Развитие интеллектуальных способностей на уроках математики
Оценка 5

Развитие интеллектуальных способностей на уроках математики

Оценка 5
docx
математика
20.05.2020
Развитие интеллектуальных способностей на уроках математики
Развитие интеллектуальных способностей на уроках математики.docx

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

 

В  нашем  быстро  меняющемся  времени, в  котором  происходит взрыв информационного бума, увеличиваются требования к интеллектуальным способностям учащихся. На протяжении всей жизни у человека возникают острые и неотложные задачи и проблемы. При возникновении таких проблем и  трудностей, означает, что в окружающем нас мире есть еще много неизвестного, скрытого. В это же время растет число учащихся, которые не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы.  Следовательно, особенно остро стоит вопрос о развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста. Поэтому  существуют расхождения требований к учащимся с их потенциальными возможностями, а реальные предпосылки для этого дает математика. Задача учителя на сегодняшний день стоит, чтобы более полно использовать эти возможности на уроках математики в начальной школе.

Интеллект - это способности мышления. Интеллект не даётся от природы, его надо развивать на протяжении всей жизни. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки младших школьников.

    На решение проблем с интеллектуальными способностями претендуют различные школы и направления. Успех интеллектуального развития школьника будет, достигнут главным образом на уроке, когда учитель остается один на один вместе со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую и познавательную деятельность, зависит уровень знаний, степень интереса учащихся к учебе, готовность к  самообразованию, т.е. их интеллектуальному развитию.

Интеллектуальное развитие выступает важнейшим компонентом для любой деятельности ученика. Поэтому интеллектуальные способности учащегося развиваются в деятельности и представляют особые виды деятельности.

В педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно узнать, что ребенку дано от природы, а что приобретается под воздействием окружающей среды.

Развитие интеллекта возможно при правильной организации учебно-познавательной деятельности и особенно значим и эффективен в младшем школьном возрасте, когда сильны личностные потребности в познании.

 Начальное образование закладывает  базовые основы интеллектуального развития детей, которые создадут  условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего человека, который бы мог сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, сопоставлять,  выделять главное и делать обобщенные выводы. Это становится возможным при кропотливой работе над интеллектуальным развитием ученика.

Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание.

Без постановки и решения самых разнообразных задач не может происходить развитие интеллектуальных способностей младшего школьника. Поэтому из школьной практики видно, что вопросы,  которые требуют рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем, большую пользу приносит рассмотрение одного и того же предмета с разных сторон, чем изучение различных предметов с одной стороны.

Где и как можно развивать интеллектуальные способности?

Основные формы работы, которые используют учителя начальных классов – это: урок, предметный кружок, интеллектуальные игры, внеурочная деятельность, олимпиады.

От умения учителя организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к обучению. У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Для того чтобы учащиеся могли проявить свои умения, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задача педагога: используя разнообразные методы в обучении, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления.

Для этого на уроках учитель применяет разного вида игровые приемы. Он может их применять как в урочную деятельность, так и во внеурочную. Игры должны иметь развивающий или познавательный характер. Их целью является формирование собственного мировоззрения, интереса к знаниям младшего школьника, расширение кругозора. Поэтому на первое место выходят именно игры, которые несут интеллектуальный характер.

На уроках можно предложить детям задания типа: «подумай», «догадайся», «установи закономерность», «что изменилось», «составь фигуру»,  «расшифруй», «разгадай ребус» - которые способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся.

К этой категории можно отнести и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие наибольший интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание младшими школьниками загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.

Одной из активных форм обучения, используемых в работе, является мультимедийные презентации. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия зрение, слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Презентации значительно экономят время, повышают культуру урока, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Учитывая условия современного мира, я подобрала задания на развитие интеллектуальных способностей младших школьников, которые были использованы на уроках математики.

Урок станет более удачным, если начать его неожиданно. Можно, например, перед уроком математики оформить доску так, чтобы на ней оказалось как можно больше различных геометрических фигур. Так, знаки «+», «–», «=» состоят из прямых линий, а знаки «•», «:» - из точек, возможна запись примеров «с окошечками» квадратной или прямоугольной формы. В начале урока детям предлагается отыскать на доске все геометрические фигуры. Это задание не только развивает интеллектуальные способности, оно помогает организовать детей на дальнейшую работу.

Так на этапе устного счета можно использовать задачи на оперирование категориями «все», «некоторые», «отдельные» и, так называемые, нестандартные задачи. Главное в таких задачах – понять, о чем в них говориться, т.е. проанализировать текст. Рекомендуется при решении нестандартных задач рисовать рисунок.

Пример нестандартной задачи.

 Учитель показал лист бумаги ученику и спросил: «Сколько здесь точек?». «Семь», - ответил ученик. «Верно», - сказал учитель и передал лист другому ученику: «Сколько здесь точек?». «Пять», - ответил ученик. И учитель снова сказал: «Верно».

    После анализа текста задачи и некоторых рассуждений дети приходят к выводу, что это могло быть в двух случаях: либо на одной стороне было 5 точек, а на другой 7, либо на одной стороне было 5 точек, а на другой 2.

Рассмотрим организацию работы. Детям предлагается задание: «Мальчик разделил фигуры                    на две группы и назвал их так: круги и красные фигуры. Верно, ли он сделал?»

    Ученики видят, что в этом случае красный круг можно отнести и к первой, и ко второй группе, а этого сделать нельзя. Значит, мальчик сделал неверно. Нужно дать другие названия. Меняем название: круги и треугольники. И в этом случае названия даны неправильно, т.к. квадрат остался вне групп. Еще раз меняем названия: красные фигуры, синие фигуры, желтые фигуры. Но желтых фигур нет, следовательно, третья группа оказывается пустой, а это значит, что она не нужна. Таким образом, дети приходят к выводу, что нужно разделить фигуры на следующие группы: круги, треугольники, квадраты. Затем дети проверяют: каждая ли фигура отнесена только к одной группе; все ли фигуры распределены; а также все ли группы непустые.

    Именно на таком простом примере дети осознают сущность приема классификации и применяют выведенные правила (условия) в дальнейшей работе.

Теперь мы видим, что весь процесс обучения учителю  необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки математики должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.

Учителям необходимо систематически использовать в учебно - воспитательном процессе интересные задачи, головоломки, ребусы, задачи в стихах, нестандартные задачи. Нужно включать в работу больше заданий на развитие памяти, внимания, логического мышления. В основе развития интеллектуальных способностей младших школьников лежит высокий уровень мыслительных операций. Они, как известно, являются условием успешного, легкого, быстрого овладения учебной деятельностью.

 


 

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Начальное образование закладывает базовые основы интеллектуального развития детей, которые создадут условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего человека, который бы мог сравнивать, выдвигать несколько способов решения…

Начальное образование закладывает базовые основы интеллектуального развития детей, которые создадут условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего человека, который бы мог сравнивать, выдвигать несколько способов решения…

К этой категории можно отнести и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие наибольший интерес

К этой категории можно отнести и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие наибольший интерес

Учитель показал лист бумаги ученику и спросил: «Сколько здесь точек?»

Учитель показал лист бумаги ученику и спросил: «Сколько здесь точек?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020