Развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов на уроках английского языка при помощи информационно-коммуникационных технологий
Оценка 4.6

Развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов на уроках английского языка при помощи информационно-коммуникационных технологий

Оценка 4.6
docx
30.09.2024
Развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов  на уроках английского языка при помощи информационно-коммуникационных технологий
Развитие коммуникативных компетенций через икт.docx

               Развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов

на уроках английского языка при помощи информационно-коммуникационных технологий

 

Современное образование невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). В эпоху цифровизации ИКТ становятся неотъемлемой частью учебного процесса, особенно в сфере изучения иностранных языков. Они не только облегчают доступ к учебным материалам, но и способствуют повышению качества обучения за счет мультимедийных инструментов, интерактивных платформ и других цифровых ресурсов.

Современные технологии, используемые для обучения иностранным языкам, можно систематизировать по их основному назначению по трем группам. Первую составляют так называемые демонстрационные ИКТ. Во вторую и третью группы включаются те технологии, в основу которых положены ресурсы и технологии сети «Интернет». И, наконец, третью группу образуют технологии, обеспечивающие синхронное и асинхронное общение на иностранном языке. Рассмотрим используемые технологии более подробно. К демонстрационным ИКТ относятся мультимедийные презентации и интерактивная доска. Мультимедийные презентации позволяют обеспечить аудиовизуальную наглядность при проведении занятий, защите проектов. Как правило, под презентационным оборудованием понимается наличие компьютера с соответствующим программным обеспечением (например, программа PowerPoint от Microsoft), проектора и экрана. Мультимедийные презентации — это учебные материалы, подготовленные с помощью редактора мультимедийных презентаций Power Point. На занятиях по иностранному языку презентации могут применяться для различных целей, например, во время:

*    объяснения грамматического правила, когда наглядно демонстрируется грамматическая единица, формула ее построения, контекст употребления;

*    введения страноведческого материала, когда презентации являются хорошим подспорьем для иллюстрации страноведческой информации;

*    формирования лексических и грамматических навыков;

*     защиты проектного задания;

*    визуализации основных положений устных сообщений и докладов.

Интерактивная доска — это, как правило, не что иное, как сенсорный экран с возможностью ввода и вывода информации. При наличии специальных программ она позволяет создавать на уроках живое взаимодействие учащихся с учебными ресурсами, обеспечить введение в урок дополнительных материалов, яркость презентации материала, реализовать принцип наглядности.

Возможны два варианта использования интерактивной доски: подготовка учителем собственных разработок (в этом случае используется соответствующее программное обеспечение); использование готовых материалов.

Так, сегодня многие УМК содержат готовые приложения для интерактивной доски, которые учитель может:

·       использовать целиком (как сопровождение бумажной копии учебника);

·       комбинировать задания из разных учебных курсов;

·       использовать для создания собственных материалов.

 

Формирование, развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании следующих составляющих:

×   речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать своё речевое и неречевое поведение);

×   дискурсивной компетенции (умение строить своё высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения);

×   языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);

×   социокультурной компетенции (знания о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка);

×   компенсаторной компетенции (умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации);

×   учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).

Особое место в процессе обучения иностранному языку занимает лексический навык, который является одним из важнейших компонентов речевой деятельности. Формирование данного навыка требует постоянного контроля со стороны учителя.

В основе лексического навыка лежит определение соответствия выбора и сочетания единиц ситуации, а сам навык связан с двумя операциями: операцией вызова и операцией сочетания слов.

Выделяют шесть стадий формирования лексического навыка:

- восприятие слова в процессе его функционирования; создаётся звуковой образ слова;

- осознание значения слова;

- имитация слова в изолированном виде или в контексте предложения;

- обозначение, направленное на самостоятельное называние объектов, определяемых словом;

- комбинирование (слово вступает в новые связи);

- употребление слова в различных контекстах.

