Развитие и коррекция речи "Дифференциация звуков З-Ж"

  • docx
  • 30.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дифференциация звуков З-Ж.docx

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой учеников 2-го класса, имеющих нарушения чтения и письма,

вследствие фонетико-фонематического недоразвития речи

Тема: Дифференциация согласных звуков з-ж в устной и письменной речи в слогах, словах, предложениях, тексте «Зайка». Расширение словаря. Развитие фонетико-фонематического восприятия.

Цели:

- Учить детей различать звуки и буквы з-ж в устной и письменной речи.

- Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

- Закреплять умение дополнять предложения недостающими словами.

- Совершенствовать навык чтения целыми словами.

- Развивать фонетико-фонематический слух, зрительное восприятие.

- Воспитывать аккуратность, дружеские взаимоотношения, заботливое

отношение к животным.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, слоговая таблица, «вагончики» для слов-картинок, таблица «Найди слово в слове», текст «Зайка».

 

Ход занятия:

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Сообщение темы занятия.

2. Уточнение правильной артикуляции звуков з-ж.

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_1.pngПри произношении звука - З - губы растянуты, как бы в улыбке, язык

упирается в нижние передние зубы, звук произносится звонко.

 

При произношении звука – Ж – губы слегка вытянуты вперёд, кончик языкаhttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_2.jpeg

поднимается к верхним резцам.

Воздушная струя при произношении звука - З – узкая и холодная, а при – Ж – широкая и тёплая.

 

3. Рассматривание картинок.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_3.png https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_4.png

КОМАР ЖУК

Звук – З – похож на гудение комара. Звук – Ж – жужжание жука.

Напомните, какой звук «Ж»? А какой «З»? Чем они отличаются?

Определение места звуков в словах.

4. Чтение слогов со звуками З – Ж

за – жа зо – жо зу – жу

жа – за жо – зо жу – зу

зо – жо за – жу за – жи

зы – жи зу – жа заж – жаз

жи – зы жу – за заж – жуз

зо – жа зы – жа зож – жоз

жо – за жи – за жоз – зуж

5. Дидактическая игра «Загрузи слова в вагончик». Выбрать слова со звуками

З-Ж и «загрузить» в соответствующий вагончик.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_5.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_6.png https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_7.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_8.png

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_9.png

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_10.png

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_11.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_12.png

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_13.png

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_14.png

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_15.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_16.png

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_17.png

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_18.png

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_19.png

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_20.png

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_21.png

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_22.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_23.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_24.png

 

З – зонт, зуб, забор, гнездо, звезда, арбузы, коза, заяц.

Ж – жираф, журавль, желудь, жук, жаворонок, прожектор, морж, ежи.

Уточняется значение слов.

6. Подбор слов со звуками з – ж в начале и середине слова

З – завод, зал, зайка, закладка, зоопарк, зуб, зонт, фазан, лоза, ваза, берёза,

блуза, глаза, вокзал.

Ж – жакет, жало, жабры, желток, жонглёр, журнал, жетон, флажок, абажур,

крыжовник, рожок, дежурный, ежи, ножи.

7. Игра: «Найди слово в слове»

ПОЖАР (жар)

ЖАВОРОНОК (ворон)

ЖУРАВУШКА (ура)

ЭТАЖЕРКА (этаж)

ЖЕРЕБЁНОК (ребёнок)

ЛОЗА (зал)

ВЯЗАНКА (вяз)

ЗВОН (вон)

ЗЕБРА (бра)

9. Игра «Лесенка»: придумать слова. В которых звуки – з - и - ж - стояли

на 1, 2, 3, 4, 5 месте.

З 1. Зонт Ж 1. Жираф

2. Азбука 2. Уж

3. Коза 3. Лыжи

4. Глаза 4. Флажок

5. Берёза 5. Пирожок

10. Работа над предложением. Вставить в предложение недостающее слово,

ответив на вопрос. Записать в тетради.

После дождя (КАКОЙ?) ……………..воздух.

Корова (КАКОЕ?) …………………….животное.

Дети играли (НА КАКОЙ?) …………..лужайке.

Зоя нашла (КАКОГО?)…………………… жука.

На калитке висел большой (КАКОЙ?) ……………замок.

11. Работа с деформированным рассказом.

ЗАДАНИЯ:

- Прочитайте рассказ.

- Правильно ли он составлен?

- Подумайте, КАК СОСТАВИТЬ ЕГО ПРАВИЛЬНО?

- Составьте рассказ и запишите его в тетради.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_25.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_26.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_27.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_28.png https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/25/k_5888df738f3af/383838_29.png

ЗАЙКА.

Один раз зайка убежал в заросли жасмина. У Жоры папа охотник. Зайка жил у Жоры всю зиму. Он принёс Жоре зайца. Жора поймал зайку и отнёс его в живой уголок.

Беседа по содержанию рассказа.

-Чем занимался папа?

-Кого он поймал?

-Сколько жил заяц у Жоры?

-Куда заяц убежал?

Что с ним стало потом?

ПЕРЕСКАЗ