Развитие информационной образовательной среды в школе без достаточного технического оснащения класса
Оценка 4.6

Развитие информационной образовательной среды в школе без достаточного технического оснащения класса

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
физика
Все классы
29.06.2021
Развитие информационной образовательной среды в школе без достаточного технического оснащения класса
Современные требования ФГОС требуют от образовательного учреждения развития его информационной образовательной среды и активного вклю-чения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс. В то время как необходимая материально-техническая база толь-ко формируется в образовательных учреждениях, для достижения постав-ленной цели возможно включение в образовательный процесс Интернет-ресурсов, которыми ученики могут воспользоваться в домашних услови-ях. В данной статье речь идет и работе в сетевых образовательных сооб-ществах. Это может быть первым и основательным шагом не только к бу-дущей информатизации процесса образования, но и хорошей помощью современному ребенку в продуктивном использовании всемирной сети.
ооо.doc

Развитие информационной образовательной среды в школе без достаточного технического оснащения класса

 

Болдырева В.В., учитель физики ГБОУ Лицей №533, vboldyrevaSPO@yandex.ru

 

Аннотация:

Современные требования ФГОС требуют от образовательного учреждения развития его информационной образовательной среды и активного включения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс. В то время как необходимая материально-техническая база только формируется в образовательных учреждениях, для достижения поставленной цели возможно включение в образовательный процесс Интернет-ресурсов, которыми ученики могут воспользоваться в домашних условиях. В данной статье речь идет и работе в сетевых образовательных сообществах. Это может быть первым и основательным шагом не только к будущей информатизации процесса образования, но и хорошей помощью современному ребенку в продуктивном использовании всемирной сети.

 

Социально-педагогическая миссия любого профессионального образовательного учреждения состоит в удовлетворении образовательных потребностей подростков, стремящихся получить не только необходимое образование, но и профессию, поэтому одним из наиболее важных результатов обучения и воспитания в данной системе является адаптация  ребят в социальной и профессиональной жизни, их социальная  и личностная реализация.  Важным ресурсом такого целенаправленного образования является информационно-образовательная среда учреждения. Это связано, прежде всего, с тем, что информационно-коммуникационные технологии к сегодняшнему дню прочно вошли в нашу жизнь и используются повсеместно. Невозможно сегодня представить квалифицированного работника, не умеющего пользоваться персональным компьютером и интернетом. Окончательно утвердились новые требования к компетентности работников в решении профессиональных задач с применением ИКТ.

 

Основными направлениями информатизации образования считаются:

- техническое оснащение образовательного учреждения;

- внедрение новых информационных технологий в образование;

- формирование информационной культуры субъектов образования;

- создание информационного пространства (информационной среды) учебного заведения.

 

В большинстве образовательных учреждений проблема возникает уже на первом этапе - техническое оснащение кабинетов. Оборудование это достаточно дорогостоящее, и оснащены им только классы информатики. В этой статье я хотела бы поднять вопрос о том, как совместить образовательный процесс с информационно-коммуникативными технологиями в случае рядового общеобразовательного предмета без технического оснащения класса.

 

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс может происходить с двух сторон: и со стороны учителя, и со стороны ученика. В сфере формирования информационно-коммуникационной компетенции учителей на сегодняшний день существует немало средств: курсы ИКТ-технологий, образовательные порталы, онлайн конференции, сетевые сообщества для учителей и т.п.. Что же касается учеников, то они уже, будучи рожденными в информационный век, многие свободно владеют техническими навыками использования компьютерных технологий. Однако не только навыками компьютерного пользователя ограничены требования ФГОС к результатам инновационной системы образовательного процесса. Обратимся к требованиям, предъявляемым ФГОС, к формированию  определенных умений школьников:

      активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

      использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

      умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

      соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

      умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Я хотела бы обратить внимание на два последних требования: научить «информационной избирательности», развить навыки работы в информационной среде. Создать условия для развития способностей, связанных с поиском информации, ее обработкой, восприятием, пониманием и использованием, формированием информационной компетентности – вот главная задача педагога в инновационной системе образования.

 

Для достижения этой цели в отсутствие полноценного технического обеспечения на помощь приходят те информационные ресурсы, которыми ученики могут воспользоваться дома – сетевые образовательные сообщества. Под сетевым образовательным сообществом (СОС) будем понимать формальную или неформальную группу людей, обучающихся или работающих в одной предметной или проблемной образовательной деятельности в сети. СОС позволяет:

- создать единое информационное пространство, доступное для каждого члена сообщества;

- организовать формальное и неформальное общения на образовательные темы;

- обмениваться опытом учения-обучения;

- распространять успешные педагогические практики;

- поддерживать новые образовательные инициативы.

