«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»
Оценка 4.9

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

Оценка 4.9
Документация +5
doc
Междисциплинарный 27
Все классы
17.09.2018
«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»
Доклад на тему : «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ» Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной личности.Доклад на тему : «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ» Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной личности.
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ,.doc
«САНИТАРНО­ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ,    НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО                                              ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»                                                        Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня  школьника является рациональная организация учебно­воспитательного  процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с  укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной  личности.                                                                               Утомление на школьном уроке ­ естественное следствие учебной  деятельности и играет определенную биологическую роль для организма.  Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и,  кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает  функциональные возможности организма. О начале развития утомления  свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок  и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций),  появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение  дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления  возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.      Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому  включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным  условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие  переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в  положении сидя, а лучше ­ стоя около парты (потягивание, наклоны,  приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы. Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно­ гигиенических условий учебной деятельности, несоответствие режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. В настоящее  время предельная недельная учебная нагрузка составляет в средней школе ­  28­32 часа и в старшей ­ 31­36 часов, в зависимости от длительности учебной  недели.      Правильная организация учебных занятий способствует сохранению  здоровья, работоспособности школьника. Вместе с тем, состояние  современного образования выявляет негативные тенденции для здоровья  учеников, так как увеличиваются и «омолаживаются» отдельные формы  патологии от начала к концу школьного этапа образования (дефекты осанки,  близорукость, заболевания верхних дыхательных путей, сердечно­сосудистой  системы, патология позвоночника и пр.). В их предупреждении важная роль  должна отводиться соблюдению возрастного гигиенического регламента в  правильном подборе мебели, помещений, одежды, обуви, в достаточном  освещении рабочего места, в оптимальных условиях микроклимата жилых и  учебных помещений, в питании, закаливании и прочих мероприятиях.  Большую роль играют взаимоотношения в семье, в учебном коллективе со  сверстниками и педагогами.      Очень важен оптимальный ритм работы и отдыха, в том числе активного  отдыха. Физиологическая схема изменения работоспособности включает  периоды врабатывания, оптимальной работоспособности и ее снижения. Затем должен следовать период отдыха с фазой восстановления функций и их  упрочения. Все эти фазы по длительности и степени выраженности очень  разнятся у школьников разного возраста и должны определяться  индивидуальными особенностями. Важная роль должна быть отведена индивидуальному биоритму, который  необходимо положить в основу суточного режима жизнедеятельности.  Известно, что в течение суток «пик» работоспособности приходится на 9­12 и 16­18 часов. Допустимо небольшое рассогласование режима дня с биоритмом  для тренировки механизмов защиты организма.     При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику  работоспособности школьников в течение дня и учебной недели. В среднем и  старшем школьном возрасте учебная нагрузка возрастает за счет увеличения  количества уроков в день и учебных дисциплин, что увеличивает опасность  развития переутомления. Для его профилактики наряду с соблюдением всех  гигиенических требований следует большое внимание уделить рациональному  составлению учебного расписания на каждый день и на неделю. В  соответствии с трудностью урока  и динамикой суточной и недельной  работоспособности необходимо обратить внимание на сочетание  двигательного и статического компонентов в период занятий. К  динамическим урокам относят уроки физкультуры, труда, пения, ритмики,  которые способствуют снятию статической нагрузки и профилактике  переутомления.      Трудные уроки  следует включать в расписание вторыми или третьими, то  есть в период высокой работоспособности. Трудные уроки в расписании  необходимо чередовать с легкими, а статические с динамическими. Для  учащихся среднего и старшего возраста ­ предметы естественно­  математического и гуманитарного циклов необходимо ставить 2 и 3 в  расписании и чередовать. Уроки труда, физического воспитания, ОБЖ,  музыки, изобразительного искусства надо ставить в младших классах 3  уроком, в старших ­ 4­м. В понедельник и субботу расписание облегчается за счет уменьшения  количества часов и включения в него более легких уроков. Не рекомендуется  ставить в расписание подряд несколько предметов, предусматривающих  одинаковый вид деятельности. В виде исключения в 5­9 классах разрешено  соединять занятия по лыжной подготовке и урокам труда. В 10­11 классах  допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным  предметам.      