Программа кружковой деятельности по развитию мелкой моторики «Умелые ручки» для детей 5-6 лет.
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения вниманий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, и следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами. Учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 5-6 лет. В ДОУ ведется кружковая работа по данной теме.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук ; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости: через выполнение предметно- практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей владеть графическими навыками:
а) штриховка в разных направлениях,
б) обводить контуры предметов,
в) дорисовывать предметы,
г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не захода за контур, не оставлять не закрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды, сгибания (оригами).
3. Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения: в процессе предметно практических действий.
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений:
Пальчиковый игротренинг:
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастка, физкультминутки.
Ручная умелость:
- рисование пластилином;
- конструирование из бумаги в технике оригами;
- аппликация;
Развитие графических навыков:
- рисование по трафаретам;
- вырезывание ножницами;
- штриховка;
- дорисовывание
Игры и действия с мелкими предметами:
- работа с крупой, фасолью, горохом;
- нанизывание бус, пуговиц на проволоку;
- выкладывание фигур из геометрических фигур, палочек, семян
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценней отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации.
Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственными представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Результатом работы по данной программе должно стать:
1. Развитие мелкой моторки и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2. Овладение разными видами ручной умелости.
3. Овладение приемами работы с разными инструментами.
4. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
5. Овладение нормами этики поведения.
Перспективное планирование
Сроки проведения |
Тема занятий |
Цель и задачи |
сентябрь |
Диагностика |
Выявление ведущей руки |
октябрь |
Яблоко с червячком.
|
Цель: Формирование умения нанизывать бусины на проволоку. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность с помощью круглых предметов. |
Ленточки. |
Цель: Формирование умения резать полоски разные по длине и ширине. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; Учить резать бумагу на полоски. |
|
Ёжики из семечек. |
Цель: Совершенствование умений создавать силуэт ежа из пластилина. Задачи: Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать иголочки из семечек ежику, добиваясь изображения. |
|
Контурные силуэты предметов. |
Цель: Обучение неотрывному рисованию карандашом. Задачи: Развивать координацию движений пальцев рук. Познакомить с контурным изображением предметов. Учить неотрывному ведению карандаша. |
|
ноябрь |
Закрашивание картинок. |
Цель: Совершенствование умение закрашивать картинку в определенном направлении. Соблюдать технику закрашивания, не выходить за контур предмета, регулировать силу нажима на карандаш. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. |
Осеннее дерево. |
Цель: Формирование умений и знаний к выполнению работ с помощью техники рисования песком. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, учить рисовать контурное изображение дерева на песке. |
|
Волшебные ножницы. |
Цель: Формировать умение работать ножницами. Учить вырезать предметы округлой формы из прямоугольных форм. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. |
|
Бусинки. |
Цель: учить хватательным движениям пинцетом. Задачи: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Учить захватывать бусинки пинцетом и удерживать бусинку в пинцете. Перекладывать в другое место. |
|
декабрь |
Колечки |
Цель: Учить резать тонкие цветные полоски и склеивать их в цепочку Задачи: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. |
Силуэтные снежинки |
Цель: учить соединять по точкам готовый контур изображения. Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить держать карандаш, неотрывно вести карандаш по готовому контуру. |
|
Снежинка из палочек |
Цель: Использование подручных средств в конструирование снежинок . Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Учить конструировать из спичек снежинки, находить центр. |
|
Закрашивание готовых силуэтов. |
Цель: Совершенствование умения работать с карандашом. Соблюдать технику закрашивания рисунка. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно -двигательную координацию. |
|
январь |
Зимние забавы |
Цель: учить катать шарики из салфеток. Задачи: упражнять в скатывании шариков из салфеток. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. |
Неотрывное письмо. Работа в прописях. |
Цель: учить правильно держать карандаш. Соединять по точкам плавной линией. Учить делать нажим на карандаш. Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать умение работать карандашом. |
|
Елочки в хороводе. |
Цель: неотрывное соединение точек по контуру рисунка. Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить по точкам рисовать елочки в хороводе. |
|
Февраль |
Домашние животные. |
Цель: учить по точкам обводить контур изображения. Штриховка по показу в разных направлениях. Задачи: Развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук. Продолжать учить складывать фигуры из бумаги. |
Животные. Дорисуй животное, раскрась. |
Цель: видеть недостающие части животного, дорисовывать. Задачи: Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. |
|
Домашние птицы. «Птицы хотят пить» –работа с водой и пипеткой. Цыпленок. Штриховка. |
Цель: развитие мелкой моторики пальцев. Задачи: продолжать учить штриховать мелкими штрихами. |
|
Шнуровальные планшеты |
Цель: Использование шнуровки для развития моторики. Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить создавать рисунок с помощью шнуровки. |
|
Март |
Работа в прописях. |
Цель: Учить соединять контуры рисунков по точкам. Задачи: Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции.. |
Работа в прописях. |
Цель: Учить соединять контуры рисунков по точкам. Задачи: Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. |
|
Транспорт. Выкладывание машины из геометрических форм. Рисование машины пальчиками на крупе. |
Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании образа предмета. Задачи: развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить знание геометрических фигур. |
|
Клубочек для бабушки (сматывание шерстяного клубка). |
Цель: учить сматывать шерстяной клубок. Задачи: развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. |
|
Апрель. |
Рыбки |
Цель: Совершенствовать умение обводить трафарет по контуру. Задачи: Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить штриховать в разных направлениях. |
Шнуровка. |
Цель: развитие мелкой моторики пальцев. Задачи: Упражнять в умении продевать в маленькое отверстие шнуровку. Создавать узор. |
|
Неваляшки из ватных дисков (или губки) |
Цель: Формировать умение преобразовать разные по фактуре
материалы в геометрическую форму (круг). Создавать образ неваляшки. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность в работе. |
|
Автобус для зверей. |
Цель: формировать умение составлять изображение автобуса из готовых частей. Задачи: Формировать навыки складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Закреплять умение наклеивать бумажные детали (окна, двери, колеса) на опорную линию. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. |
|
Май. |
Работа в прописях. |
Цели: Формировать умение соединенять точки по клеточкам в тетради. Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки. |
Юные художники. Рисование водой на асфальте. |
Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – водой из бутылки с дырочками на асфальте. Задачи: Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение получать образ из водяных ручейков, получая изображения законченности и сходства с реальными образами. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.