Тема: Дифференциация звуков З - С
Содержание занятия:
I. Организационный момент.
Ученики: Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
II. Основная часть.
Логопед:Чтобы внятно разговаривать, нужно потренировать наш язычок и губы.
1. Нужно выполнить артикуляционную гимнастику. «Широкий язык — узкий язык», «Почистим зубы», « Наказать непослушный язык».
Какие упражнения выполняли? ( для языка).
Следующие упражнения для губ.
Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки.
Какие упражнения выполняли? (для губ). (Слайд)
Упражнения для развития дыхания. (Ватный диск)
«Свеча», «Сдуем пушинку с руки», « В зимнем лесу».
Мы подули высоко,
Мы подули низко,
Мы подули далеко,
Мы подули близко.
Чистоговорка
СЛАЙД
III. Сообщение темы занятия:
2. Выделите первые звуки в названиях картинок:
Свёкла, апельсин, заяц, абрикос, нож.
Какое слово получилось? САЗАН – это рыба. Показ картинки.
- Назовите 1 и 3 звуки.
Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы З – С в словах и в предложениях.
3. Игра «Поймай звук».
Поднимите карточки, услышав в слове звук З или С.
Соты, белый, сухо, закат, коса, лицо, выставка, красота, игры, конфета, замок, василёк, домик, забота.
4. Работа с картинками.
а) разложить картинки в 3 столбика. В 1 столбик положить картинки в названиях, которых есть буква С, во 2 – буква З, в 3 столбик – буквы З - С. Выходят к доске и прикрепляют картинки.
1 2 3
Сова, лист, гусь, слон; обезьяна, арбуз, корзина, зубр; сазан, салазки, сказки
5.Дифференциация в словах( слайд 8).
Поиграем в игру: « Измени словечко»: нужно в словах заменить звук С на звук З.
Логопед: Ребята! ( слайд № 9). Посмотрите на картинки. Какая картинка лишняя? Почему?
7.Составьте словосочетания, подбирая к словам из первого столбика подходящие из второго. Затем придумайте с этими словосочетаниями предложения.
злая арбуз
вкусный паста
свежий собака
зубная квас
8.Работа по карточкам.
Определить, какую букву надо поставить З или С.
Ваня в…ял мел со …тола. О…енью кра…иво в …аду. В ва…е лежат …елёные яблоки. Речка …аро…ла о…окой.
9. Выделение предлога За из речи и уточнение значения.
Таня встань перед нами, ЗА Таней встань Илья, ЗА Ильей встань Ваня
-А теперь послушайте, какое маленькое слово я повторяю? Логопед называет кто за кем стоит, голосом выделяя слово ЗА.
- Давайте разберёмся, когда нужно говорить маленькое слово За. Илья встал позади или впереди Тани? («Позади»).
Логопед: Значит, за Таней. Поэтому маленькое слово «ЗА» говорим тогда, когда предмет находится позади чего — то.
10. Демонстрируется схема предлога «ЗА»( слайд № 11).
Вставьте надостающий предлог.
Нужно прочитать предложение и вставить в него предлог ЗА.
Домашнее задание:
Исправьте предложения - шутки. Назовите, на каком месте находятся звуки С и З (начало, середина, конец). Запишите предложения в тетрадь.
След взял собаку. ________________________________________________________
Краски рисуют Славой.____________________________________________________
Квас купил Зину._________________________________________________________
С З
Ваня в..ял мел со ..тола. О..енью кра..иво в ..аду.
В ва..е лежат ..елёные яблоки. Речка ..аро..ла о..окой.
Исправьте предложения - шутки. Назовите, на каком месте в слове находятся звуки С и З (начало, середина, конец). Запишите предложения в тетрадь.
След взял собаку. ________________________________________________________
Краски рисуют Славой.____________________________________________________
Квас купил Зину._________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.