Большую роль в развитии утомления при учебной деятельности играет  методика преподавания. Использование технических средств, плакатов, схем,  муляжей, приборов и т. п. разнообразит изложение материала и уменьшает  утомление школьников, однако их применение тоже должно быть  регламентировано по времени, так как для каждого технического средства и в разных возрастных группах существуют гигиенические нормативы.      Большое внимание следует уделять длительности и подвижности перемен,  в период которых восстанавливаются функции корковых клеток и  ускоряются восстановительные процессы. Поэтому перемены менее 10 минут  в школе не допускаются, так как времени для отдыха недостаточно. Большие  перемены (до 30 минут) предназначены для приема пищи учениками и  длительного отдыха и проводятся в середине смены. Вместо одной большой  перемены после 2­го или 3­го уроков допускается две перемены по 20 минут  каждая после 2 и 3 уроков. С целью предупреждения снижения  работоспособности школьников в течение учебного года проводятся  каникулы.      Режим дня ­ это распределение времени на все виды суточной  деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. Рационально построенный режим способствует оптимальной  работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье. В основе режима дня лежит условно­рефлекторная деятельность. Со временем она  приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к  выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит,  облегчает выполнение этой работы.      С ростом и развитием ребенка режим дня претерпевает изменения в  соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически  обусловленный характер. Режим дня считается правильным, если в нем  предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в  соответствии с гигиеническим регламентом.      Одним из обязательных элементов режима ребенка является прием пищи,  который регламентируется возрастом и состоянием здоровья и требует  определенного времени, обстановки и настроя организма. В школьном  возрасте режим питания и его количественно­качественная характеристика  несколько меняются в сравнении с дошкольным периодом в связи со  спецификой этого этапа жизнедеятельности ребенка. Повышается  потребность в свежих овощах, фруктах, в разнообразных витаминах,  минеральных веществах.      К сожалению, негативные тенденции современного школьного образования  (увеличение общего объема учебной нагрузки, ее чрезмерное разнообразие,  снижение возрастных границ интенсивного образования и др.) в значительной  степени уменьшают эффективность здоровьеформирующих технологий  образовательной системы, так как выходят за рамки возрастных  гигиенических рекомендаций и приводят к росту заболеваний или  предболезненных состояний.      Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы действуют с 1  сентября 2011 года. Настоящие  санитарно­эпидемиологические  правила  и нормативы (санитарные правила) направлены на охрану  здоровья    обучающихся при  осуществлении  деятельности  по  их  обучению   и        воспитанию в общеобразовательных учреждениях.       Настоящие     санитарные     правила     устанавливают санитарно­эпидемиологические требования к:      ­ размещению общеобразовательного учреждения;      ­ территории общеобразовательного учреждения;      ­ зданию общеобразовательного учреждения;      ­ оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;      ­ воздушно­тепловому режиму общеобразовательного учреждения;      ­ естественному и искусственному освещению;      ­ водоснабжению и канализации;      ­  помещениям  и  оборудованию   общеобразовательных     учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;      ­ режиму образовательного процесса;      ­ организации медицинского обслуживания обучающихся;      ­  санитарному   состоянию   и   содержанию     общеобразовательного учреждения;      ­ соблюдению санитарных правил. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.      Наполняемость  классов,  за  исключением  классов    компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.       Для  профилактики  переутомления  обучающихся   в     годовом календарном  учебном  плане  рекомендуется  предусмотреть     равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.       Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.      В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.       Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.       Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,  не  должно  в  совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.      Величину недельной  образовательной  нагрузки  (количество   учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность,  определяют в соответствии с таблицей 1.                                                                 