Доклад на тему : «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»
Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной личности.Доклад на тему : «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»
Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной личности.
«САНИТАРНОГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»
Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня
школьника является рациональная организация учебновоспитательного
процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с
укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной
личности.
Утомление на школьном уроке естественное следствие учебной
деятельности и играет определенную биологическую роль для организма.
Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и,
кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает
функциональные возможности организма. О начале развития утомления
свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок
и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций),
появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение
дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления
возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.
Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому
включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным
условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие
переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в
положении сидя, а лучше стоя около парты (потягивание, наклоны,
приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно
гигиенических условий учебной деятельности, несоответствие режима труда и
отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. В настоящее
время предельная недельная учебная нагрузка составляет в средней школе
2832 часа и в старшей 3136 часов, в зависимости от длительности учебной
недели.
Правильная организация учебных занятий способствует сохранению
здоровья, работоспособности школьника. Вместе с тем, состояние
современного образования выявляет негативные тенденции для здоровья
учеников, так как увеличиваются и «омолаживаются» отдельные формы
патологии от начала к концу школьного этапа образования (дефекты осанки,
близорукость, заболевания верхних дыхательных путей, сердечнососудистой
системы, патология позвоночника и пр.). В их предупреждении важная роль
должна отводиться соблюдению возрастного гигиенического регламента в
правильном подборе мебели, помещений, одежды, обуви, в достаточном
освещении рабочего места, в оптимальных условиях микроклимата жилых и
учебных помещений, в питании, закаливании и прочих мероприятиях.
Большую роль играют взаимоотношения в семье, в учебном коллективе со
сверстниками и педагогами.
Очень важен оптимальный ритм работы и отдыха, в том числе активного
отдыха. Физиологическая схема изменения работоспособности включает
периоды врабатывания, оптимальной работоспособности и ее снижения. Затем
должен следовать период отдыха с фазой восстановления функций и их
упрочения. Все эти фазы по длительности и степени выраженности очень
разнятся у школьников разного возраста и должны определяться
индивидуальными особенностями.Важная роль должна быть отведена индивидуальному биоритму, который
необходимо положить в основу суточного режима жизнедеятельности.
Известно, что в течение суток «пик» работоспособности приходится на 912 и
1618 часов. Допустимо небольшое рассогласование режима дня с биоритмом
для тренировки механизмов защиты организма.
При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику
работоспособности школьников в течение дня и учебной недели. В среднем и
старшем школьном возрасте учебная нагрузка возрастает за счет увеличения
количества уроков в день и учебных дисциплин, что увеличивает опасность
развития переутомления. Для его профилактики наряду с соблюдением всех
гигиенических требований следует большое внимание уделить рациональному
составлению учебного расписания на каждый день и на неделю. В
соответствии с трудностью урока и динамикой суточной и недельной
работоспособности необходимо обратить внимание на сочетание
двигательного и статического компонентов в период занятий. К
динамическим урокам относят уроки физкультуры, труда, пения, ритмики,
которые способствуют снятию статической нагрузки и профилактике
переутомления.
Трудные уроки следует включать в расписание вторыми или третьими, то
есть в период высокой работоспособности. Трудные уроки в расписании
необходимо чередовать с легкими, а статические с динамическими. Для
учащихся среднего и старшего возраста предметы естественно
математического и гуманитарного циклов необходимо ставить 2 и 3 в
расписании и чередовать. Уроки труда, физического воспитания, ОБЖ,
музыки, изобразительного искусства надо ставить в младших классах 3
уроком, в старших 4м.В понедельник и субботу расписание облегчается за счет уменьшения
количества часов и включения в него более легких уроков. Не рекомендуется
ставить в расписание подряд несколько предметов, предусматривающих
одинаковый вид деятельности. В виде исключения в 59 классах разрешено
соединять занятия по лыжной подготовке и урокам труда. В 1011 классах
допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным
предметам.
Большую роль в развитии утомления при учебной деятельности играет
методика преподавания. Использование технических средств, плакатов, схем,
муляжей, приборов и т. п. разнообразит изложение материала и уменьшает
утомление школьников, однако их применение тоже должно быть
регламентировано по времени, так как для каждого технического средства и в
разных возрастных группах существуют гигиенические нормативы.
