Рабочая программа внеурочной деятельности "ЗДОРОВЕЙКА"
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности "ЗДОРОВЕЙКА"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +2
6 кл—9 кл
04.10.2022
Рабочая программа внеурочной деятельности "ЗДОРОВЕЙКА"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровейка» является модифицированной, предназначена для обучающихся 6 - 9 классов, имеет спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности и включает в содержание несколько видов развивающей деятельности: «спортивно-оздоровительную», «познавательную», «игровую», «проблемно-ценностное общение», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.Актуальность программы «Здоровейка» заключается в том, что каждому ребенку предлагается возможность реализоваться в разнообразном творческом подходе к стержневой теме курса «создание ситуации успеха для каждого», возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются личностные качества подростка. Настоящая программа создает условия для формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни как нормы полноценного существования человека в обществе, его социального, культурного самоопределения и самореализации.
3.ЗОЖ ПРОГРАММА по ВД_Артюшина Н.Н..docx

приложение

к основной образовательной программе

среднего общего образования

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 Г. САЛЬСКА

Рассмотрено на заседании МО учителей

______________________

(Протокол № 1  от 30.08.2022 г.)

Руководитель МО

_______/________________                    

«Согласовано»

заместитель директора

по воспитательной работе

___________/О.В. Деркунская

от  «30» августа 2022 г.

«Утверждаю»

приказ  от  30.08.2022г. № 211 

Директор МБОУ СОШ № 21  г. Сальска

______/Т.И. Светличная

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «ЗДОРОВЕЙКА»

на 2022-2023 учебный год

Срок реализации - 1 год обучения

 

 

 

                                                                                                                                      Составитель: Артюшина Н.Н.,

                                                                                                                                              учитель внеурочной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сальск

2022

  

1.      Пояснительная записка

         Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровейка» является модифицированной,  предназначена для обучающихся 6 - 9 классов, имеет спортивно-оздоровительное  направление внеурочной деятельности и включает в содержание несколько видов  развивающей деятельности: «спортивно-оздоровительную», «познавательную», «игровую», «проблемно-ценностное общение», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373, ФГОС основного образования, Письмо от 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении ФГОС общего образования»), опирается на законодательную базу,  основные нормативные документы:

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28  от 28.09.2020 "Об утверждении санитарно правил СП 2.4 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления для детей и молодежи ";

-  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №  26 от 10.07.2015 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16  от 30.06.2020 "Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 2 от 28 января 2021 года «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Поповой А.Ю. от 24.03.2021 № 10 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологический правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16» и методические рекомендации по организации работы организаций отдыха и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в 2021 году.

­                     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

­       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

­       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ».

- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования № 21г. Сальска. 

Проблема воспитания здорового поколения приобретает всё большую   значимость. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое зависит от семейного воспитания, В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников традиционным источником нравственности является семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода). Учитывая, что обучающиеся проводят в школе значительную часть дня, заниматься    их здоровьем должны, в том числе и педагоги. ФГОС общего образования  позволяют вплотную заняться решение этой проблемы, т.к. введение внеурочной деятельности позволяет учителю заниматься дополнительно над решением проблемы сохранения здоровья обучающихся.                                      

Актуальность программы «Здоровейка» заключается в том, что каждому ребенку предлагается  возможность реализоваться в разнообразном творческом подходе к стержневой теме курса «создание ситуации успеха для каждого», возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются личностные качества подростка. Настоящая программа создает условия для формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни как нормы полноценного существования человека в обществе, его социального, культурного самоопределения и  самореализации.

       Своеобразие и новизна заключается в том, что программное содержание  по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.                                                                                            

     Учёт возрастных особенностей школьников (биологических, социальных, психологических) как при определении задач воспитательной работы, так и при выборе форм её реализации. Так в 6-8 классах наиболее актуальны задачи профилактики употребления алкоголя, курения. В альтернативу репродуктивным формам работы используются дискуссионные формы, когда можно не просто услышать, «как надо», а высказать своё мнение.

