КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
с группой учеников 2-го класса, имеющих нарушения чтения и письма,
вследствие фонетико-фонематического недоразвития речи
Тема: Дифференциация согласных звуков з-ж в устной и письменной речи в слогах, словах, предложениях, тексте «Зайка». Расширение словаря. Развитие фонетико-фонематического восприятия.
Цели:
- Учить детей различать звуки и буквы з-ж в устной и письменной речи.
- Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
- Закреплять умение дополнять предложения недостающими словами.
- Совершенствовать навык чтения целыми словами.
- Развивать фонетико-фонематический слух, зрительное восприятие.
- Воспитывать аккуратность, дружеские взаимоотношения, заботливое
отношение к животным.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, слоговая таблица, «вагончики» для слов-картинок, таблица «Найди слово в слове», текст «Зайка».
Ход занятия:
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1.Сообщение темы занятия.
2. Уточнение правильной артикуляции звуков з-ж.
При
произношении звука - З - губы растянуты, как бы в улыбке, язык
упирается в нижние передние зубы, звук произносится звонко.
При произношении звука – Ж – губы слегка
вытянуты вперёд, кончик языка
поднимается к верхним резцам.
Воздушная струя при произношении звука - З – узкая и холодная, а при – Ж – широкая и тёплая.
3. Рассматривание картинок.
КОМАР ЖУК
Звук – З – похож на гудение комара. Звук – Ж – жужжание жука.
Напомните, какой звук «Ж»? А какой «З»? Чем они отличаются?
Определение места звуков в словах.
4. Чтение слогов со звуками З – Ж
за – жа зо – жо зу – жу
жа – за жо – зо жу – зу
зо – жо за – жу за – жи
зы – жи зу – жа заж – жаз
жи – зы жу – за заж – жуз
зо – жа зы – жа зож – жоз
жо – за жи – за жоз – зуж
5. Дидактическая игра «Загрузи слова в вагончик». Выбрать слова со звуками
З-Ж и «загрузить» в соответствующий вагончик.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З – зонт, зуб, забор, гнездо, звезда, арбузы, коза, заяц.
Ж – жираф, журавль, желудь, жук, жаворонок, прожектор, морж, ежи.
Уточняется значение слов.
6. Подбор слов со звуками з – ж в начале и середине слова
З – завод, зал, зайка, закладка, зоопарк, зуб, зонт, фазан, лоза, ваза, берёза,
блуза, глаза, вокзал.
Ж – жакет, жало, жабры, желток, жонглёр, журнал, жетон, флажок, абажур,
крыжовник, рожок, дежурный, ежи, ножи.
7. Игра: «Найди слово в слове»
ПОЖАР (жар)
ЖАВОРОНОК (ворон)
ЖУРАВУШКА (ура)
ЭТАЖЕРКА (этаж)
ЖЕРЕБЁНОК (ребёнок)
ЛОЗА (зал) ВЯЗАНКА (вяз) ЗВОН (вон) |
ЗЕБРА (бра)
9. Игра «Лесенка»: придумать слова. В которых звуки – з - и - ж - стояли
на 1, 2, 3, 4, 5 месте.
З 1. Зонт Ж 1. Жираф
2. Азбука 2. Уж
3. Коза 3. Лыжи
4. Глаза 4. Флажок
5. Берёза 5. Пирожок
10. Работа над предложением. Вставить в предложение недостающее слово,
ответив на вопрос. Записать в тетради.
После дождя (КАКОЙ?) ……………..воздух.
Корова (КАКОЕ?) …………………….животное.
Дети играли (НА КАКОЙ?) …………..лужайке.
Зоя нашла (КАКОГО?)…………………… жука.
На калитке висел большой (КАКОЙ?) ……………замок.
11. Работа с деформированным рассказом.
ЗАДАНИЯ:
- Прочитайте рассказ.
- Правильно ли он составлен?
- Подумайте, КАК СОСТАВИТЬ ЕГО ПРАВИЛЬНО?
- Составьте рассказ и запишите его в тетради.
ЗАЙКА.
Один раз зайка убежал в заросли жасмина. У Жоры папа охотник. Зайка жил у Жоры всю зиму. Он принёс Жоре зайца. Жора поймал зайку и отнёс его в живой уголок.
Беседа по содержанию рассказа.
-Чем занимался папа?
-Кого он поймал?
-Сколько жил заяц у Жоры?
-Куда заяц убежал?
Что с ним стало потом?
ПЕРЕСКАЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.