приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 Г. САЛЬСКА
Рассмотрено на заседании МО учителей ______________________ (Протокол № 1 от 30.08.2022 г.) Руководитель МО _______/________________ |
«Согласовано» заместитель директора по воспитательной работе ___________/О.В. Деркунская от «30» августа 2022 г. |
«Утверждаю» приказ от 30.08.2022г. № 211 Директор МБОУ СОШ № 21 г. Сальска ______/Т.И. Светличная |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗДОРОВЕЙКА»
на 2022-2023 учебный год
Срок реализации - 1 год обучения
Составитель: Артюшина Н.Н.,
учитель внеурочной деятельности
г. Сальск
2022
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровейка» является модифицированной, предназначена для обучающихся 6 - 9 классов, имеет спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности и включает в содержание несколько видов развивающей деятельности: «спортивно-оздоровительную», «познавательную», «игровую», «проблемно-ценностное общение», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373, ФГОС основного образования, Письмо от 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении ФГОС общего образования»), опирается на законодательную базу, основные нормативные документы:
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 "Об утверждении санитарно правил СП 2.4 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления для детей и молодежи ";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 10.07.2015 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 "Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 2 от 28 января 2021 года «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Поповой А.Ю. от 24.03.2021 № 10 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологический правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16» и методические рекомендации по организации работы организаций отдыха и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в 2021 году.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ».
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования № 21г. Сальска.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает всё большую значимость. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое зависит от семейного воспитания, В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников традиционным источником нравственности является семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода). Учитывая, что обучающиеся проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. ФГОС общего образования позволяют вплотную заняться решение этой проблемы, т.к. введение внеурочной деятельности позволяет учителю заниматься дополнительно над решением проблемы сохранения здоровья обучающихся.
Актуальность программы «Здоровейка» заключается в том, что каждому ребенку предлагается возможность реализоваться в разнообразном творческом подходе к стержневой теме курса «создание ситуации успеха для каждого», возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются личностные качества подростка. Настоящая программа создает условия для формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни как нормы полноценного существования человека в обществе, его социального, культурного самоопределения и самореализации.
Своеобразие и новизна заключается в том, что программное содержание по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учёт возрастных особенностей школьников (биологических, социальных, психологических) как при определении задач воспитательной работы, так и при выборе форм её реализации. Так в 6-8 классах наиболее актуальны задачи профилактики употребления алкоголя, курения. В альтернативу репродуктивным формам работы используются дискуссионные формы, когда можно не просто услышать, «как надо», а высказать своё мнение.
Занятия по внеурочной деятельности построены так, чтобы были достигнуты следующие цели: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Образовательные
- Дать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического,
психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
-Систематизировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.
- Информировать подростков о негативных последствиях несоблюдения тех ли иных правил здорового образа жизни; о выборе
правильных способов реализации своих желаний и потребностей при соблюдении норм и правил здорового образа жизни.
- Систематизировать имеющиеся знания и умения ухаживать за своим телом и пр.
- Расширить представление обучающихся о здоровье представлением о том, что оно включает в себя сферу творческого,
духовного развития личности: стремление к совершенствованию, раскрытию и приумножению собственных способностей и
возможностей, расширению связей с окружающим миром;
2. Развивающие:
- Формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи,
сверстников.
- Содействовать осуществлению профилактики поведенческих рисков: формировать у подростков представления о возможных
негативных последствиях «взрослой» жизни, способах демонстрации взрослости, самостоятельности, независимости,
связанных с рисками для собственного здоровья;
- Показать преимущества занятий популярными видами спорта, направленными на укрепление собственного здоровья.
- Объяснить подросткам, имеющим различные формы нарушений в развитии и функционировании организма, что у них есть
возможность прожить полноценную счастливую жизнь, что они могут реализовывать и развивать свой личностный потенциал, у
каждого из них есть шанс не только изменить себя, но и изменить мир вокруг.
- Прививать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.
3. Воспитательные
- Дать элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его
людей.
- Способствовать интеграции форм деятельности, связанной с укреплением здоровья, в актуальные для конкретного возраста
сферы, придание им личностной значимости.