     Занятия по  внеурочной деятельности построены так, чтобы были достигнуты следующие цели: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Образовательные

         - Дать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического,

  психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

        -Систематизировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.

- Информировать подростков о негативных последствиях несоблюдения тех ли иных правил здорового образа жизни; о выборе

правильных способов реализации своих желаний и потребностей при соблюдении норм и правил здорового образа жизни.

- Систематизировать имеющиеся знания  и умения ухаживать за своим телом и пр.

- Расширить представление обучающихся о здоровье представлением о том, что оно включает в себя  сферу творческого,

  духовного развития личности: стремление к совершенствованию, раскрытию и приумножению собственных способностей и

  возможностей, расширению связей с окружающим миром;

2. Развивающие: 

- Формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи,

  сверстников.

- Содействовать осуществлению профилактики поведенческих рисков: формировать у подростков представления  о  возможных

   негативных последствиях «взрослой» жизни,  способах демонстрации взрослости, самостоятельности, независимости,  

   связанных с рисками для собственного здоровья;

 - Показать  преимущества занятий популярными видами спорта, направленными на укрепление собственного здоровья.

- Объяснить подросткам, имеющим различные формы нарушений в развитии и функционировании организма, что у них есть

   возможность прожить полноценную счастливую жизнь, что они могут реализовывать и развивать свой личностный потенциал, у

   каждого из них есть шанс не только изменить себя, но и изменить мир вокруг.

        - Прививать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.

3. Воспитательные

         - Дать элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его

  людей.

- Способствовать интеграции форм деятельности, связанной с укреплением здоровья, в актуальные для конкретного возраста

 сферы, придание им личностной значимости.

- Помочь обучающимся научиться принимать здоровый образ жизни не потому, что это «правильно», «объективно полезно», с

  точки зрения взрослого, а потому, что сможет увидеть подтверждение его важности в системе актуальных для него идей и

  нормативов: идеи свободы самовыражения, социального успеха, демонстрации своей независимости и т. д.

     Программа «Здоровейка» строится на следующих концептуальных принципах основ культуры здоровья:         

Ø  научная обоснованность;

Ø  практическая целесообразность;

Ø  возрастная адекватность;

Ø  необходимость и достаточность информации;

Ø  практическая целесообразность;

Ø  динамическое развитие и системность;

Ø  учет интересов ребенка;

Ø  содружество и сотворчество детей и взрослых;

Ø  культорологическая сообразность.

 

Условия  эффективной реализации программы

    Организация образовательного процесса по внеурочной деятельности строится в соответствии с программой «Здоровейка», которая носит общекультурный (ознакомительный) характер;  руководствуется СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28). 

  Программа предназначена для воспитания и развития обучающихся 12-16 лет (6-9 класс). Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения, объём реализации программы 33 часа (1 занятие в неделю),  продолжительность занятия – 30 минут. Количество обучающихся в группе – 15 -25 человек. Занятия проводятся со всеми желающими обучающимися, без какого-либо отбора. Занятия желательно проводить в классной аудитории, оснащенной  мультимедийным оборудованием.

     Набор в группы осуществляется по желанию обучающихся, родителей (законных представителей); в соответствии с Уставом учреждения, на основании выше перечисленных   документов и  письменного заявления родителей (законных представителей).                                                                                                          

     Данная программа состоит из тематических разделов, каждый из которых включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Занятия проводятся  в классной аудитории базовой школы № 21, в практику включаются различные виды деятельности: познавательная, развивающая, спортивная, музыкально-ритмическая и игровая.

Виды    учебных занятий, в  зависимости от приоритета обозначенных целей:

1. Учебные занятия по передаче знаний.

2. Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению.

3. Учебные занятия закрепления знаний.

4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.

5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).

6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.