Большое внимание следует уделять длительности и подвижности перемен,
в период которых восстанавливаются функции корковых клеток и
ускоряются восстановительные процессы. Поэтому перемены менее 10 минут
в школе не допускаются, так как времени для отдыха недостаточно. Большие
перемены (до 30 минут) предназначены для приема пищи учениками и
длительного отдыха и проводятся в середине смены. Вместо одной большой
перемены после 2го или 3го уроков допускается две перемены по 20 минут
каждая после 2 и 3 уроков. С целью предупреждения снижения
работоспособности школьников в течение учебного года проводятся
каникулы.
Режим дня это распределение времени на все виды суточной
деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей
личности. Рационально построенный режим способствует оптимальной
работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье. В основережима дня лежит условнорефлекторная деятельность. Со временем она
приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к
выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит,
облегчает выполнение этой работы.
С ростом и развитием ребенка режим дня претерпевает изменения в
соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически
обусловленный характер. Режим дня считается правильным, если в нем
предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в
соответствии с гигиеническим регламентом.
Одним из обязательных элементов режима ребенка является прием пищи,
который регламентируется возрастом и состоянием здоровья и требует
определенного времени, обстановки и настроя организма. В школьном
возрасте режим питания и его количественнокачественная характеристика
несколько меняются в сравнении с дошкольным периодом в связи со
спецификой этого этапа жизнедеятельности ребенка. Повышается
потребность в свежих овощах, фруктах, в разнообразных витаминах,
минеральных веществах.
К сожалению, негативные тенденции современного школьного образования
(увеличение общего объема учебной нагрузки, ее чрезмерное разнообразие,
снижение возрастных границ интенсивного образования и др.) в значительной
степени уменьшают эффективность здоровьеформирующих технологий
образовательной системы, так как выходят за рамки возрастных
гигиенических рекомендаций и приводят к росту заболеваний или
предболезненных состояний.
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы действуют с 1
сентября 2011 года. Настоящие санитарноэпидемиологические правила инормативы (санитарные правила) направлены на охрану здоровья
обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и
воспитанию в общеобразовательных учреждениях.
Настоящие санитарные правила устанавливают
санитарноэпидемиологические требования к:
размещению общеобразовательного учреждения;
территории общеобразовательного учреждения;
зданию общеобразовательного учреждения;
оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
воздушнотепловому режиму общеобразовательного учреждения;
естественному и искусственному освещению;
водоснабжению и канализации;
помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений,
размещенных в приспособленных зданиях;
режиму образовательного процесса;
организации медицинского обслуживания обучающихся;
санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного
учреждения;
соблюдению санитарных правил.
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.
Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего
обучения, не должна превышать 25 человек.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом
календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное
распределение периодов учебного времени и каникул.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведениенулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и
гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного
плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и
части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в
совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных
занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность,
определяют в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной
образовательной нагрузки
++
| Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка в |
| | академических часах |
| | |
| | При 6дневной неделе, не | При 5дневной неделе, не |
| | более | более |
|++ |
| 1 | | 21 |
|++ |
| 2 4 | 26 | 23 |
|++ |
| 5 | 32 | 29 ||++ |
| 6 | 33 | 30 |
|++ |
| 7 | 35 | 32 |
|++ |
| 8 9 | 36 | 33 |
|++ |
| 10 11 | 37 | 34 |
+ 1
Организация профильного обучения в 10 11 классах не должна
приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля
обучения должна предшествовать профориентационная работа.
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно
распределять в течение учебной недели.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и
факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на
дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать
перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной
умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности
учебных предметов.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные
по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени
образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык,
природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки,
изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся
II и III ступени образования предметы естественно математического профилячередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны
проводить на 2 уроке; 2 4 классов 2 3 уроках; для обучающихся 5 11
х классов на 2 4 уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной
работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 4 уроках.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не
должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным
предметам должна составлять 60 80%.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального
уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь
облегченный учебный день в четверг или пятницу.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой
целью, при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется
увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не
менее 30 минут отводится на организацию двигательноактивных видов
деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном
зале или в рекреациях.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных
программ и технологий, расписаний занятий, режимов
обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на
функциональное состояние и здоровье обучающихся.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения
обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику
для глаз. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной
деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная
продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся(чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 4
классах не должна превышать 7 10 минут, в 5 11 классах 10 15 минут.
Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 35
см у обучающихся 1 4 классов и не менее 30 45 см у
обучающихся 5 11 классов.
Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием
компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям
к персональным электронновычислительным машинам и организации работы
на них.
Для удовлетворения биологической потребности в движении не
зависимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3х
уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме
максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической
культуры другими предметами не допускается.
Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической
культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом
упражнений;
организованных подвижных игр на переменах;
спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных
спортивных мероприятий, дней здоровья,
самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой,
соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении
динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту,
состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также
метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
Распределение обучающихся на основную, подготовительную испециальную группы, для участия в физкультурнооздоровительных и
спортивномассовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния
здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной
физкультурной группы разрешается участие во всех
физкультурнооздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом.
С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно
оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и
специальной группам, занимаются физической культурой со снижением
физической нагрузки.
Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом
воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на
открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности
показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и
скорости движения воздуха) по климатическим зонам.
В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой
проводят в зале.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким,
чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических
часах): во 2 3 классах 1,5 ч, в 4 5 классах 2 ч, в 6 8 классах 2,5 ч, в 9
11 классах до 3,5 ч.
При проведении итоговой аттестации не допускается проведение
более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен
быть не менее 2х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа,
необходима организация питания обучающихся.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных
принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 2х классов более
1,5 кг, 3 4х классов более 2 кг; 5 6х более 2,5 кг, 7 8х
более 3,5 кг, 9 11х более 4,0 кг.В целях профилактики нарушения осанки обучающихся
рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один
для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй
для приготовления домашних заданий.
Школа является особым образовательным пространством, в рамках
которого происходит не только формирование социально адаптированной
личности, ее профессиональное, социальное, и гражданское самоопределение,
но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая
реализацию всех остальных здоровье. Поэтому среди требований к
результатам освоения общеобразовательных программ – одно из самых
важных – сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Начало школьного обучения всегда рассматривалось гигиенистами,
педагогами и психологами как один из наиболее ответственных периодов в
жизни каждого ребенка. Поступление в школу связано с целым комплексом
новых воздействий на детский организм, адаптация к которым сопряжена
нередко со значительным напряжением. Кроме того, начало систематического
обучения приходится на один из критических периодов в жизни ребенка,
когда его организм более уязвим в отношении факторов среды обитания, что
может неблагоприятным образом отразиться на состоянии здоровья.
На протяжении многих лет приоритетной средой обитания для детей
школьного возраста являются общеобразовательные учреждения, в которых
должны быть созданы не только необходимые, но и безопасные условия для
успешной образовательной деятельности детей. Организм ребенка может
существовать, успешно развиваться и овладевать программами обучения и
воспитания только, находясь в единстве с окружающей средой. В связи с
этим, образовательная среда, под которой мы понимаем всю совокупность
факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные
ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинскойпомощи, психологический климат, определяет не только успешность
обучения и воспитания детей и подростков, но состояние их здоровья.
Как показывают наблюдения, выполненные в НИИ гигиены и охраны
здоровья детей и подростков, в течение последнего пятилетия сохраняется
тенденция роста заболеваемости, причем особенно высокими темпами
увеличивается распространенность школьнообусловленных нарушений
здоровья: нервнопсихических и вегетативнососудистых расстройств,
функциональных
нарушений опорнодвигательного аппарата,
зрения,
отклонений и хронических заболеваний желудочнокишечного тракта.
Сегодняшних школьников уже на этапе обучения в начальной школе отличают
сниженные, чем у их сверстников прежних лет, функциональные возможности.
Все это диктует необходимость устранения причин, вызывающих нарушения
здоровья детей, создание условий для сохранения и укрепления их здоровья в
процессе обучения.
В этой связи предлагаемая система гигиенических требований,
обеспечивающая безопасные для нормального роста и развития условия
реализации основных общеобразовательных программ в начальной школе
сфокусирована на создание безопасных, комфортных условий обучения детей,
а также устранения причин, вызывающих школьнообусловленную патологию