- Помочь обучающимся научиться принимать здоровый образ жизни не потому, что это «правильно», «объективно полезно», с
точки зрения взрослого, а потому, что сможет увидеть подтверждение его важности в системе актуальных для него идей и
нормативов: идеи свободы самовыражения, социального успеха, демонстрации своей независимости и т. д.
Программа «Здоровейка» строится на следующих концептуальных принципах основ культуры здоровья:
Ø научная обоснованность;
Ø практическая целесообразность;
Ø возрастная адекватность;
Ø необходимость и достаточность информации;
Ø практическая целесообразность;
Ø динамическое развитие и системность;
Ø учет интересов ребенка;
Ø содружество и сотворчество детей и взрослых;
Ø культорологическая сообразность.
Условия эффективной реализации программы
Организация образовательного процесса по внеурочной деятельности строится в соответствии с программой «Здоровейка», которая носит общекультурный (ознакомительный) характер; руководствуется СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28).
Программа предназначена для воспитания и развития обучающихся 12-16 лет (6-9 класс). Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения, объём реализации программы 33 часа (1 занятие в неделю), продолжительность занятия – 30 минут. Количество обучающихся в группе – 15 -25 человек. Занятия проводятся со всеми желающими обучающимися, без какого-либо отбора. Занятия желательно проводить в классной аудитории, оснащенной мультимедийным оборудованием.
Набор в группы осуществляется по желанию обучающихся, родителей (законных представителей); в соответствии с Уставом учреждения, на основании выше перечисленных документов и письменного заявления родителей (законных представителей).
Данная программа состоит из тематических разделов, каждый из которых включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Занятия проводятся в классной аудитории базовой школы № 21, в практику включаются различные виды деятельности: познавательная, развивающая, спортивная, музыкально-ритмическая и игровая.
Виды учебных занятий, в зависимости от приоритета обозначенных целей:
1. Учебные занятия по передаче знаний.
2. Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению.
3. Учебные занятия закрепления знаний.
4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.
5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).
6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.
Материально-техническое и информационное обеспечение:
Ø Помещение – просторный, хорошо проветриваемый класс, соответствующий санитарным нормам СанПин.
Ø Аудио установка (магнитофон), ПК компьютеры (возможность использования Интернет – программ), проекторы (мультимедийное оборудование), интерактивные доски, которые будут задействованы для проведения занятий.
Ø Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса.
Ø Коридорные реакреации для проведения активной и интерактивной игровой и тренинговых форм деятельности.
Дидактическое обеспечение:
Ø Наглядные пособия, дидактические материалы (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, фонограммы, карточки для заданий).
Ø Музыкальная фонотека.
Ø Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1.Регулятивные УУД:
В результате реализации Программы ожидается
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» Обучающиеся будут знать:
Обучающиеся будут уметь (приобретут навыки):
Оздоровительные результаты программы:
Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, тематическое тестирование, анкетирование, выполнение творческих заданий,. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин, в том числе: - участие в Дне здоровья в школе; - оформление выставки рисунков, сочинений, фотографий «Мы – за здоровое питание».
Подобная организация учета знаний и умений будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Учебный план
№ |
Блоки, направления и тематические модули программы |
Количество часов |
||
Всего |
Тео-рия |
Прак-тика |
||
1. |
Вводное занятие. Цели и задачи работы по программе «Здоровейка». Формы и методы деятельности. План на год. Основы безопасности (инструктажи по ТБ на занятии). Интерактивная беседа «Умеем ли мы правильно питаться?» Тест «Правильно ли вы питаетесь?» Музыкальная игра «Помогатор». |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать» (о полезной и вкусной еде, о режиме и пр.) |
13,5 |
8 |
5,5 |
2.1. |
Деловая игра «Два мнения» по теме «Рациональное питание. Я умею выбирать». (диеты, анарексия и правильный режим питания). |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.2 |
«Не все полезно, что в рот полезло». Практика: считаем калории. Тест «Выбери для себя» (здоровое питание) |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.3 |