Материально-техническое и информационное  обеспечение:

Ø  Помещение – просторный, хорошо проветриваемый класс, соответствующий санитарным нормам СанПин.

Ø  Аудио установка (магнитофон), ПК компьютеры (возможность использования  Интернет – программ), проекторы (мультимедийное оборудование), интерактивные доски, которые будут задействованы для проведения занятий.

Ø  Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса.

Ø  Коридорные реакреации для проведения активной и интерактивной игровой и тренинговых форм  деятельности. 

Дидактическое обеспечение:

Ø  Наглядные пособия, дидактические материалы (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, фонограммы, карточки для заданий).

Ø  Музыкальная фонотека.

Ø  Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.).                    

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

        В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. 

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):                                                                                                         1.Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, слайдовой презентацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку  деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).                      2. Познавательные УУД:       
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре) и потоке информации интернет-источников.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).                                                                                                                                                  3. Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

                                                       В результате реализации Программы ожидается

        В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» Обучающиеся будут знать:

  • особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

Обучающиеся будут уметь (приобретут навыки):

  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;                                                                                
  •  составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье.                                                                 

Оздоровительные результаты программы:

*      Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

*      Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

*      Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

     Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы,  ролевые игры, тематическое тестирование, анкетирование,  выполнение творческих заданий,. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин, в том числе:                                                                                                                                            - участие в Дне здоровья в школе;                                                                                                                                                                                             - оформление выставки рисунков, сочинений, фотографий «Мы – за здоровое питание».                                                                                                         

     Подобная организация учета знаний и умений будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

 

  Учебный  план                                                      

Блоки, направления и  тематические модули программы

Количество часов

 Всего

Тео-рия

Прак-тика

1.

Вводное занятие.  Цели и задачи работы по программе «Здоровейка». Формы и методы деятельности. План на год. Основы безопасности (инструктажи по ТБ на занятии). Интерактивная беседа  «Умеем ли мы правильно питаться?» Тест «Правильно ли вы питаетесь?»  Музыкальная игра «Помогатор».  

1

0,5

0,5

2.

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать»  (о полезной и вкусной еде, о режиме и пр.)

13,5

8

5,5

2.1.

Деловая игра «Два мнения» по теме «Рациональное питание. Я умею выбирать». (диеты, анарексия и правильный режим питания).

1

0,5

0,5

2.2

«Не все полезно, что в рот полезло». Практика: считаем калории. Тест «Выбери для себя» (здоровое питание)

1

0,5

0,5

2.3

Познавательный час «Традиции питания в разных странах» (слайдовая презентация).

0,5

0,5

0

2.4

Информационный час «Национальные кухни разных народов» (делимся рецептами).

1

0,5

0,5

2.5

Правила хранения продуктов и готовых блюд «Где чистота, там здоровье!»

1

1

0

2.6

Пищевые риски. Биодобавки. Фото-коллаж  «Мы – за здоровое питание»

1

0,5

0,5

2.7

Природная аптека – кладезь витаминов и полезных веществ. Дидактическая игра «Степные доктора»

1

0,5

0,5

2.8

«Природа в доме – семейный лекарь» (слайдовая презентация о полезных свойствах комнатных растений).

1

0,5

0,5

2.9

Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов. Практика: Разбор и решение ситуаций.

2

1

1

2.10

«Нравственное здоровье человека. Жизнь как смена социальных ролей». Сюжетно-ролевая игра.

1

0,5

0,5

2.11

Дискуссия «Интернет в нашей жизни. Гаджеты и их влияние на наше здоровье».

1

1

0

2.12

Химическая зависимость. Наркомания – знак беды. Игра-тренинг «Трясина» (влияние вредных привычек на здоровье)

1

0,5

0,5

2.13

Почему вредной привычке ты скажешь: « Нет!» «О курении в цифрах и фактах». Игра-тренинг «Скажи курению  «Нет!»

