В настоящее время мы живем в эпоху развития информационных технологий и важнейшим становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня необходим для того, чтобы чувствовать себя уверенно в обществе.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решенияжизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке; – обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
умеющий находить решения в нестандартной ситуации;
легко адаптирующийся;
хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
владеющий современными информационными технологиями.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.
Современный уровень развития человека должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему со стороны государства, социальных институтов и быстро изменяющейся информационной среды. Характеристика функциональной грамотности младшего школьника.
Выпускник начальной школы должен обладать:
готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать
умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности
стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию.
Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи:
Развить мышление из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
Развить речь, развить память и внимание, фантазию и воображение
Пространственное восприятие
Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику.
Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
добывать новые знания;
применять полученные знания на практике;
оценивать свое знание-незнание;
стремиться к саморазвитию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.