Познавательный час «Традиции питания в разных странах» (слайдовая презентация). |
0,5 |
0,5 |
0 |
2.4 |
Информационный час «Национальные кухни разных народов» (делимся рецептами). |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.5 |
Правила хранения продуктов и готовых блюд «Где чистота, там здоровье!» |
1 |
1 |
0 |
2.6 |
Пищевые риски. Биодобавки. Фото-коллаж «Мы – за здоровое питание» |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.7 |
Природная аптека – кладезь витаминов и полезных веществ. Дидактическая игра «Степные доктора» |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.8 |
«Природа в доме – семейный лекарь» (слайдовая презентация о полезных свойствах комнатных растений). |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.9 |
Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов. Практика: Разбор и решение ситуаций. |
2 |
1 |
1 |
2.10 |
«Нравственное здоровье человека. Жизнь как смена социальных ролей». Сюжетно-ролевая игра. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.11 |
Дискуссия «Интернет в нашей жизни. Гаджеты и их влияние на наше здоровье». |
1 |
1 |
0 |
2.12 |
Химическая зависимость. Наркомания – знак беды. Игра-тренинг «Трясина» (влияние вредных привычек на здоровье) |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.13 |
Почему вредной привычке ты скажешь: « Нет!» «О курении в цифрах и фактах». Игра-тренинг «Скажи курению «Нет!» |
1 |
0,5 |
0,5 |
3. |
Раздел 2. Познавательно-игровые программы |
4,5 |
2 |
2,5 |
3.1. |
Познавательно-игровая программа «Яблочные посиделки» (о пользе фруктов) |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.2. |
Познавательно - игровой КВН «Осенний винегрет» (о пользе овощей) |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.3. |
Заочное путешествие «Маршруты интересные, маршруты полезные…» (акклиматизация организма) |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.4 |
Игра «Поле чудес» на тему «Злаки. Какие они?» |
0,5 |
0 |
0,5 |
3.5 |
КВН по ОБЖ на тему «Я бы в медики пошел, пусть меня научат» (безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка. Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения ). |
1 |
0,5 |
0,5 |
4. |
Раздел 3. Динамический игровые часы |
8 |
0 |
8 |
4.1. |
Подвижные спортивные, музыкальные и тематические игры. Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней подвижности). Музыкальная игра «Помогатор». |
3,5 |
0 |
3,5 |
4.2. |
Подвижные спортивные и тематические игры. Игры с правилами, образно-ролевые игры (высокой подвижности) |
3,5 |
0 |
3,5 |
4.3. |
День здоровья (школьный спортивный праздник) |
1 |
0 |
1 |
5. |
Раздел 4. «Движение без промедления» (танцевальные флэшмобы) |
5 |
0 |
5 |
|
- Разучивание танцевальных флешмобов: «Утренняя зарядка»; «Солнышко лучистое», «Танцевальный микс», «Дружба», «Новое поколение». |
5 |
0
|
5
|
6. |
Итоговое занятие. Итоговая диагностика усвоения программного материала. Выполнение творческих заданий «Мой летний режим дня» и «Лето - пора не только повеселиться, но и оздоровиться», тестирование «О вкусной и полезной еде». Инструктаж по ТБ в летний период. Игровой тест «Безопасное лето». |
1 |
0 |
1 |
|
Итого |
33 |
10,5 |
22,5 |
2.Содержание программы
Введение в программу (1 час). Вводное занятие. Цели и задачи работы по программе «Здоровейка». Формы и методы деятельности. План на год. Основы безопасности (инструктажи по ТБ на занятии). Интерактивная беседа «Умеем ли мы правильно питаться?» Музыкальная игра «Помогатор». Входящая диагностика (воспитанности).
Личностные УУД: положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Здоровейка»;
Познавательные УУД: формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию.
Регулятивные УУД: освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать» (о полезной и вкусной еде, о режиме и пр.)-13,5 час.
Теория: Игра «Два мнения» по теме «Рациональное питание. Я умею выбирать». (диеты, анарексия и правильный режим питания).
«Не все полезно, что в рот полезло». Познавательный час «Традиции питания в разных странах» (слайдовая презентация).
Информационный час «Национальные кухни разных народов» .
Правила хранения продуктов и готовых блюд «Где чистота, там здоровье!»
Пищевые риски. Биодобавки.
Природная аптека – кладезь витаминов и полезных веществ.
«Природа в доме – семейный лекарь» (слайдовая презентация о полезных свойствах комнатных растений).
Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов.
«Нравственное здоровье человека. Жизнь как смена социальных ролей».
Дискуссия «Интернет в нашей жизни. Гаджеты и их влияние на наше здоровье».
Химическая зависимость. Наркомания – знак беды.