1

0,5

0,5

3.

Раздел 2. Познавательно-игровые программы

4,5

2

2,5

3.1.

Познавательно-игровая программа «Яблочные посиделки» (о пользе фруктов)

1

0,5

0,5

3.2.

Познавательно - игровой КВН «Осенний винегрет» (о пользе овощей)

1

0,5

0,5

3.3.

Заочное путешествие «Маршруты интересные, маршруты полезные…» (акклиматизация  организма)

1

0,5

0,5

3.4

Игра «Поле чудес» на тему «Злаки. Какие они?»

0,5

0

0,5

3.5

КВН по ОБЖ на тему «Я бы в медики пошел, пусть меня научат» (безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка. Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения ).

1

0,5

0,5

4.

Раздел 3. Динамический игровые  часы

8

0

8

4.1.

Подвижные спортивные, музыкальные и тематические  игры.   Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней  подвижности). Музыкальная игра «Помогатор».  

3,5

0

3,5

4.2.

Подвижные спортивные и тематические  игры. Игры с правилами, образно-ролевые игры   (высокой подвижности)

3,5

0

3,5

4.3.

День здоровья (школьный спортивный праздник)

1

0

1

5.

Раздел 4. «Движение без промедления» (танцевальные флэшмобы)

5

0

5

 

- Разучивание танцевальных флешмобов: «Утренняя зарядка»; «Солнышко лучистое», «Танцевальный микс», «Дружба», «Новое поколение».                                                                                                                          

5

0

 

5

 

6.

Итоговое занятие. Итоговая диагностика усвоения программного материала.  Выполнение творческих заданий «Мой летний режим дня» и «Лето - пора не только повеселиться, но и оздоровиться»,  тестирование «О вкусной и полезной еде».

Инструктаж по ТБ в летний период. Игровой  тест «Безопасное лето».

1

0

1

 

Итого

33

10,5

22,5

                                                 

                      

 

 

 

2.Содержание программы 

 

Введение в программу (1 час). Вводное занятие. Цели и задачи работы по программе «Здоровейка». Формы и методы деятельности. План на год. Основы безопасности (инструктажи по ТБ на занятии). Интерактивная беседа  «Умеем ли мы правильно питаться?» Музыкальная игра «Помогатор».   Входящая диагностика (воспитанности).          

Личностные УУД: положительная  мотивация  и  познавательный  интерес  к  занятиям  по  программе «Здоровейка»;

Познавательные УУД: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию.

Регулятивные УУД: освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать»  (о полезной и вкусной еде, о режиме и пр.)-13,5 час.

Теория: Игра «Два мнения» по теме «Рациональное питание. Я умею выбирать». (диеты, анарексия и правильный режим питания).

«Не все полезно, что в рот полезло». Познавательный час «Традиции питания в разных странах» (слайдовая презентация).

Информационный час «Национальные кухни разных народов» .

Правила хранения продуктов и готовых блюд «Где чистота, там здоровье!»

Пищевые риски. Биодобавки.

Природная аптека – кладезь витаминов и полезных веществ.

«Природа в доме – семейный лекарь» (слайдовая презентация о полезных свойствах комнатных растений).

Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов.

«Нравственное здоровье человека. Жизнь как смена социальных ролей».

Дискуссия «Интернет в нашей жизни. Гаджеты и их влияние на наше здоровье».

Химическая зависимость. Наркомания – знак беды.

Почему вредной привычке ты скажешь: « Нет!» «О курении в цифрах и фактах».

