Развитие интеллектуальной одаренности младших школьников через исследовательскую деятельность

  • doc
  • 17.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие интеллектуальной одаренности младших школьников через исследовательскую деятельность.doc

Развитие интеллектуальной одаренности младших школьников через исследовательскую деятельность

Особенность  исследовательской работы в начальной школе заключается в огромной роли учителя. Он должен направлять, корректировать деятельность обучающихся. А главное – увлечь и “заразить” детей, показать им важность их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Это немаловажна составляющая исследовательской деятельности младших школьников. В процессе совместной деятельности происходит сближение родителей с детьми, появляется общий интерес, забота о конечном материале. Дети перенимают опыт родителей, гордятся своим общим итогом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными и творческими.

    Работа по программе «Перспектива» предполагает исследовательскую деятельность на всех уроках.

   Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  

                                                 1 КЛАСС

В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии я  провожу  подготовительный этап, в который включаются  творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя», «Моя семья», «Моя родословная», «Моя любимая игрушка». Именно в 1 классе  мои дети все защищали свои проекты «Моя родословная».

                                                      2 КЛАСС

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса. Были опрошены все дети: что их больше всего интересует, чем они увлекаются, какой вопрос для них остаётся непонятным и как его решить. Во 2 классе мы выращивали фасоль на подоконнике класса, начиная с октября по декабрь, вплоть до появления бобов. К 8 Марта выращивали тюльпаны. Записывали все: появление ростка, листка первого, второго ит.д. Свою  работу с детьми я отсылала на сайт 1 сентября. Во 2 классе мои  ученики впервые принимали участие  в конкурсе «Я-исследователь», который проходил на школьном  уровне.

                                                               

                                                              3 КЛАСС

В третьем классе работа - исследование более расширена и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),  устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.  

 

                                                             4 КЛАСС

  В четвёртом классе исследование выходит на новый уровень, становится более аналитическим. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации  и оформить работу  самостоятельно.

          Изучив «Методику исследовательского обучения младших школьников», я провела несколько вводных занятий.  

Цель этих занятий:

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;

– выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы.

Чтобы провести исследование  применяю следующую последовательность:

1.Актуализация проблемы.

 (Найти проблему и определить направление будущего исследования).

2.Определение сферы исследования.

 (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования.

(Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы.

 (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

 (Выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

(Зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

 (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9. Подготовка отчёта.

Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10. Защита.

 (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

  В школьном этапе конкурса «Я-исследователь» в четвёртом классе приняли  участие 3 ученика, написав одну работу «Игрушки-антистресс». Данная работа приняла участие в муниципальном конкурсе и заняла 3 место.       В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.

      Выполняя исследования в группах, дети (и сильные, и слабые) имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

      Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определиться с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику, обратиться ко взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования, пускай порой даже фантастическую - в этом случае помогает методика «мозгового штурма».

      После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы.

     Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.

     Следующий этап работы – составление плана.

Как составить план работы?

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?

 Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить алгоритм действия.

Подумать самостоятельно;

Посмотреть книги о том, что исследуешь;

Спросить у других людей;

Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

Понаблюдать;

Провести эксперимент.

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы.

      Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

 “Систематизация информации

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?

 “Подготовка к защите исследовательской работы”

Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

Сделать выводы и умозаключения.

Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Подготовить текст сообщения.

Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

Приготовиться к ответам на вопросы.

Возможные результаты исследовательской деятельности - представление газеты, альбома,  гербария, журнала, книжки-раскладушки, коллаж, костюма, макета, модели наглядного пособия, паспарту, плаката, плана, реферата, серия иллюстраций, справочника.

    Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов или исследований  осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии - конечном продукте.

“От чего зависит успех”

Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток.  

      Если мы изучим внимательнее  планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (то обратим внимание, что именно исследовательская деятельность становится основой обучения .

К числу  регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:

-определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;

-осуществлять действия по реализации плана;

-соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;

К числу познавательных :

-извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осознавать необходимость нового знания;

-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

-Коммуникативных:

-доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции и взгляды;

-договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща

повысились:

 

А) уровень качества знаний учащихся

 

Б) уровень сформированности мыслительной деятельности

2 класс

3 класс

4 класс

Брать готовые знания

70 %

50%

35%

Открывать знания самому

30%

50%

65%

 

В) стали ярче проявляться познавательные интересы детей,  их творческое участие в проектах, конкурсах, выставках.

     Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия. Но учитель окончательно достигает своей цели, лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.


Скачано с www.znanio.ru