Почему вредной привычке ты скажешь: « Нет!» «О курении в цифрах и фактах».
Практика: считаем калории. Тест «Выбери для себя» (здоровое питание); подготовка семейных рецептов национальной кухни; изготовление фото-коллажа «Мы – за здоровое питание»; Дидактическая игра «Степные доктора»; Разбор и решение конфликтных ситуаций. Сюжетно-ролевая игра по нравственному здоровью человека. Игра-тренинг «Трясина» (влияние вредных привычек на здоровье). Игра-тренинг «Скажи курению «Нет!». Личностные УУД: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группе одноклассников; определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Познавательные УУД: анализировать, обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации интернет - источников. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение, мнение на основе полученной информации; освоение основных социальных ролей, норм и правил; Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, слайдовой презентацией, учить работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные УУД: Учиться согласованно работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных. Формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
Раздел 2. Познавательно-игровые программы – 4,5 час.
Теория: систематизация знаний обучающихся о пользе свежих овощей и фруктов, составе витаминов в них; получение информации о родине произрастания овощей (картофеля, томатов, подсолнечника, кукурузы, злаковых и пр.); уточнение и систематизация знаний об акклиматизация организма в период отдыха (каникул) в новой местности (горах, на море, в лесной зоне); безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка. Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения.
Практика:
Познавательно-игровая программа «Яблочные посиделки»
Познавательно - игровой КВН «Осенний винегрет»
Заочное путешествие «Маршруты интересные, маршруты полезные…»
Игра «Поле чудес» на тему «Злаки. Какие они?»
КВН по ОБЖ на тему «Я бы в медики пошел, пусть меня научат» Личностные УУД: определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации интернет - источников. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, слайдовой презентацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Раздел 3. Динамический игровые часы – 8 час.
Практика:
Подвижные спортивные и тематические игры. Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней подвижности)
Подвижные спортивные и тематические игры. Игры с правилами, образно-ролевые игры (высокой подвижности)
День здоровья (школьный спортивный праздник) Личностные УУД: определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Познавательные УУД: получение информации о содержании, игровых правилах, проведении подвижных игр. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы и умозаключения. Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения новой игры. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности каждого участника игры, его роли в игровом процессе. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений обучающихся в игровом процессе.
Коммуникативные УУД: Слушать и слышать учителя, понимать речь других участников игрового процесса. Средством формирования этих действий служит диалоговая технология. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в ходе игры и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе, в сюжетно и сюжетно-ролевой игре.
Раздел 4. «Движение без промедления» - 5 час.
Практика: Разучивание танцевальных флешмобов: «Утренняя зарядка»; «Солнышко лучистое», «Танцевальный микс», «Дружба», «Новое поколение».
Личностные УУД: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Познавательные УУД: получение информации о содержании, ритмических и двигательных навыках флэшмобов. Перерабатывать полученную информацию, осваивать танцевальные движения (делать выводы и умозаключения, работать слаженно под музыку). Регулятивные УУД: Проговаривать и отрабатывать последовательность ритмических действий. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности каждого участника флэшмоба, его роли в танцевальном процессе. Средством формирования этих действий служит технология оценивания личностных достижений обучающихся.
Коммуникативные УУД: Слушать и слышать учителя, понимать речь других участников совместного процесса. Средством формирования этих действий служит диалоговая технология. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в ходе разучивания флэшмоба и следовать им.
Итоговое занятие (1 час). Итоговая диагностика усвоения программного материала. Выполнение творческих заданий «Мой летний режим дня» и «Лето - пора не только повеселиться, но и оздоровиться», тестирование «О вкусной и полезной еде».
Инструктаж по ТБ в летний период. Игровой тест «Безопасное лето».
Личностные УУД: определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: выполнять творческие задания, планировать свои действия, проводить простейший анализ и делать умозаключения. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя Проговаривать последователь-ность действий. Оценивание образовательных достижений (учебных успехов за прошедший учебный год. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в письменной речи (на уровне небольшого текста -творческого задания).