Практика: считаем калории. Тест «Выбери для себя» (здоровое питание); подготовка семейных рецептов национальной кухни; изготовление фото-коллажа  «Мы – за здоровое питание»; Дидактическая игра «Степные доктора»; Разбор и решение  конфликтных ситуаций. Сюжетно-ролевая игра по нравственному здоровью человека. Игра-тренинг «Трясина» (влияние вредных привычек на здоровье). Игра-тренинг «Скажи курению  «Нет!».                                                                                                                                             Личностные УУД: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группе одноклассников; определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.                                                       Познавательные УУД: анализировать, обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации интернет - источников. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение, мнение на основе полученной информации; освоение основных социальных ролей, норм и правил; Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, слайдовой презентацией, учить работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать  эмоциональную  оценку  деятельности класса на уроке.                                                                                                                  Коммуникативные УУД: Учиться согласованно работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных. Формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

Раздел 2. Познавательно-игровые программы – 4,5 час.

Теория: систематизация знаний обучающихся о пользе  свежих овощей и фруктов, составе витаминов в них; получение информации о  родине  произрастания овощей (картофеля, томатов, подсолнечника, кукурузы, злаковых и пр.); уточнение и систематизация  знаний об акклиматизация  организма в период отдыха (каникул) в новой местности (горах, на море, в лесной зоне); безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка. Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения.

Практика:

Познавательно-игровая программа «Яблочные посиделки»

Познавательно - игровой КВН «Осенний винегрет»

Заочное путешествие «Маршруты интересные, маршруты полезные…»

Игра «Поле чудес» на тему «Злаки. Какие они?»

КВН по ОБЖ на тему «Я бы в медики пошел, пусть меня научат»                                                                                                                       Личностные УУД: определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.                     Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации интернет - источников. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, слайдовой презентацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.                                                                                                                 Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Раздел 3. Динамический игровые  часы – 8 час.

Практика:

Подвижные спортивные и тематические  игры.   Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней  подвижности)

Подвижные спортивные и тематические  игры. Игры с правилами, образно-ролевые игры   (высокой подвижности)

День здоровья (школьный спортивный праздник)                                                                                                                                               Личностные УУД: определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 Познавательные УУД: получение информации о содержании, игровых  правилах,  проведении подвижных игр. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы и умозаключения.                                                                                                                             Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения новой игры. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную  оценку  деятельности каждого участника игры, его роли в игровом процессе. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений обучающихся в игровом процессе.

Коммуникативные УУД: Слушать и слышать учителя,  понимать речь других участников игрового процесса. Средством формирования этих действий служит диалоговая технология. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в ходе игры и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе, в сюжетно и сюжетно-ролевой игре.

Раздел 4. «Движение без промедления»  - 5 час.

Практика: Разучивание танцевальных флешмобов: «Утренняя зарядка»; «Солнышко лучистое», «Танцевальный микс», «Дружба», «Новое поколение».                                                                                                                           

Личностные УУД: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.                                                        Познавательные УУД: получение информации о содержании,  ритмических и двигательных навыках флэшмобов. Перерабатывать полученную информацию, осваивать танцевальные движения (делать выводы и умозаключения, работать слаженно под музыку).                                                                                                                             Регулятивные УУД: Проговаривать и отрабатывать последовательность  ритмических действий. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную  оценку  деятельности каждого участника флэшмоба, его роли в танцевальном процессе. Средством формирования этих действий служит технология оценивания личностных достижений обучающихся.

Коммуникативные УУД: Слушать и слышать учителя,  понимать речь других участников совместного процесса. Средством формирования этих действий служит диалоговая технология. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в ходе разучивания флэшмоба и следовать им.

Итоговое занятие (1 час). Итоговая диагностика усвоения программного материала.  Выполнение творческих заданий «Мой летний режим дня» и «Лето - пора не только повеселиться, но и оздоровиться»,  тестирование «О вкусной и полезной еде».

Инструктаж по ТБ в летний период. Игровой  тест «Безопасное лето».

Личностные УУД: определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.                            Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: выполнять творческие задания, планировать свои действия, проводить простейший анализ и делать умозаключения.                                                                                                          Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя Проговаривать последователь-ность действий. Оценивание образовательных достижений (учебных успехов за прошедший учебный год.                                                                            Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в  письменной речи (на уровне  небольшого текста -творческого задания).

