммуникативная грамотность, предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности, способностью понимать чужую устную и письменную речь, самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи. Информационная грамотность – умение осуществлять поиск информации в учебниках, в справочной литературе, перерабатывать и представлять информацию разными способами. Деятельностная грамотность – проявление способности формулировать цель деятельности, планировать, осуществлять самоконтроль.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для успешного формирования читательской грамотности необходимо применять образовательные технологии. Уроки литературного чтения в «Технологии продуктивного чтения» профессора Н. Светловской направлены на развитие навыков работы с информацией, умение анализировать и применять полученную информацию. В основе технологии лежит смысловое чтение, которое нацелено на понимание читающим содержания текста. На первом этапе работы с текстом необходимо актуализировать имеющиеся знания учащихся, провести подготовительную работу по определению темы урока, спрогнозировать содержание произведения. При работе с информацией использовать приёмы «Отсроченная отгадка» и приём «Антиципация». На втором этапе: «Работа с тексом во время чтения», происходит первичное чтение текста с использованием приёма «Чтение с пометками». Анализ первичного восприятия текста проводится при помощи приёма «Беседа по содержанию в целом». Учащиеся делятся своими впечатлениями, выражают свои мысли, аргументируют своё мнение. Главная задача второго этапа урока - работа над перечитыванием текста с использованием приёмов «Включение воображения» и «Диалог с автором через текст». Именно, на втором этапе учащиеся работают над содержанием текста, ведут диалог с автором, прогнозируют события, отрабатывают выразительное, безошибочное чтение. На третьем этапе: «Работа с текстом после чтения» продолжается работа с текстом. Ребята коллективно обсуждают прочитанное, вовлекаются в дискуссию и соотносят своё истолкование сюжета произведения с авторской позицией. Творческое задание, выполненное в группах, показывает, насколько учащиеся прочувствовали, осмыслили содержание произведения в соответствии с авторским смыслом. «Технология продуктивного чтения» профессора Н. Светловской обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем, формирует активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору, закладывает основы функциональной читательской грамотности, которая основывается на различных видах речевой деятельности: чтении и письме, говорении и слушании, происходит формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума.
Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая – это восприятие текста, раскрытие его содержания, анализ сюжета, воспроизведение и пересказ. Вторая - объяснение, сравнение, соотнесение с собственным опытом, размышление над сюжетом текста и выводы. Третья – включает выдвижение гипотез, предположений, обобщение, применение на практике в жизни, в учебе. В ответ на прочитанное у читателя возникают чувства, мысли, образы. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают механически, воспроизводят содержание, пересказывают факты. Но сегодня на первый план выдвигается творческое чтение, требующее осмысления полученной в процессе чтения информации.
Одной из наиболее эффективных форм формирования читательской грамотности в урочной деятельности является групповая технология обучения. Работа в группах на уроках литературного чтения предполагает умение работать с информацией: находить её, выделять важное, проверять факты, анализировать, обобщать результат своей работы и представлять его другим участникам образовательного процесса. Работая в группе и выполняя различные задания, прописанные в инструкции, учащиеся осмысливают информацию и понимают, где и как она понадобится им в будущем. Функциональная читательская грамотность позволит ученику овладеть техникой чтения, приёмами понимания прочитанного. К сожалению заданий, которые развивают функциональную читательскую грамотность ребенка не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточна сложна и необходимо учитывать много факторов. Задания должны соответствовать возрасту, привязаны к реальности, содержать много фактов.
Основой формирования функциональной читательской грамотности является умение учиться, поэтому необходимо сформировать увлеченность предметом литературного чтения. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.