 

Для того, чтобы убедиться в значимости СОС в современном образовательном процессе я провела исследование с участием учащихся ГБОУ Лицей №533. Сто семнадцать человек 8-11 классов стали участниками опроса на данную тему. Опрос проводился в мае 2019 года, и на тот момент только 27% школьников были знакомы с тем, что такое СОС, т.е. когда-либо состояли в нем. Причем, половина из этих ребят заходили в сетевые образовательные сообщества по собственным интересам, никак не связанным с их обучением в колледже, а другая половина – чтобы найти готовое решение домашнего задания.

 

Учебный год 2019-2020 я, как учитель физики, начала с того, что заменила домашнее задание по учебнику домашним заданием из интернета. Например, в теме «Молекулярно-кинетическая теория» можно задать такой вопрос: «Почему возникает тяга в трубе и почему она тем лучше, чем выше труба?». И попросить ребят, ответить на него дома. Чтобы исключить долгие блуждания во всемирной паутине в поисках не всегда верного ответа, я даю ребятам ссылку на какое-либо сетевое образовательное сообщество, где среди прочей информации есть ответ на заданный вопрос, например, http://fizportal.ru.  (Портал «FizPortal»). В теме «Механика» можно попросить ребят разобраться дома с тем, как устроен кубик-рубик, ссылка на СОС: http://class-fizika.narod.ru/mm10-11.htm (Портал «Классная физика»). Впоследствии от вопросов можно перейти к не менее интересным задачам.

Стоит отметить, резкое изменение отношения студентов к домашнему заданию. Оказалось, что им психологически комфортнее и удобнее открыть сайт, чем открывать книжный учебник. К тому же, такое задание работает в двух направлениях:

- получение и усвоение нужной информации;

- подробное знакомство с СОС в процессе поиска нужной информации, а вследствие этого и возможность дальнейшего использования данного СОС, а может быть, и поиск дополнительной информации с целью саморазвития.

 

В результате опроса в сентябре 2020 года уже 73% студентов были зарегистрированы в СОС, а 55% стали с интересом выполнять каждое домашнее задание. Некоторые ученики сейчас уже сами ищут какие-либо мультимедийные ресурсы в различных СОС по теме, которую изучают на уроках, приносят эти видео или анимации в класс и обсуждают в группе.

Почему столь рознится интерес к бумажному и компьютерному представлению информации? Все дело в том, что виртуальный мир позволяет сделать возможным то, что в реальности осуществить проблемно, и это может быть не только игра, как привыкли дети, но и физический эксперимент, визуализация электрических и магнитных полей, видео с механическими «чудесами» и т.д. И ведь не зря древневосточная мудрость гласит:

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, -  я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда»

Виртуальный мир позволяет именно самостоятельно овладеть информацией, действием, прожить опыт.

Наша задача состоит в том, чтобы указать учащимся правильный путь сбора и работы с информацией, поиска и обработки проверенной информации, какая и существует в СОС.

 

С помощью такого несложного метода, как выполнение домашнего задания в интернете», мы все больше приближаемся к формированию полной инновационной системы образования, которая не только способствует изменению форм взаимодействия ученика и учителя, а также образовательного результата (см.рис.):

IOS_M1_1_L2_8_01.jpg

 

В заключении хотелось бы сказать, что, несмотря на выполнение домашних заданий и использования многочисленных СОС, студенты единогласно проголосовали за создание собственного сетевого образовательного сообщества своего образовательного учреждения. А значит, мотивация развивать информационно-образовательную среду учреждения есть не только у педагогов и других работников образовательной сферы, но и у самих детей. А единство целей должно обеспечить хороший и скорый результат.

 

 

Использованные источники

 

1) http://standart.edu.ru/

2) http://class-fizika.narod.ru/mm10-11.htm

3) http://fizportal.ru. 

4) http://www.openclass.ru/

5) http://pedsovet-133.ucoz.ru/

6) http://didaktor.ru/


Скачано с www.znanio.ru

Развитие информационной образовательной среды в школе без достаточного технического оснащения класса

Развитие информационной образовательной среды в школе без достаточного технического оснащения класса

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс может происходить с двух сторон: и со стороны учителя, и со стороны ученика

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс может происходить с двух сторон: и со стороны учителя, и со стороны ученика

Для того, чтобы убедиться в значимости

Для того, чтобы убедиться в значимости

Почему столь рознится интерес к бумажному и компьютерному представлению информации?

Почему столь рознится интерес к бумажному и компьютерному представлению информации?

А значит, мотивация развивать информационно-образовательную среду учреждения есть не только у педагогов и других работников образовательной сферы, но и у самих детей

А значит, мотивация развивать информационно-образовательную среду учреждения есть не только у педагогов и других работников образовательной сферы, но и у самих детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2021