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Календарно-тематический план

Заня- тия

Раздел, тема, содержание

Всего часов

Класс, дата проведения

7 А

№ 1

Вводное занятие.  Цели и задачи работы по программе «Здоровейка». Формы и методы деятельности. План на год. Основы безопасности (инструктажи по ТБ на занятии). Интерактивная беседа, тест  «Умеем ли мы правильно питаться?» Музыкальная игра «Помогатор».  

1

07.09

№ 2

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать».                                                                                                                                        Игра «Два мнения» по теме «Рациональное питание. Я умею выбирать». (диеты, анарексия и правильный режим питания).

1

14.09

№ 3

Раздел 3. Динамический игровые  часы

Подвижные спортивные и тематические  игры.   Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней и высокой  подвижности)

1

21.09

№ 4

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать».                                                                                                                                           «Не все полезно, что в рот полезло». Практика: считаем калории. Тест «Выбери для себя» (здоровое питание)

1

28.09

№ 5

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать».                                                                                                                  Познавательный час «Традиции питания в разных странах» (слайдовая презентация).

Раздел 2. Познавательно-игровые программы

Игра «Поле чудес» на тему «Злаки. Какие они?»

0,5

0,5

05.10

№ 6

Раздел 4. «Движение без промедления»

Разучивание танцевального флешмоба: «Утренняя зарядка».

1

12.10

№ 7

Раздел 2. Познавательно-игровые программы

Познавательно-игровая программа «Яблочные посиделки» (о пользе фруктов)

1

19.10

№ 8

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать».                                                                                                                  Информационный час «Национальные кухни разных народов» (делимся рецептами).

1

02.11

№ 9

Раздел 3. Динамический игровые  часы

Подвижные спортивные и тематические  игры.   Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней и высокой  подвижности). Музыкальная игра.

1

09.11

№10

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать».                                                                                                                                    Правила хранения продуктов и готовых блюд «Где чистота, там здоровье!»

 

1

16.11

№11

Раздел 3. Динамический игровые  часы

Подвижные спортивные и тематические  игры.   Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней и высокой  подвижности). Музыкальная игра.

1

23.11

№12

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать».                                                                                                                             Пищевые риски. Биодобавки. Фото-коллаж  «Мы – за здоровое питание»

1

30.11

№13

Раздел 2. Познавательно-игровые программы

Познавательно - игровой КВН «Осенний винегрет» (о пользе овощей)

1

07.12

№14

 

Раздел 3. Динамический игровые  часы

Подвижные спортивные и тематические  игры.   Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней и высокой  подвижности). Музыкальная игра.

1

14.12

№15

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать».                                                                                                                  Природная аптека – кладезь витаминов и полезных веществ. Дидактическая игра «Степные доктора»

1

21.12

№16

Раздел 4. «Движение без промедления»

Разучивание танцевального флешмоба: «Солнышко лучистое»

1

11.01

№17

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать».                                                                                                                               «Природа в доме – семейный лекарь» (слайдовая презентация о полезных свойствах комнатных растений).

1

18.01

№18

Раздел 3. Динамический игровые  часы

Подвижные спортивные и тематические  игры.   Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней и высокой  подвижности)

1

25.01

№19

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать».                                                                                                                  Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов.

1

01.02

№20

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать».                                                                                                                  Конфликты в общении. Практика: Разбор и решение ситуаций.

1

08.02

№21

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать».                                                                                                                  «Нравственное здоровье человека. Жизнь как смена социальных ролей». Сюжетно-ролевая игра.

1

15.02

№22

Раздел 4. «Движение без промедления»

Разучивание танцевального флешмоба: «Танцевальный микс».

1

22.02

№23

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать».                                                                                                                  Дискуссия «Интернет в нашей жизни. Гаджеты и их влияние на наше здоровье».

