Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения
Оценка 4.7

Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения

Оценка 4.7
doc
16.11.2022
Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения
Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения.doc

 

 Развитие  функциональной грамотности

 на уроках литературного чтения

 

    Одна из важнейших задач современной школы – овладение учащимися функциональной грамотностью, которая является инструментом повышения качества образования. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая.

  Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях. Задача учителя начальных классов не только научить детей навыкам чтения и письма, но и умению использовать эту способность в условиях взаимодействия с социумом: заполнить анкету, прочитать инструкцию и т.д. Выделяются несколько видов функциональной  грамотности. Коммуникативная грамотность, предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности, способностью понимать чужую устную и письменную речь, самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи.   Информационная грамотность – умение осуществлять поиск информации в учебниках,  в справочной литературе, перерабатывать и представлять информацию разными способами. Деятельностная грамотность –  проявление способности формулировать цель деятельности, планировать, осуществлять самоконтроль.

    Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.   Для успешного формирования читательской грамотности необходимо применять образовательные технологии.     Уроки литературного чтения в «Технологии продуктивного чтения»  профессора Н. Светловской   направлены на развитие навыков работы с информацией, умение анализировать и применять полученную информацию. В основе технологии   лежит смысловое чтение, которое нацелено на понимание читающим  содержания текста. На первом этапе работы с текстом   необходимо  актуализировать имеющиеся знания учащихся, провести подготовительную работу по определению темы урока,  спрогнозировать  содержание произведения. При работе с информацией использовать приёмы  «Отсроченная  отгадка» и  приём «Антиципация».  На втором  этапе: «Работа с тексом во время чтения», происходит  первичное чтение текста с использованием  приёма «Чтение с пометками». Анализ  первичного восприятия текста проводится при помощи приёма «Беседа по содержанию в целом». Учащиеся делятся своими впечатлениями, выражают свои мысли, аргументируют своё мнение.  Главная задача второго этапа урока  - работа над перечитыванием текста с  использованием приёмов «Включение воображения» и «Диалог с автором через текст».  Именно, на втором этапе  учащиеся работают  над содержанием текста,  ведут диалог с автором, прогнозируют события, отрабатывают  выразительное, безошибочное чтение. На третьем этапе: «Работа с текстом после чтения»  продолжается работа с текстом. Ребята  коллективно обсуждают прочитанное,   вовлекаются в дискуссию и  соотносят  своё истолкование   сюжета произведения с   авторской позицией.  Творческое задание, выполненное в группах, показывает, насколько учащиеся прочувствовали, осмыслили содержание произведения в соответствии с авторским смыслом. «Технология продуктивного чтения» профессора Н. Светловской обеспечивает  полноценное восприятие и понимание текста читателем, формирует активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору, закладывает основы функциональной читательской грамотности, которая основывается на различных видах речевой деятельности: чтении и письме, говорении и слушании, происходит формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума.

    Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая – это восприятие текста, раскрытие его содержания, анализ сюжета, воспроизведение и пересказ. Вторая -  объяснение, сравнение, соотнесение с собственным опытом, размышление над сюжетом текста и выводы. Третья – включает выдвижение гипотез, предположений,  обобщение, применение на практике в жизни, в учебе. В ответ на прочитанное у читателя возникают чувства, мысли, образы. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают механически, воспроизводят содержание, пересказывают факты. Но сегодня на первый план выдвигается творческое чтение, требующее осмысления полученной в процессе чтения информации.

    Одной из наиболее эффективных форм формирования читательской грамотности в урочной деятельности является групповая технология обучения. Работа в группах на уроках литературного чтения предполагает умение работать с информацией: находить её, выделять важное, проверять факты, анализировать, обобщать   результат своей работы и представлять его  другим участникам образовательного процесса.  Работая в группе и выполняя различные задания, прописанные в инструкции, учащиеся осмысливают информацию и понимают, где и как она понадобится им в будущем. Функциональная читательская грамотность позволит ученику овладеть техникой чтения, приёмами  понимания  прочитанного. К сожалению заданий, которые развивают функциональную читательскую грамотность ребенка не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточна сложна и необходимо учитывать много факторов. Задания должны соответствовать возрасту, привязаны к реальности,  содержать много фактов.

 Основой формирования функциональной читательской грамотности является умение учиться, поэтому необходимо сформировать увлеченность предметом литературного чтения. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности человека.


Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения

Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения

На третьем этапе: «Работа с текстом после чтения» продолжается работа с текстом

На третьем этапе: «Работа с текстом после чтения» продолжается работа с текстом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2022