Название: Развитие координационных способностей и их влияние на освоение игры и юных волейболистов
Автор: Саргсян Лианна Аветиковна
Аннотация: В данной статье рассматривается влияние развития координационных способностей на процесс освоения игры и прогресс юных волейболистов. Автор проводит анализ различных видов координационных способностей и их роли в развитии технических и тактических навыков игроков. Кроме того, в статье представлены рекомендации по оптимизации тренировочного процесса для стимулирования развития координационных способностей.
Ключевые слова: развитие, игра, волейбол, уровни физической подготовки, координационная способность, кинестетическая чувствительность, адаптация, тайминг, комбинирование, ритмичность.
Волейбол является сложной и динамичной спортивной дисциплиной, требующей от игроков высокого уровня физической подготовки, технической и тактической осведомленности. Особую роль в данном виде спорта играют координационные способности, которые позволяют игрокам эффективно выполнять различные двигательные задачи в быстро меняющихся условиях игры.[1]
Актуальность данной научной статьи обуславливается рядом факторов, которые акцентируют внимание на важности исследования данной проблематики в современной спортивной практике. Среди данных факторов можно выделить следующие:
1. Высокая конкуренция в волейболе –с ростом популярности волейбола на международной арене и повышением требований к профессиональным спортсменам актуальность развития координационных способностей становится все более очевидной. Эффективное развитие этих навыков может стать определяющим фактором для долгосрочного успеха молодых игроков[2];
2. Важность ранней специализации – успешное освоение игры волейбола требует развития специфических навыков и координационных способностей уже на ранних этапах обучения. Уже на данном этапе можно сделать вывод, что изучение методов и подходов к развитию координации у юных волейболистов способствует их успешной интеграции в профессиональный спорт;
3. Профилактика травм – травмы являются распространенной проблемой в волейболе. Развитие координационных способностей способствует правильному выполнению технических элементов и уменьшает риск получения травм, что является актуальной задачей для тренеров и спортивных медиков[3];
4. Перспективы в области научных исследований – развитие координационных способностей является малоизученной темой в области спортивной науки, и дополнительные исследования могут способствовать созданию новых методик и подходов к обучению молодых волейболистов, а также определению ключевых факторов успеха в этом виде спорта.
Исходя из вышеуказанных факторов, исследование темы данной научной статьи является актуальным и важным для понимания процессов обучения и развития молодых спортсменов, а также для определения оптимальных стратегий и подходов к подготовке и совершенствованию их спортивных навыков.
На данном этапе следует спрогнозировать, к каким результатам может привести изучение данной темы:
1. Выявление наиболее эффективных методик и упражнений для развития координационных способностей юных волейболистов, что может снизить время на обучение и ускорить процесс достижения высоких результатов в спорте;
2. Повышение осведомленности тренеров и специалистов по физической культуре о важности развития координационных способностей для успешного освоения игры и прогресса юных волейболистов, что приведет к улучшению качества подготовки в спортивных школах и секциях;
3. Разработка индивидуальных подходов к развитию координационных способностей, учитывающих возрастные, физиологические и психологические особенности каждого игрока, что поможет оптимизировать процесс подготовки и улучшить результаты каждого спортсмена;
4. Обобщение и распространение знаний о координационных способностях и их влиянии на освоение игры юных волейболистов может стать основой для создания новых учебных программ, методических пособий и рекомендаций для тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта.
