Возраст учащихся: 16-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Турсумбаева Лия Шарифовна, педагог дополнительного образования
Оренбург
|
|
Стр. |
|
I. |
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ |
3 |
|
1. |
Пояснительная записка |
3 |
|
|
1.1. |
Направленность программы |
3 |
|
1.2. |
Уровень освоения программы |
3 |
|
1.3. |
Нормативные документы |
3 |
|
1.4. |
Актуальность программы |
5 |
|
1.5. |
Педагогическая целесообразность программы |
5 |
|
1.6. |
Отличительные особенности программы |
5 |
|
1.7. |
Адресат программы |
6 |
|
1.8. |
Объем и сроки освоения программы |
6 |
|
1.9. |
Форма обучения |
6 |
|
1.10. |
Формы организации образовательного процесса |
6 |
|
1.11 |
Режим занятий |
6 |
2. |
Цель и задачи программы |
7 |
|
3. |
Содержание программы |
9 |
|
|
3.1. |
Учебный план первого года обучения |
9 |
|
3.2. |
Учебный план второго года обучения |
12 |
|
3.3. |
Содержание учебного плана первого года обучения |
12 |
|
3.4. |
Содержание учебного плана второго года обучения |
15 |
4. |
Планируемые результаты |
19 |
|
II. |
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ |
21 |
|
|
Календарный учебный график первого года обучения |
21 |
|
|
Календарный учебный график второго года обучения |
23 |
|
|
Условия реализации программы |
25 |
|
|
Формы аттестации/контроля |
25 |
|
|
Оценочные материалы |
26 |
|
|
Методические материалы |
26 |
|
|
Воспитательная деятельность |
27 |
|
|
Список литературы |
30 |
|
|
|
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Социальное проектирование: гранты» (ДООП) реализуется в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования.
ДООП «Социальное проектирование: гранты» имеет социальногуманитарную направленность, которая позволит учащимся успешно социализироваться в обществе. Приоритетом данной направленности является формирование собственного мировоззрения, навыков общения и реалистичной «Я – концепции» (социальное и эмоциональное развитие), установление новых способов взаимодействия с социумом.
ДООП «Социальное проектирование: гранты» предоставляет возможность учащимся освоить содержательный материал в доступной форме на стартовом и базовом уровнях.
Содержание программного материала направлено на формирование ключевых компетентностей обучающихся, посредством проектной деятельности, которая предоставляет возможность самостоятельно выстроить алгоритм разработки проекта и подачи заявки на грантовый конкурс, что соответствует базовому уровню сложности.
ДООП «Социальное проектирование: гранты» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
− Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
− Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);
− Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10).
− Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10)
− Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р) (ред. от 15.05.2023 г. № 1230-р);
− Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
− Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
(от 03.09.2019 г. № 467) (ред. от 21.04.2023 г.);
− Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629);
− Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. №
485 - пп);
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2) (разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
− Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
− Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;
− Уставом Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко» (утв. МО Оренбургской области от 27.05.2020 г. № 01-
21/769);
В современных концепциях воспитания подчеркивается важность социальной активности, творческой инициативы учащихся и развития личностного потенциала. Одним из основных инструментов реализации потенциала учащегося является социальное проектирование. Деятельность подростков в социальном проектировании направлена на конструктивное решение актуальной социальной проблемы.
Современная социальная ситуация выражается в приобретении подрастающим поколением нового личностного опыта, общих представлений о тенденциях развития общества, а также самостоятельности при взаимодействии с представителями органов власти, общественными организациями, социальными партнерами. Приоритетным направлением при этом выступает создание и реализация социальных проектов с целью выявления механизмов и путей развития личностного потенциала учащихся.
1.5. Педагогическая целесообразность ДООП «Социальное проектирование: гранты» обусловлена возрастными возможностями юношеского (16-17 лет) возраста, которые связаны с приобретением личностных новообразований и ценностей в условиях социума. Именно у старшеклассников появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.
Данная программа, посредством взаимодействия учащихся с педагогами и сверстниками, будет способствовать раскрытию потенциала обучающихся в процессе проектной деятельности, раскрытию организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе, умением налаживать деловые контакты и распределять обязанности.
В настоящее время существует немало программ по социальному проектированию, которые в своем большинстве реализуются на базе школ, где материалы программ тесно связаны с учебными предметами. Так, например, в программе Н.Р. Бурмасова «Социальное проектирование. Новое время» особое внимание уделяется реализации социальных проектов в сфере социальной работы, в программе Л.М. Чуяшова «Социальное проектирование: дорогою добра» – формированию ключевых компетентностей учащихся с помощью работы над социальным проектом. Отличительные особенности ДООП «Социальное проектирование: гранты» от уже существующих программ:
− учебный материал включает конкретные примеры из практики отдельных школ, фирм, организаций, учреждений Оренбургской области (региональный компонент) и Российской Федерации;
− теоретический материал отражает комплексное изучение социального проектирования, предоставляет возможность учащимся самостоятельной деятельности путем «проб и ошибок»;
− на практических занятиях используются разнообразные формы работы:
проектный офис, работа с чек-листами, составление пазлов, групповая динамика.
