Развитие функциональной грамотности обучающихся в начальной школе

  • Занимательные материалы
  • pptx
  • 22.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие функциональной грамотности обучающихся в начальной школе
Иконка файла материала prezentacija_razvitie_funkcionalnoj_gramotnosti_uc.pptx

Развитие
функциональной грамотности обучающихся
начальной школы

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность
человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и
функционировать в ней. Основы функциональной грамотности
закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению,
говорению и слушанию.

Функционально грамотная личность – это человек:

ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;
способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
способный нести ответственность за себя и своих близких;
владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
хорошо владеющий устной и письменной речью как средством
взаимодействия между людьми;
владеющий современными информационными технологиями.

Функциональная компетентность


Функциональная грамотность


Функциональная культура

Содержание функциональной грамотности

Цель учителя - развить ребёнка
-Развить мышление.
-Развить речь, развить память и внимание,
фантазию и воображение.
-Пространственное восприятие.
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения.
- Развить коммуникативные способности,
способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в
результате функционально развитую личность.

Условия достижения данной цели:
обучение носит деятельностный характер:
учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за
результаты деятельности:
правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного
процесса:
используются технологии ЛОО

Приемы:
-Технология проектной деятельности
-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом
-Уровневая дифференциация обучения
-Информационные и коммуникативные
технологии ( Интернет, средства мультимедия,
библиотека)

Учебный предмет “Русский язык”
ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают навыком
организации своего рабочего места ,
навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени;
навыком проверки работы одноклассника , навыком нахождения ошибки;
навыком словесной оценки качества работы.

Составляющие функционально грамотной личности.

Речевые умения:
конструировать предложения изученных видов
различать однозначные и многозначные слова;
видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать
синонимы и антонимы к данным словам;
употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости;
совместно с учителем объяснять незнакомые слова.

2. Интеллектуально-речевые умения.
а) Рецептивные (умения слушать, читать):

использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);
делить текст на смысловые части;
самостоятельно ставить вопросы к тексту;
отвечать на вопросы учителя по тексту;
выделять в тексте главное;
составлять простой план текста;
находить ключевые слова;
соотносить заглавие с содержанием текста;
б) продуктивные (умения говорить, писать):
подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);
создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном
стиле (устно и письменно);
создавать текст-повествование в учебнонаучном стиле (устно);
озаглавливать текст;
подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);

3. Коммуникативные умения:

вступать в диалог с учителем и сверстниками;
высказывать и аргументировать свою точку
зрения; воспринимать
аргументы собеседника;
обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре);
договариваться, согласовывать позиции в
группе (в паре), чтобы делать что-то сообща.

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся.

Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как
важнейшая программная установка при
формировании функционально грамотной
личности.

Отработка орфографической зоркости

Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе
-зрительного
-предупредительного
-выборочного диктантов
-при орфографическом выделении орфограмм
- в ходе звукобуквенного анализа
- -при разборе слов по составу.

Применяются вместо развернутого комментирования (или наряду с ним) письменное комментирование:
подчеркивание орфограмм, выделение
орфограммы простым карандашом (зеленой пастой).
При подчеркивании орфограммы ученик
фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы - определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее
правописания, способ проверки.

Вспыхнул первый луч.. со…нца. Ноч…ная
тьма 1 укрылась в густой л…стве д…рев…ев.
Пр…снулись малиновки2 . Пер…я на их гру…ках2 окрасились в цвет зари.
Забл…стели2 на лист…ях капли р…сы. Над цв…тами стали кружить з…л…тистые2 пчёлки.4 Они жадно п…ют сла…кий сок.
Мелькают стр…жи. Хорошо иметь быстрые и лё….кие крыл…я.

Логические задания на уроках русского языка

Закончи буквенный ряд. Щ Ц Т П
Слово по закомерности. Гриб ( бирка ) актив
Мрак ( . . . . . ) атом

Л ?

3. Подбери слово Обы ( чай ) ка Ме (…….) олад

Логический тест на выделение
существенного

Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

Учебный предмет “Математика”
предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;
формирование навыка самостоятельного
распознавания расположения предметов на плоскости ,
практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с
жизненными ситуациями.

Особое значение сегодня придается
формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её
формирования являются уроки математики.
Главной задачей уроков математики
являются - интеллектуальное развитие
ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

Логические задания на уроках математики

Закономерности в числах

Впишите в свободный сектор последнего кружка число, которое
соответствовало бы закономерности, объединяющей все остальные
числа.

Числовые ряды

24,21,19,18,15,13, , ,7
1,4,9,16, , ,49,64,81,100
16,17,15,18,14,19, ,
1,3,6,8,16,18, , ,76,78
7,16,9;5,21,16;9, ,4
2,4,8,10,20,22, , ,92,94
24,22,19,15, ,

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает
функциональную грамотность младших школьников,
позволяет более уверенно ориентироваться в простейших
закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Проектная деятельность

проектная деятельность учащихся по предметам
участие в школьных научно-практических
конференциях

Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии Яблоки – ключевые компетенции Лейка – учитель

Лейка - учитель, для того, чтобы поливать,
должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога
нельзя добиться развития функциональной грамотности.

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую
помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной
среды, направленной на повышение
функциональной грамотности учащихся