3.Календарно-тематический план
№ Заня- тия |
Раздел, тема, содержание |
Всего часов |
Класс, дата проведения |
7 А |
|||
№ 1 |
Вводное занятие. Цели и задачи работы по программе «Здоровейка». Формы и методы деятельности. План на год. Основы безопасности (инструктажи по ТБ на занятии). Интерактивная беседа, тест «Умеем ли мы правильно питаться?» Музыкальная игра «Помогатор». |
1 |
07.09 |
№ 2 |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать». Игра «Два мнения» по теме «Рациональное питание. Я умею выбирать». (диеты, анарексия и правильный режим питания). |
1 |
14.09 |
№ 3 |
Раздел 3. Динамический игровые часы Подвижные спортивные и тематические игры. Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней и высокой подвижности) |
1 |
21.09 |
№ 4 |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать». «Не все полезно, что в рот полезло». Практика: считаем калории. Тест «Выбери для себя» (здоровое питание) |
1 |
28.09 |
№ 5 |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать». Познавательный час «Традиции питания в разных странах» (слайдовая презентация). Раздел 2. Познавательно-игровые программы Игра «Поле чудес» на тему «Злаки. Какие они?» |
0,5 0,5 |
05.10 |
№ 6 |
Раздел 4. «Движение без промедления» Разучивание танцевального флешмоба: «Утренняя зарядка». |
1 |
12.10 |
№ 7 |
Раздел 2. Познавательно-игровые программы Познавательно-игровая программа «Яблочные посиделки» (о пользе фруктов) |
1 |
19.10 |
№ 8 |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать». Информационный час «Национальные кухни разных народов» (делимся рецептами). |
1 |
02.11 |
№ 9 |
Раздел 3. Динамический игровые часы Подвижные спортивные и тематические игры. Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней и высокой подвижности). Музыкальная игра. |
1 |
09.11 |
№10 |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать». Правила хранения продуктов и готовых блюд «Где чистота, там здоровье!»
|
1 |
16.11 |
№11 |
Раздел 3. Динамический игровые часы Подвижные спортивные и тематические игры. Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней и высокой подвижности). Музыкальная игра. |
1 |
23.11 |
№12 |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать». Пищевые риски. Биодобавки. Фото-коллаж «Мы – за здоровое питание» |
1 |
30.11 |
№13 |
Раздел 2. Познавательно-игровые программы Познавательно - игровой КВН «Осенний винегрет» (о пользе овощей) |
1 |
07.12 |
№14
|
Раздел 3. Динамический игровые часы Подвижные спортивные и тематические игры. Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней и высокой подвижности). Музыкальная игра. |
1 |
14.12 |
№15 |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать». Природная аптека – кладезь витаминов и полезных веществ. Дидактическая игра «Степные доктора» |
1 |
21.12 |
№16 |
Раздел 4. «Движение без промедления» Разучивание танцевального флешмоба: «Солнышко лучистое» |
1 |
11.01 |
№17 |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать». «Природа в доме – семейный лекарь» (слайдовая презентация о полезных свойствах комнатных растений). |
1 |
18.01 |
№18 |
Раздел 3. Динамический игровые часы Подвижные спортивные и тематические игры. Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней и высокой подвижности) |
1 |
25.01 |
№19 |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать». Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов. |
1 |
01.02 |
№20 |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать». Конфликты в общении. Практика: Разбор и решение ситуаций. |
1 |
08.02 |
№21 |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать». «Нравственное здоровье человека. Жизнь как смена социальных ролей». Сюжетно-ролевая игра. |
1 |
15.02 |
№22 |
Раздел 4. «Движение без промедления» Разучивание танцевального флешмоба: «Танцевальный микс». |
1 |
22.02 |
№23 |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать». Дискуссия «Интернет в нашей жизни. Гаджеты и их влияние на наше здоровье».