Цель научного исследования обусловлена социальной значимостью волейбола, растущим интересом к данному виду спорта, а также стремлением повысить эффективность подготовки молодых спортсменов и совершенствовать существующие методы и подходы в области физического воспитания и спорта.[4]
Координационные способности играют важную роль в волейболе, так как они влияют на выполнение различных технических и тактических элементов игры. Волейбол – это динамичный и сложный вид спорта, требующий от игроков высокой степени согласованности и контроля над своими движениями и взаимодействиями с партнерами по команде
Координационные способности — это совокупность качеств, определяющих способность спортсмена к быстрому и точному выполнению двигательных задач. В волейболе выделяются следующие основные координационные способности:
1. Чувство времени (тайминг) - позволяет игрокам оптимально рассчитывать момент выполнения движений, что является критически важным для контроля над мячом и синхронизации с партнерами по команде;
2. Реакция на движущийся объект - важное качество для волейболистов, позволяющее быстро реагировать на изменения траектории мяча и противников на поле;
3. Кинестетическая чувствительность - способность ощущать положение и движение своего тела в пространстве, что важно для выполнения сложных технических элементов и поддержания равновесия;
4. Ритмичность - умение соблюдать определенный ритм движений, что необходимо для координации работы всей команды и выполнения комбинаций на поле;
5. Ориентировочная способность - способность игрока определять свое положение и положение других игроков на поле, а также прогнозировать траектории движения мяча и противников;
6. Адаптация и регуляция движений - способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям игры и корректировать свои действия в соответствии с ситуацией на поле.
Развитие координационных способностей и освоения игры юными волейболистами является важным аспектом в спортивной подготовке и обучении[5]. Развитие координационных способностей во многом определяет успешность обучения и прогресс молодых спортсменов. Для более подробного погружения в проблематику вопроса следует рассмотреть основные моменты данной взаимосвязи:
1. Освоение технических навыков - координация движений напрямую связана с качеством выполнения технических элементов, таких как подача, прием, атака и блокировка;
2. Развитие тактических навыков - хорошая координация позволяет игрокам быстрее анализировать игровую ситуацию и принимать правильные решения, что важно для развития тактической грамотности;
3. Снижение риска травм - правильная координация движений помогает игрокам избегать неправильных нагрузок на опорно-двигательный аппарат и снижает вероятность получения травм.
В качестве рекомендаций по развитию координационных способностей у юных волейболистов можно указать следующие:
1. Использование разнообразных тренировочных упражнений - регулярное выполнение упражнений на развитие координационных способностей поможет улучшить адаптацию к различным игровым ситуациям[6];
2. Комбинирование упражнений для развития координации с элементами игры - это поможет игрокам лучше освоить технику и тактику, а также улучшить взаимодействие с партнерами по команде;
3. Учет индивидуальных особенностей игроков - при планировании тренировочных занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого игрока, такие как возраст, уровень физической подготовки, способности и опыт[7];
4. Постоянное повышение сложности тренировочных задач - для стимуляции развития координационных способностей и прогресса в обучении необходимо постоянно усложнять тренировочные упражнения и задачи;
5. Взаимосвязь физической подготовки и координации - для полноценного развития координационных способностей необходимо также уделять внимание развитию физических качеств игроков, таких как сила, скорость и выносливость[8].
В качестве заключения к данной статье следует упомянуть, что развитие координационных способностей является важным фактором в процессе освоения игры и прогрессе юных волейболистов. Уровень координации напрямую влияет на качество выполнения технических и тактических действий, а также на возможность адаптации к изменяющимся условиям игры[9]. Тренерам следует уделять особое внимание развитию координационных способностей своих подопечных, используя разнообразные тренировочные методики и учитывая индивидуальные особенности каждого игрока. Такой подход позволит повысить эффективность обучения и содействовать успешной карьере молодых спортсменов.
В данной статье были рассмотрены различные аспекты координационных способностей и их важную роль в освоении игры юными волейболистами. Разработка и совершенствование координационных способностей является ключевым фактором для успешного прогресса и достижения высоких результатов в волейболе[10].
Таким образом, развитие координационных способностей является важным фактором в подготовке юных волейболистов и влияет на их успешность в спорте. Важно прислушиваться к последним исследованиям и разрабатывать эффективные методики для развития координационных способностей, чтобы обеспечить молодым спортсменам лучшие возможности для достижения высоких результатов и реализации своего потенциала в волейболе.
Список используемой литературы
1. Верхошанский, В.В. Координационные способности и двигательная подготовленность / В.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 2014.
2. Козина, Г.А. Координационные способности: теория и практика / Г.А. Козина. - М.: Советский спорт, 2015.