У младших школьников в процессе формирования лексического навыка необходимо учитывать возрастные психологические особенности обучающихся, основными из которых можно считать разный уровень развития и подготовленности к началу обучения, слабость произвольного внимания, а также слаборазвитую саморегуляцию. В связи с данными особенностями возникают некоторые проблемы в формировании лексических навыков младших школьников: в процессе обучения педагогу необходимо создать оптимальные благоприятные условия, которые помогут раскрыть и реализовать потенциал и возможности обучающихся. В этом могут помочь информационно - коммуникационные технологии. В частности, при обучении лексике английского языка большую роль играют тестовые и игровые программы, позволяющие сформировать либо проверить уровень сформированности лексических навыков (в случае ошибки, неверный ответ выделяется иным цветом либо зачёркивается). Следует также отметить, что при формировании лексических навыков работа должна быть направлена на все компоненты их структуры: форма, значение и употребление. Такие ресурсы, как Duolingo, Puzzle English предоставляют обучающимся возможность изучать языки с использованием игровых элементов, что значительно повышает мотивацию, снижает стресс и тревожность при изучении языка.

Информационно - коммуникационные технологии бесспорно эффективны при формировании активного и пассивного лексического запаса. Использование видеозаписей при представлении лексики позволяет объединить зрительный образ лексического материала с его звуковой формой; презентация PowerPoint позволяет представлять графическую форму материала, а также визуализировать его значение. Высокий уровень наглядности способствует повышению уровня заинтересованности и активности учащихся. Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знанийСюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику. В данной статье хотелось бы остановить внимание на обучении грамматике с использованием ИТ. В процессе деятельности с грамматическим материалом у учащихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки. Под грамматическими навыками понимается автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности. Сайт Learn English содержит большое количество правил по грамматическим темам, а следом за правилами представлены различные упражнения для закрепления полученных знаний. Сайт Funny English поможет учащимся на уроках при начальном обучении грамматики английского языка для самых маленьких учеников.

Многие современные учебники и УМК по иностранным языкам предлагают некий CD/DVD-ROM, содержащий в себе как дополнительные материалы, например, словарь, аудио, видео, поддерживающие тематику разделов учебника, так и сам учебник, но сделанный в интерактивной форме. Цифровые компоненты курса являются важной и неотъемлемой частью каждого учебного комплекта Macmillan Education. Интерактивные платформы и мобильные приложения не только повышают интерес ученика к процессу изучения английского языка, но и влияют на эффективность самостоятельной работы учеников, помогая им быстрее запоминать и осваивать новые слова и языковые конструкции, улучшать навыки восприятия и понимания речи на слух, и совершенствовать устную речь. Digital Pupil's Book и Digital Workbook – цифровые варианты учебника и рабочей тетради с интерактивными упражнениями, встроенными аудио и видеофайлами. Pupil’s Practice Kit содержит песни из учебника, интерактивные карточки с озвученными новыми словами, дополнительные интерактивные задания по грамматике, лексике и фонетике. Pupil’s Resource Centre содержит аудио- и видеофайлы курса. С такими цифровыми возможностями изучение английского языка становятся для ребенка настоящим увлечением!

Информационно-коммуникационные технологии открывают новые возможности для изучения иностранных языков. Они способствуют индивидуализации обучения, повышают мотивацию учащихся и делают процесс изучения более интерактивным и доступным. Однако при их использовании важно учитывать технические и психологические аспекты, чтобы избежать перегрузки и проблем с доступом к ресурсам. В будущем роль ИКТ в образовании будет только расти, что требует от преподавателей и учащихся готовности к непрерывному освоению новых инструментов и технологий.


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов на уроках английского языка при помощи информационно-коммуникационных технологий

Развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов на уроках английского языка при помощи информационно-коммуникационных технологий

АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания)

АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания)

Сайт Funny English поможет учащимся на уроках при начальном обучении грамматики английского языка для самых маленьких учеников

Сайт Funny English поможет учащимся на уроках при начальном обучении грамматики английского языка для самых маленьких учеников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2024