 

1

01.03

№24

Раздел 3. Динамический игровые  часы

Подвижные спортивные и тематические  игры.   Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней и высокой  подвижности). Музыкальная игра.

1

15.03

№25

Раздел 3. Динамический игровые  часы

Подвижные спортивные и тематические  игры.   Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней и высокой  подвижности). Музыкальная игра.

1

22.03

№26

Раздел 2. Познавательно-игровые программы

Заочное путешествие «Маршруты интересные, маршруты полезные…» (акклиматизация  организма)

1

05.04

№27

Раздел 4. «Движение без промедления»

Разучивание танцевального флешмоба: «Утренняя зарядка».

1

12.04

№28

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать».                                                                                                                  Химическая зависимость. Наркомания – знак беды. Игра-тренинг «Трясина» (влияние вредных привычек на здоровье)

1

19.04

№29

Раздел 3. Динамический игровые  часы

День здоровья

1

26.04

№30

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать».                                                                                                                                 Почему вредной привычке ты скажешь: « Нет!» «О курении в цифрах и фактах». Игра-тренинг «Скажи курению  «Нет!»

1

03.05

№31

Раздел 4. «Движение без промедления»

Разучивание танцевального флешмоба: «Новое поколение».

1

10.05

№32

Раздел 2. Познавательно-игровые программы

КВН по ОБЖ на тему «Я бы в медики пошел, пусть меня научат» (безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка. Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения.

1

17.05

№33

Итоговое занятие. Итоговая диагностика усвоения программного материала.  Выполнение творческих заданий «Мой летний режим дня» и «Лето - пора не только повеселиться, но и оздоровиться»,  тестирование «О вкусной и полезной еде».

Инструктаж по ТБ в летний период. Игровой  тест «Безопасное лето».

1

24.05

 

                                                                                                                                                                          Всего

33

 

 

4. Методическое обеспечение программы

          Для решения поставленных программных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль учащемуся и не позволяет достичь поставленных  программных целей.  Поэтому образовательный процесс построен на современных педагогических технологиях:

1.Технология целостного процесса обучения и воспитания                                                                                                                                                  2. Технология активного обучения  «тренинг»                                                                                                                                                      3.Технология обучения творчеству                                                                                                                                                                                  5. Технология учебного диалога                                                                                                                                                                                                  6. Технология игровой деятельности                                                                                                                                                                    8.Технология КТД                                                                                                                                                                                                             Формы  организации проведения занятий:                                                                                                                                                                                         - фронтальная - одновременная работа со всеми обучающимися;                                                                                                                                       - индивидуально-фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;                                                                                                                                                            - групповая - организация работы в группах;                                                                                                                                                                  Формы работы:

ü  Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

ü  Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

ü  Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

ü  Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).

Основные формы проведения занятий:

§  Дискуссия, беседа;

§  Мини-лекция;

§  Информационный, познавательный час;

§  Игровая (динамический час);

§  Музыкально-ритмический час (разучивание флэшмобов, музыкальных игр);

§  Практическая работа;

§  Мини-проект.

Методы:

o   Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование)

o   Проблемный 

o   Словесный

o   Наглядный

o   Частично-поисковый 

o   Объяснительно-иллюстративный

Воспитательные аспекты программы

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». В приложении к растущему организму ребенка это определение условно, т. к. «состояние полного физического и социального благополучия» определяется в динамике роста, как результат взаимодействия изменяющихся во времени количественных и качественных признаков, которые формируются под влиянием генотипа и развивающейся нейроэндокринной системы. Перестройка этих регуляторных систем в процессе развития у каждого ребенка характеризуется существованием «критических периодов», когда возрастает риск формирования стойких отклонений в состоянии здоровья. Известно и другое: дети даже одного возраста могут значительно отличаться по уровню биологической зрелости. Наибольшие расхождения наблюдаются в подростковом возрасте 12-14 лет.

