Развитие графомоторных навыков у младших школьников
Большинство родителей о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой узнают только перед школой. Это приводит к тому, что вместе с усвоением новой информации, ребенку приходится еще и учиться удерживать карандаш. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Через тренировку тонких движений пальцев рук оказывается большое влияние на развитие активной речи ребенка. Это происходит от того, что зонадвигательной проекции руки и речевой зоны находится в близком соседстве между собой.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Основным содержанием занятий по подготовке рук к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры, тренировать пальцы рук можно применяя лепку, оригами, собирание узоров из мелкой мозаики и бусин, вышивания, застёгивания пуговиц, шнуровки и т.д.
Особое внимание нужно уделять выполнению заданий одним движением кисти руки (нарисовать круг). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
При письме следить за темпом и ритмом речи в сочетании с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв.
Работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на песке и другие упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими – обведение трафаретов, контуров, штриховка, дорисовывания рисунков, графические диктанты, прописывание элементов букв и многое другое.
На занятиях по развитию графомоторных навыков укрепляются мелкие мышцы пальцев и кистей рук, что способствует развитию речи, логическому мышлению, общей культуры, творческих способностей.
Необходимо помнить, что на таких занятиях задействованы мелкие группы мышц, а значит для дошкольника они могут быть утомительны, поэтому важно ограничивать длительность, нагрузку и вовремя сменить деятельность.
В своей статье я хочу привести лишь некоторые примеры упражнений, которые можно использовать.
Если же Ваш малыш, еще не разобрался с тем как правильно держать карандаш, то существуют способы его этому научить.
· Научить ребенка расслаблять мышцы.
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко напряжены, пальчики прижаты. Пальчики сильней сжимаем.
Отпускаем, разжимаем. Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики.
· Метод «пинцета».
Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по
карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш (ручку).
· С помощью мелков
Обучение ребенка рисованию обычно начинается с цветных мелков. Если взять пастельные мелки и разломать их на кусочки длиной около 3 см, а затем предложить ребенку порисовать ими, это как раз и даст нужный эффект.
Короткие кусочки нельзя взять в кулак, поэтому малыш постепенно научится захватывать мелок тремя пальцами, как нам и нужно, и в дальнейшем со знакомством с ручкой у него не будет проблем.
· С помощью салфетки
Нам понадобится обычная салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша
оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.
· Обучающие насадки и ручки-подсказки
Их можно приобрести в канцелярских магазинах. Ручки есть как для правшей, так и для левшей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.