3. Матюшин, Ю.В. Тренировка юных волейболистов: от основ до высшего мастерства / Ю.В. Матюшин. - М.: Физкультура и спорт, 2016.
4. Мышкин, А.Г. Волейбол: техника, тактика, методика обучения / А.Г. Мышкин, А.И. Козлов. - М.: Физкультура и спорт, 2017.
5. Николаева, Н.А. Особенности тренировки координационных способностей в волейболе / Н.А. Николаева, Е.Н. Кудрявцева. - СПб.: СПбГУФК, 2017.
6. Теория и методика физической культуры и спорта / под ред. В.В. Захарова. - М.: Академия, 2016.
7. Харламов, И.А. Развитие координационных способностей юных спортсменов в волейболе / И.А. Харламов, М.В. Измайлов. - М.: Физкультура и спорт, 2015.
8. Черницын, В.И. Технология развития координационных способностей в волейболе / В.И. Черницын, Л.М. Шумова. - М.: Советский спорт, 2019.
9. Шелухин, А.В. Развитие координационных способностей у детей и подростков / А.В. Шелухин, О.А. Терентьева. - М.: Физкультура и спорт, 2018.
10. Персин, И.В. Развитие координационных способностей в спортивной тренировке / В.И. Персин. - М.: Физкультура и спорт, 2018.
11. Bahr, R., &Maehlum, S. (2004). "Clinical Guide to Sports Injuries". Human Kinetics.
12. Bompa, T. O., & Haff, G. G. (2018). "Periodization: Theory and Methodology of Training". Human Kinetics.
13. Carr, G. (2015). "Fundamentals of Track and Field". Human Kinetics.
14. Fewster, C. (2014). "Complete Conditioning for Volleyball". Human Kinetics.
15. Gambetta, V. (2007). "Athletic Development: The Art & Science of Functional Sports Conditioning". Human Kinetics.
16. Hortobágyi, T., &Kibele, A. (2011). "Neural and Mechanical Determinants of Strength, Power, and Speed in Volleyball Players: A Review". Strength and Conditioning Journal, 33(2), 64-74.
17. Rippetoe, M., & Kilgore, L. (2007). "Starting Strength: Basic Barbell Training". The Aasgaard Company.
18. Shondell, D., & Reynaud, C. (2015). "The Volleyball Coaching Bible, Volume II". Human Kinetics.
19. Verkhoshansky, Y., & Siff, M. C. (2009). "Supertraining". Verkhoshansky SSTM.
20. Zatsiorsky, V. M., & Kraemer, W. J. (2006). "Science and Practice of Strength Training". Human Kinetics.
Скачано с www.znanio.ru
[1]Bompa, T. O., & Haff, G. G. (2018). "Periodization: Theory and Methodology of Training". Human Kinetics.
[2]Zatsiorsky, V. M., & Kraemer, W. J. (2006). "Science and Practice of Strength Training". Human Kinetics.
[3]Carr, G. (2015). "Fundamentals of Track and Field". Human Kinetics.
[4]Shondell, D.,& Reynaud, C. (2015). "The Volleyball Coaching Bible, Volume II". Human Kinetics.
[5] Bahr, R.,&Maehlum, S. (2004). "Clinical Guide to Sports Injuries". Human Kinetics.
[6] Fewster, C. (2014). "Complete Conditioning for Volleyball". Human Kinetics.
[7] Hortobágyi, T.,&Kibele, A. (2011). "Neural and Mechanical Determinants of Strength, Power, and Speed in Volleyball Players: A Review". Strength and Conditioning Journal, 33(2), 64-74.
[8] Gambetta, V. (2007). "Athletic Development: The Art & Science of Functional Sports Conditioning". Human Kinetics.
[9] Rippetoe, M.,& Kilgore, L. (2007). "Starting Strength: Basic Barbell Training". The Aasgaard Company.
[10]Verkhoshansky, Y., & Siff, M. C. (2009). "Supertraining". Verkhoshansky SSTM.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.