1.7. Адресат программы. Обучающиеся 16-17 лет образовательных организаций Оренбургской области.
Благоприятным периодом для воспитания и развития лидерских качеств у учащихся является юношеский (16-17 лет) возраст, который связан с приобретением личностных новообразований в условиях социума. В юношеском возрасте повышается значимостью собственных ценностей, происходит развитие самосознания, усложняется отношение к себе и проявляется во все большей дифференцированности самооценок.
ДООП «Социальное проектирование: гранты» реализуется в объеме 36 часов.
Срок освоения программы 1 год.
1.9. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
1.10. Формы организации образовательного процесса.
Основные виды занятий:
− индивидуальные или групповые занятия в дистанционном режиме: лекционные и практические online-занятия (самостоятельная работа, консультирование, творческие задания, разработка проектов и презентаций, КТД, социальные акции, конкурсы, игры и упражнения, smart-целеполагание, практикумы, кейсы) с применением ИКТ-технологий;
− аудиторные занятия в каникулярный период два раза в год (лекции, тренинги, дискуссии, ролевые и деловые игры, практические и творческие занятия).
1.11. Режим занятий:
очно (сессионный период, в каникулярное время): 2 раза в учебный год по 1 дню по 1 академическому часу, итого 2 академических часа; дистанционно (межсессионный период, в форме дистанционных занятий): 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Цель: формирование социально-активной личности учащегося средствами социального проектирования.
Задачи:
Воспитывающие:
- воспитывать готовность к участию, посредством реализации социально ориентированных проектов, в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны.
- воспитать ценностное отношение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев – историков, психологов, социологов, педагогов.
Развивающие:
- развить навыки организации проектной деятельности (умение обобщать мнения нескольких людей, проявлять лидерские качества, планировать организацию совместной работы, распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы);
- формировать умения систематизировать критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- развить навыки взаимодействия с разными группами стейкхолдеров.
Образовательные:
- знакомить с понятиями: «грантовая поддержка», «ресурсная карта»,
«питчинг», «спичрайтинг»;
- знакомить с методикой формирования заявки на грант;
- знакомить с методикой ведения отчетной документации по проекту;
-
знакомить с технологией использования цифровых платформ, программ
и приложений для решения проектных задач с соблюдением правил информационной
безопасности.
3.1. Учебный план
№ |
Тема |
Дистанционное обучение |
Формы аттестации/ контроля |
||
|
|
|
|||
1 |
Начало пути к большим проектам |
1 |
- |
1 |
Рефлексия |
2 |
Жизнь как социальный проект |
0,5 |
0,5 |
1 |
Опрос, диагностика |
3 |
Грантовая поддержка социальных проектов |
1 |
- |
1 |
Рефлексия |
4 |
Обзор лучших всероссийских проектов |
- |
1 |
1 |
Практическая работа |
5 |
Региональные проекты, получившие грантовую поддержку |
- |
1 |
1 |
Практическая работа |
6 |
Проектный цикл |
0,5 |
0,5 |
1 |
Рефлексия |
7 |
Актуальность социального проекта |
0,5 |
0,5 |
1 |
Беседа |
8 |
Как сделать проект креативным |
- |
1 |
1 |
Творческая работа |
9 |
Стратегия социального проекта |
1 |
- |
1 |
Опрос |
10 |
Результаты и устойчивость проекта |
0,5 |
0,5 |
1 |
Рефлексия |
11 |
Ресурсная карта проекта |
- |
1 |
1 |
Практическая работа |
12 |
Стейкхолдеры проекта. Внешние и внутренние стейкхолдеры |
1 |
- |
1 |
Опрос |
13 |
Способы взаимодействия с разными группами стейкхолдеров |
- |
1 |
1 |
Творческая работа |
14 |
Классификация партнеров в социальном проектировании |
0,5 |
0,5 |
1 |
Опрос |
15 |
Поиск и привлечение партнеров |
0,5 |
0,5 |
1 |
Самостоятельная работа |
16 |
Основные условия софинансирования проектов |
1 |
- |
1 |
Опрос |
17 |
Модели финансовой поддержки |
0,5 |
0,5 |
1 |
Групповая динамика |
18 |
Риски в социальном проектировании |
1 |
- |
1 |
Рефлексия |
19 |
Программы и приложения для решения проектных задач |
1 |
- |
1 |
Наблюдение, самостоятельная работа |
20 |
Использование цифровых платформ в проектировании |
0,5 |
0,5 |
1 |
Творческая работа |
21 |
Цифровая безопасность в социальном проектировании |
1 |
- |
1 |
Опрос |
22 |
Инструменты организатора в проектной деятельности |
- |
1 |
1 |
Групповая динамика |
23 |
Путь участника проекта |
- |
1 |
1 |
Творческая работа |
24 |
Заявка на грант, разнообразие форм заявок |
1 |
- |
1 |
Опрос, групповая динамика |
25 |
Подготовка и оформление заявки на грант |
- |
1 |
1 |
Практическая работа |
26 |