Таблица 1        Гигиенические требования к максимальным величинам недельной                         образовательной нагрузки +­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+ |    Классы    |      Максимально допустимая недельная нагрузка в       | |                     |                  академических часах                                        | |                     |­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­           ­        ­­­| |                     |  При 6­дневной неделе, не  | При 5­дневной неделе, не  | |                     |           более                            |           более                          | |­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                     ­| |      1             |             ­                                  |            21                               | |­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                     ­­| |    2 ­ 4         |             26                                |            23                              | |­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                     ­| |      5            |             32                                 |            29                              | |­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                     ­­| |      6            |             33                                  |            30                             | |­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                     ­­­| |      7            |             35                                  |            32                             | |­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                     | |    8 ­ 9        |             36                                  |            33                              | |­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                     ­­­| |   10 ­ 11     |             37                                  |            34                              | +­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                     ­1      Организация профильного обучения  в  10  ­  11  классах  не   должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля  обучения должна предшествовать профориентационная работа.        Образовательную  недельную  нагрузку  необходимо   равномерно распределять в течение  учебной  недели.      Расписание  уроков  составляется  отдельно  для  обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на  дни с   наименьшим   количеством   обязательных   уроков. Между началом  факультативных  занятий  и  последним  уроком  рекомендуется   устраивать  перерыв продолжительностью не менее 45 минут.       Расписание уроков составляют с  учетом  дневной  и   недельной умственной работоспособности  обучающихся  и  шкалой  трудности    учебных предметов.       При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I   ступени образования основные предметы (математика, русский и  иностранный   язык,  природоведение, информатика)   чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для   обучающихся  II и III ступени образования предметы естественно математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.      Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны  проводить на 2 уроке; 2 ­ 4 классов ­ 2 ­ 3  уроках;  для  обучающихся  5  ­  11­ х классов на 2 ­ 4 уроках.      В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.      В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 ­ 4 уроках.       Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна  превышать  45  минут,  за  исключением  1  класса.      Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным  предметам должна составлять 60­ 80%.        Для предупреждения переутомления и  сохранения   оптимального уровня работоспособности  в  течение  недели  обучающиеся  должны   иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.      Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе.  С   этой целью,  при  проведении  ежедневной  динамической  паузы    рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых   не менее 30  минут  отводится  на  организацию  двигательно­активных   видов  деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном    зале или в рекреациях.       Использование   в   учебном  процессе инновационных образовательных   программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при  отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.       С целью профилактики утомления, нарушения  осанки  и   зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику  для глаз. Необходимо чередовать во время урока различные виды   учебной деятельности (за исключением  контрольных  работ).  Средняя   непрерывная продолжительность  различных  видов  учебной  деятельности  обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в  1  ­  4  классах не должна превышать 7 ­ 10 минут, в 5 ­ 11 классах  ­  10  ­  15 минут.  Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 ­ 35  см у обучающихся 1 ­ 4 классов и  не  менее  30  ­  45    см  ­ у обучающихся 5 ­ 11 классов.       Режим  обучения   и   организации   работы  кабинетов с использованием  компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям   к персональным электронно­вычислительным машинам и организации работы  на них.       Для удовлетворения биологической потребности в  движении   не зависимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить  не  менее   3­х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме  максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической  культуры другими предметами не допускается.      Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:      ­  физкультминуток  в  соответствии  с  рекомендуемым     комплексом упражнений;      ­ организованных подвижных игр на переменах;      ­ спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;      ­  внеклассных  спортивных  занятий  и  соревнований,   общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья,      ­ самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.        Спортивные  нагрузки  на  занятиях  физической    культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля,  при   проведении динамического или  спортивного  часа  должны  соответствовать   возрасту,  состоянию здоровья и физической подготовленности  обучающихся,  а   также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).      Распределение  обучающихся   на   основную,       подготовительную и специальную  группы,  для  участия  в      физкультурно­оздоровительных и спортивно­массовых мероприятиях, проводит врач  с  учетом  их   состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной  физкультурной группы разрешается  участие во всех физкультурно­оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С    обучающимися    подготовительной  и  специальной групп физкультурно­ оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.      Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной   и специальной  группам,  занимаются  физической  культурой  со    снижением физической нагрузки.      Уроки  физической  культуры  целесообразно  проводить  на   открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на  открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности  показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и   скорости   движения воздуха) по климатическим зонам.      В дождливые, ветреные и морозные дни занятия  физической   культурой проводят в зале.       Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в   астрономических  часах): во 2 ­ 3 классах ­ 1,5 ч, в 4 ­ 5 классах ­ 2 ч, в 6 ­ 8 классах ­ 2,5 ч, в 9 ­  11 классах ­ до 3,5 ч.       При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2­х дней. При продолжительности экзамена 4 и  более   часа,  необходима организация питания обучающихся.        Вес   ежедневного   комплекта   учебников   и     письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 ­ 2­х классов ­ более 1,5 кг, 3 ­ 4­х классов ­ более 2 кг; ­ 5 ­ 6­х ­ более 2,5 кг, 7 ­ 8­х ­ более 3,5 кг, 9 ­ 11­х ­ более 4,0 кг. В  целях   профилактики   нарушения   осанки     обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один ­ для использования на уроках в общеобразовательном учреждении,  второй   ­  для приготовления домашних заданий.          Школа   является   особым   образовательным   пространством,   в   рамках которого  происходит     не   только  формирование  социально   адаптированной личности, ее профессиональное, социальное, и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию   всех   остальных   ­   здоровье.   Поэтому   среди   требований   к результатам   освоения   общеобразовательных   программ   –  одно   из   самых важных – сохранение и укрепление здоровья учащихся.  Начало школьного обучения всегда рассматривалось гигиенистами,  педагогами и психологами как один из наиболее ответственных периодов в  жизни каждого ребенка. Поступление  в школу связано с  целым комплексом  новых воздействий на детский организм, адаптация к которым сопряжена  нередко со значительным напряжением. Кроме того, начало систематического обучения  приходится на  один из критических периодов в жизни ребенка,  когда его организм более уязвим в отношении факторов  среды обитания, что  может неблагоприятным образом отразиться на состоянии здоровья. На протяжении многих лет приоритетной средой обитания для детей  школьного возраста являются общеобразовательные учреждения, в которых  должны быть созданы не только необходимые, но и безопасные условия для  успешной образовательной деятельности детей. Организм ребенка может  существовать, успешно развиваться и овладевать программами обучения и   воспитания  только, находясь в единстве с окружающей средой. В  связи с  этим, образовательная среда, под которой мы понимаем всю совокупность  факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные  ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат, определяет не только успешность  обучения и воспитания детей и подростков, но состояние их здоровья. Как показывают  наблюдения, выполненные в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в течение последнего пятилетия сохраняется тенденция   роста   заболеваемости,   причем   особенно   высокими   темпами увеличивается   распространенность   школьно­обусловленных   нарушений здоровья:   нервно­психических   и   вегетативно­сосудистых   расстройств,   функциональных нарушений   опорно­двигательного   аппарата,   зрения, отклонений   и   хронических   заболеваний   желудочно­кишечного   тракта. Сегодняшних школьников уже на этапе обучения в начальной школе отличают сниженные, чем у их сверстников прежних лет, функциональные возможности. Все это диктует необходимость устранения причин, вызывающих нарушения здоровья детей, создание условий для сохранения и укрепления их здоровья в процессе обучения.  В этой связи предлагаемая система гигиенических требований,  обеспечивающая безопасные для нормального роста и  развития условия  реализации основных общеобразовательных программ в начальной школе   сфокусирована на создание безопасных, комфортных условий обучения детей, а также устранения причин, вызывающих школьно­обусловленную патологию

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2018