Кроме того, здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать, прежде всего, на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Потребность быть здоровым – основная потребность человека. И она должна быть обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, а в школе поддержкой со стороны учителей, которые   стремятся помочь обучающимся научиться принимать здоровый образ жизни.

 

                            5. Список  литературы                                                                                                   

1.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/                                                         2.Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология - основы безопасности жизни ребенка». /Спб:1995/.                                                                         3.Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008/                                                                                                                                                                                                                                  4.Ковалько В.И.  Здоровье – сберегающие технологии, Москва «ВАКО» 2004                                                                                                              5.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. /М.:ВАКО,2008/                                                                    6.Мансурова С.Е., Шклярова О.Н. Здоровье человека и окружающей среды: Элективный   курс; М., «5 за знания», СПб; ООО «Виктория плюс», 2006, - 112 с.                                                                                                                                                                                           7. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/                                              8.Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации./Авт.-сосот. Н.Н. шапцева. –Волгоград, Учитель. – 2009 .Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы./ авт.-сост. О.Н. Рудякова.-Волгоград. Учитель, 2008.                                                                                                                                                                                     9.Попов С.В. Валеология в школе и дома / (О физическом благополучии школьников) – СПб., Союз, 1997, 256 с.                                   10.Хохлаева О.В. Тропинка к своему Я Москва. Издательство « Генезис» 2010г                                                                                             11.Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера./Курск, 2005/                                                                  12.Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты занятий./ Волгоград: Учитель, 2015.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Постановление Главного государственного санитарного врача

Постановление Главного государственного санитарного врача

Настоящая программа создает условия для формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни как нормы полноценного существования человека в обществе, его социального, культурного самоопределения и самореализации

Настоящая программа создает условия для формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни как нормы полноценного существования человека в обществе, его социального, культурного самоопределения и самореализации

Развивающие: - Формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, сверстников

Развивающие: - Формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, сверстников

Условия эффективной реализации программы

Условия эффективной реализации программы

Виды учебных занятий , в зависимости от приоритета обозначенных целей: 1

Виды учебных занятий , в зависимости от приоритета обозначенных целей: 1

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

Обучающиеся будут уметь (приобретут навыки) : заботиться о своем здоровье; находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет; применять коммуникативные и презентационные навыки;…

Обучающиеся будут уметь (приобретут навыки) : заботиться о своем здоровье; находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет; применять коммуникативные и презентационные навыки;…

Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по…

Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по…

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать» (о полезной и вкусной еде, о режиме и пр

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать» (о полезной и вкусной еде, о режиме и пр

Игра «Поле чудес» на тему «Злаки

Игра «Поле чудес» на тему «Злаки

Содержание программы Введение в программу (1 час)

Содержание программы Введение в программу (1 час)

Сюжетно-ролевая игра по нравственному здоровью человека

Сюжетно-ролевая игра по нравственному здоровью человека

Практика: Познавательно-игровая программа «Яблочные посиделки»

Практика: Познавательно-игровая программа «Яблочные посиделки»

День здоровья (школьный спортивный праздник)

День здоровья (школьный спортивный праздник)

Коммуникативные УУД: Слушать и слышать учителя, понимать речь других участников совместного процесса

Коммуникативные УУД: Слушать и слышать учителя, понимать речь других участников совместного процесса

Календарно-тематический план №

Календарно-тематический план №

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать»

Раздел 1. «Важно знать и соблюдать»

Раздел 2. Познавательно-игровые программы

Раздел 2. Познавательно-игровые программы

Технология учебного диалога 6

Технология учебного диалога 6

Практическая работа; § Мини-проект

Практическая работа; § Мини-проект

Потребность быть здоровым – основная потребность человека

Потребность быть здоровым – основная потребность человека

Рабочая программа внеурочной деятельности "ЗДОРОВЕЙКА"

Рабочая программа внеурочной деятельности "ЗДОРОВЕЙКА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2022