Развитие изобразительных способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник рисования
Оценка 4.8

Развитие изобразительных способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник рисования

Оценка 4.8
docx
18.07.2024
Развитие изобразительных способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник рисования
Развитие изобразительных способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник рисования.docx

Развитие изобразительных способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник рисования

 

       Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. 

       Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

      С помощью изобразительной деятельности можно помочь детям с ОВЗ развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.

     Существуют разнообразные нетрадиционные способы рисования. Дети знакомятся с ними, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

    Таким образом, данная проблема: использование нетрадиционных художественных техник с детьми с ограниченными возможностями здоровья в развитии речи, развитии технических умений и творческих способностей детей, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.

    Актуальность данной проблемы позволила нам определить тему нашей работы: Развитие изобразительных способностей с помощью нетрадиционных техник рисования у детей с ОВЗ.

    Разумное сочетание изобразительных и речевых возможностей детей.

    Цель: способствовать созданию педагогических условий для развития изобразительных способностей детей с ОВЗ, посредством использования нетрадиционных техник рисования.

    Объект: Развитие изобразительных способностей детей с ОВЗ.

   Предмет: Нетрадиционные техники рисования, как средство развития изобразительных способностей детей с ОВЗ.

   Гипотеза: формирование изобразительных способностей у детей с ОВЗ будет происходить более успешно, если систематически применять нетрадиционные техники рисования в образовательном процессе.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по проблеме

2. Рассмотреть особенности работы по изобразительной деятельности с детьми ОВЗ

3. Выявить в группе детей с ОВЗ (ТНР и ОНР)

4. Провести диагностику детей с ОВЗ (ТНР и ОНР)

5. Организовать серии занятий репродуктивной и творческой изобразительной деятельности с целью развития изобразительных способностей и коррекции речевого развития.

     Дети ОВЗ – это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.

    Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

   Изотерапия – психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства — одно из основных и часто используемых направлений арт-терапии, причем, как в пассивной (использование готовых произведений искусства), так и в активной ее форме – создании собственных творений.

   Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. При использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

    Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Они требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть). Работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.

    Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы детей.

     Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха. Позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что обеспечивает занятию творческий характер.

     Кроме обычных традиционных способов рисования особое место в развитие творческих (креативных) способностей у детей являются нетрадиционные техники рисования, так как само применение таких способов является для детей наглядным примером использования неожиданных, необычных  способов  использования привычных предметов (круп, семян, злаков, свечек, мыла, пробок, поролона, пенопласта, мятой, рваной бумаги, пластилина) и приемов рисования (пальчиками, ладошкой, оттисками), соединения различных способов  рисования (красками и мелками, красками и свечкой), оттисков частей тела, всей фигуры, пробкой, поролоном, бумагой, использование трафаретов.

    Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приемов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, дает иРисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, индивидуальность.м возможность реализации своего творческого потенциала

    Виды нетрадиционных техник достаточно разнообразны, и в каждой технике ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, воплотив их с по Нетрадиционное рисование играет важную роль в психическом развитии ребенка, а также обогащается сенсорный опыт. Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, улучшается развитие речи.

    При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства, а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы детей.

    Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах.

 

 

 


 

Развитие изобразительных способностей детей с

Развитие изобразительных способностей детей с

Гипотеза: формирование изобразительных способностей у детей с

Гипотеза: формирование изобразительных способностей у детей с

Работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи

Работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства, а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства, а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2024