Развитие функциональной грамотности у младших школьников посредством применения современных образовательных технологий
Оценка 4.9

Развитие функциональной грамотности у младших школьников посредством применения современных образовательных технологий

Оценка 4.9
docx
27.11.2024
Развитие функциональной грамотности у младших школьников посредством применения современных образовательных технологий
Развитие функциональной грамотности у младших школьников.docx

Развитие функциональной грамотности у младших школьников посредством применения современных образовательных технологий

Современная начальная школа. Что она значит для ребёнка? Это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы - умением учиться. Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей.

Функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

  • добывать новые знания;
  • применять полученные знания на практике;
  • оценивать свое знание-незнание;
  • стремиться к саморазвитию.

Содержание функциональной грамотности младшего школьника, составляют:

  • Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении учебных и в повседневной жизни. Читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности.
  • Математическая грамотность - это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
  • Естественнонаучная грамотность способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Способность объяснять природные явления
  • Финансовая грамотность - это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.
  • Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания. Формировать функциональную грамотность необходимо на любом уроке.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе - формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности),
  • учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
  • в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
  • применять такие образовательные технологии, как:
    • технология личностно-ориентированного образования;
    • технология развития критического мышления;
    • технология уровневой дифференциации;
    • технология игрового обучения;
    • технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
    • проектная деятельность;
    • здоровьесберегающие технологии;
    • информационно-коммуникационные технологии.

Рассмотрим «Технологию развития критического мышления»

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Она представляет собой структуру урока, состоящую из 3 этапов: вызов, осмысление, рефлeксия.

Методические приёмы:

  • «Кластер»
  • «Мозговой штурм» или «Корзина идей»
  • «Отсроченная догадка»
  • «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
  • «Театрализация»
  • «Верно-неверно»
  • «Проблемный вопрос»
  • «Инсерт» или «Чтение с пометами»
  • «Дерево предсказаний»
  • «Чтение с остановками»
  • «Шесть шляп»
  • «Бортовой журнал»
  • «Ромашка Блума»
  • «Фишбоун» (рыбный скелет)
  • «Синквейн»

Игровые технологии

Игровые формы обучения на уроках в начальных классах - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Школьники младшего возраста любят играть. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, необходимо включить их в игру, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

К ним относятся:

  • дидактические игры,
  • задачи в стихах,
  • задачи-смекалки,
  • задачи-шутки,
  • драматизированные игры,
  • интересные факты,
  • ребусы, головоломки,
  • кроссворды и многие др.

На уроках математики в начальных классах используются игры «Кто быстрее?», «Собери снеговика», «Математический кроссворд», «Лучший счётчик», «Математический лабиринт», «Полёт в космос», «Математическая рыбалка», «Домино», «Математические раскраски» и др.

На уроках русского языка используются игры «Определи склонение имён существительных», «Найди падеж», «Мозговой штурм», «Внимательный редактор», «Найди пару», картинный словарь, «Грамматические раскраски», «Вкусная пицца», конкурс «Магистр письма» и др. Приём «Облако слов» можно использовать на уроках русского языка по теме «Части речи», «Словарные слова», «Род имён существительных» и т.д.

На уроках литературного чтения используем карточки для развития скорочтения: чтение с решеткой, чтение с окошками, чтение «зашумленного текста», чтение текста с закрытой половиной букв, чтение по спирали и т.д.

На уроках окружающего мира - игра «Узнай растение по описанию», «Домашние и дикие животные», «Времена года», филворд «Птицы», игра в паре «Органы человека», кроссворды, викторины и др.

Приём «Кубик Блума» можно использовать на разных уроках на этапе рефлeксии.

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Информационно-коммуникационные технологии

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). На уроках в начальной школе используем тренажёры, презентации, интерактивные игры, кроссворды, викторины, электронные приложения к учебникам, видеофильмы, аудиозаписи, которые помогают разнообразить урок, вызывают большой интерес и эмоциональный отклик у учащихся.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • использование готовых обучающих программ;
  • работа с ресурсами Интернет.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

  • повышает качество усвоения материала;
  • увеличивает объем использования наглядности на уроке;
  • осуществляет дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовывает одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями,
  • расширяет общий кругозор учащихся;
  • развивает творческий подход к изучаемому материалу и окружающему миру, любознательность учащихся.

 

Развитие функциональной грамотности у младших школьников посредством применения современных образовательных технологий

Развитие функциональной грамотности у младших школьников посредством применения современных образовательных технологий

Рассмотрим «Технологию развития критического мышления»

Рассмотрим «Технологию развития критического мышления»

Полёт в космос», «Математическая рыбалка», «Домино», «Математические раскраски» и др

Полёт в космос», «Математическая рыбалка», «Домино», «Математические раскраски» и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2024