Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Цель учителя - развить ребёнка.
-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание,
фантазию и воображение
Пространственное восприятие
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Приемы
-Технология проектной деятельности.
-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации работа над деформированным текстом.
-Уровневая дифференциация обучения
-Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедия, библиотека)
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают навыком организации своего рабочего места , навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени;
навыком проверки работы одноклассника , навыком нахождения ошибки;
навыком словесной оценки качества работы.
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся.
Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Примеры заданий
Вспыхнул первый луч.. со…нца. Ноч…ная тьма 1 укрылась в густой л…стве д…рев…ев. Пр…снулись малиновки2 . Пер…я на их гру…ках2 окрасились в цвет зари. Забл…стели2 на лист…ях капли р…сы. Над цв…тами стали кружить з…л…тистые2 пчёлки.4 Они жадно п…ют сла…кий сок. Мелькают стр…жи. Хорошо иметь быстрые и лё….кие крыл…я.
Упр. «Толковый словарь». Показывается учащимся любой предмет: ручка или монета и т.п. Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся, определение из словаря. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся. Словари должны быть непременным атрибутом каждого урока. Использование орфографических словарей при анализе диктанта, толковых - при изучении лексики, словарей-справочников - при выполнении определённых письменных работ.
Работа со словарями
Логический тест на выделение существенного
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
Учебный предмет “Математика”
предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;
формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости ,
практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Закономерности в числах
Впишите в свободный сектор последнего кружка число, которое соответствовало бы закономерности, объединяющей все остальные числа.
Числовые ряды
24,21,19,18,15,13, , ,7
1,4,9,16, , ,49,64,81,100
16,17,15,18,14,19, ,
1,3,6,8,16,18, , ,76,78
7,16,9;5,21,16;9, ,4
2,4,8,10,20,22, , ,92,94
24,22,19,15, ,
На уроках математики выполняем метапредметные задания на каждом уроке («Доходы семьи», «Копилка», «Модель дома», «Сколько стоит праздник», «Сапсан» и др.) Для решения ситуации ученики решают задачи-расчёты, определяют среднее арифметическое, читают готовые схемы и таблицы, готовые столбчатые диаграммы и составляют их по заданию, определяют наиболее выгодную покупку, решают задачи на экономию денежных средств, решают задачи на движение, определяют истинность высказываний, решают задачи на кратное и разностное сравнение
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников,
позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Учебный предмет “Литературное чтение”
предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения,
ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом:
- найти в тексте нужную информацию
- умение подобрать произведение на заданную тему
- умение оценить работу товарища
- умение слушать и слышать
высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному
анализировать прочитанное.
Учитель выступает является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.
Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблоки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.
Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.