|
1 |
01.03 |
№24 |
Раздел 3. Динамический игровые часы Подвижные спортивные и тематические игры. Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней и высокой подвижности). Музыкальная игра. |
1 |
15.03 |
№25 |
Раздел 3. Динамический игровые часы Подвижные спортивные и тематические игры. Игры с правилами, образно-ролевые игры (средней и высокой подвижности). Музыкальная игра. |
1 |
22.03 |
№26 |
Раздел 2. Познавательно-игровые программы Заочное путешествие «Маршруты интересные, маршруты полезные…» (акклиматизация организма) |
1 |
05.04 |
№27 |
Раздел 4. «Движение без промедления» Разучивание танцевального флешмоба: «Утренняя зарядка». |
1 |
12.04 |
№28 |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать». Химическая зависимость. Наркомания – знак беды. Игра-тренинг «Трясина» (влияние вредных привычек на здоровье) |
1 |
19.04 |
№29 |
Раздел 3. Динамический игровые часы День здоровья |
1 |
26.04 |
№30 |
Раздел 1. «Важно знать и соблюдать». Почему вредной привычке ты скажешь: « Нет!» «О курении в цифрах и фактах». Игра-тренинг «Скажи курению «Нет!» |
1 |
03.05 |
№31 |
Раздел 4. «Движение без промедления» Разучивание танцевального флешмоба: «Новое поколение». |
1 |
10.05 |
№32 |
Раздел 2. Познавательно-игровые программы КВН по ОБЖ на тему «Я бы в медики пошел, пусть меня научат» (безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка. Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения. |
1 |
17.05 |
№33 |
Итоговое занятие. Итоговая диагностика усвоения программного материала. Выполнение творческих заданий «Мой летний режим дня» и «Лето - пора не только повеселиться, но и оздоровиться», тестирование «О вкусной и полезной еде». Инструктаж по ТБ в летний период. Игровой тест «Безопасное лето». |
1 |
24.05 |
|
Всего |
33 |
|
4. Методическое обеспечение программы
Для решения поставленных программных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль учащемуся и не позволяет достичь поставленных программных целей. Поэтому образовательный процесс построен на современных педагогических технологиях:
1.Технология целостного процесса обучения и воспитания 2. Технология активного обучения «тренинг» 3.Технология обучения творчеству 5. Технология учебного диалога 6. Технология игровой деятельности 8.Технология КТД Формы организации проведения занятий: - фронтальная - одновременная работа со всеми обучающимися; - индивидуально-фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповая - организация работы в группах; Формы работы:
ü Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
ü Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
ü Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
ü Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).
Основные формы проведения занятий:
§ Дискуссия, беседа;
§ Мини-лекция;
§ Информационный, познавательный час;
§ Игровая (динамический час);
§ Музыкально-ритмический час (разучивание флэшмобов, музыкальных игр);
§ Практическая работа;
§ Мини-проект.
Методы:
o Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование)
o Проблемный
o Словесный
o Наглядный
o Частично-поисковый
o Объяснительно-иллюстративный
Воспитательные аспекты программы
В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». В приложении к растущему организму ребенка это определение условно, т. к. «состояние полного физического и социального благополучия» определяется в динамике роста, как результат взаимодействия изменяющихся во времени количественных и качественных признаков, которые формируются под влиянием генотипа и развивающейся нейроэндокринной системы. Перестройка этих регуляторных систем в процессе развития у каждого ребенка характеризуется существованием «критических периодов», когда возрастает риск формирования стойких отклонений в состоянии здоровья. Известно и другое: дети даже одного возраста могут значительно отличаться по уровню биологической зрелости. Наибольшие расхождения наблюдаются в подростковом возрасте 12-14 лет.
Кроме того, здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать, прежде всего, на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Потребность быть здоровым – основная потребность человека. И она должна быть обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, а в школе поддержкой со стороны учителей, которые стремятся помочь обучающимся научиться принимать здоровый образ жизни.
5. Список литературы
1.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/ 2.Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология - основы безопасности жизни ребенка». /Спб:1995/. 3.Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008/ 4.Ковалько В.И. Здоровье – сберегающие технологии, Москва «ВАКО» 2004 5.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. /М.:ВАКО,2008/ 6.Мансурова С.Е., Шклярова О.Н. Здоровье человека и окружающей среды: Элективный курс; М., «5 за знания», СПб; ООО «Виктория плюс», 2006, - 112 с. 7. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/ 8.Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации./Авт.-сосот. Н.Н. шапцева. –Волгоград, Учитель. – 2009 .Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы./ авт.-сост. О.Н. Рудякова.-Волгоград. Учитель, 2008. 9.Попов С.В. Валеология в школе и дома / (О физическом благополучии школьников) – СПб., Союз, 1997, 256 с. 10.Хохлаева О.В. Тропинка к своему Я Москва. Издательство « Генезис» 2010г 11.Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера./Курск, 2005/ 12.Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты занятий./ Волгоград: Учитель, 2015.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.