Инструменты для анализа конкурсной заявки |
- |
1 |
1 |
Самостоятельная работа |
27 |
Питчинг: как презентовать проект коротко и ясно |
0,5 |
0,5 |
1 |
Творческая работа |
28 |
Спичрайтинг: как создать текст выступления |
- |
1 |
1 |
Опрос |
29 |
Успешная презентация проекта в публичном пространстве |
1 |
- |
1 |
Творческая работа |
30 |
Особенности оценки выступлений на грантовом конкурсе |
0,5 |
0,5 |
1 |
Практическая работа |
31 |
Реализация проекта. Заключение договора с фондом |
1 |
- |
1 |
Опрос |
32 |
Финансовая отчетность в социальном проектировании |
1 |
- |
1 |
Рефлексия |
33 |
Заполнение отчетной документации |
- |
1 |
1 |
Творческая работа |
34 |
Президентские гранты: технологии оценки результатов проекта и социального эффекта |
- |
1 |
1 |
Практическая работа |
35 |
Как завершить проект и кого отблагодарить |
0,5 |
0,5 |
1 |
Групповая динамика |
36 |
Подводя итоги |
- |
1 |
1 |
Проблемный диалог |
|
Всего: |
17,5 |
18,5 |
36 |
|
3.2. Содержание учебного плана
Теория. Знакомство с учащимися. Инструктаж по технике безопасности. Краткий обзор курса «Основы социального проектирования» на второй год обучения. Обзор интернет-источников.
Теория. Жизнь отдельного учащегося, как его собственный проект. Сферы жизни общества, в которых определяющей является проектная деятельность. Взаимосвязь развития современного общества с развитием проектной деятельности.
Практика. Входная диагностика.
Теория. Определение понятия «грант». История развития грантовой поддержки в РФ и в мире. Виды грантовой поддержки. Обзор основных грантовых конкурсов, их особенности и возможности участия в этих конкурсах.
Практика. Групповая работа с паспортами и рецензиями лучших всероссийских проектов последних 3-х лет, которые получили грантовую поддержку фонда президентских грантов и выиграли конкурс «Родные города».
Практика. Групповая работа с паспортами и рецензиями лучших проектов Оренбургской области, которые получили грантовую поддержку фонда президентских грантов и выиграли всероссийские и региональные
конкурсы. Просмотр видео.
Теория. Проектный цикл по О. Марфину. Инициирование, планирование, реализация и завершение в проектном цикле.
Практика. Игра «Качество жизни: барьеры и трамплины».
Теория. Инструменты исследования потребностей и вовлечения целевых групп в постановку проблемы. Формулировка проблемы. Источники показателей актуальности.
Практика. Игра «Качество жизни: барьеры и трамплины».
Практика. Генерация идей для решения проблемы: игра по карточкам («Диксит»). Знакомство с технологиями креативного мышления: ассоциации, флеменги, мозговой штурм.
Теория. Инструменты управления проектом. Планирование конкретных шагов по решению проблемы.
Теория. Дерево результатов (карта), устойчивость проекта, социальный эффект, измеримость результатов.
Практика. Групповая динамика «Карта результатов».
Практика. Практическая работа – решение кейса. Знакомство с понятием «ресурсная карта проекта»
Теория. Кого называют стейкхолдерами проекта? Внешние и внутренние стейкхолдеры, их отличия. Основы создания карты стейкхолдеров. Методика работы с картой стейкхолдеров.
Практика. Работа в фокус-группах по взаимодействию с предложенными группами стейкхолдеров.
Теория. Классификация партнеров по видам ресурсов. Характеристика и особенности каждой группы партнеров.
Практика. Решение кейсов по определению необходимой группы партнеров для того или иного проекта.
Теория. Интересы партнерских взаимоотношений. Формы обращения к потенциальным партнерам. Способы взаимодействия с партнерами на протяжении всей реализации социального проекта. Основные правила при работе с партнерами.
Практическая работа по составлению письменного обращения
к потенциальному партнеру. Самостоятельная проверка результата по чеклистам.
Теория. Появление механизма софинансирования. Статистика по поддержки региональных проектов. Статистика по активности НКО в фонде президентских грантов.
Теория. Модели финансовой поддержки на грантовых конкурсах. Возможные индикаторы получения поддержки на региональном и федеральном уровне. Сопровождение поддержанных инициатив.
Практика. Групповая динамика по индикаторам получения поддержки. Тема 18 «Риски в социальном проектировании»
Теория. Риск, диверсионный анализ, реестр рисков для проекта, система «Светофор» – качественный анализ рисков, управление рисками.
Теория. Цифровые системы управления задачами для планирования проектной деятельности.
Теория. Цифровые платформы для организации встреч и работы в онлайнформате. Цифровые сервисы по созданию, интерактивных плакатов, коллажей. Облачные сервисы.
Практика. Самостоятельная работа по созданию дорожной карты, интерактивных плакатов, облака слов и коллажей с использованием цифровых сервисов.
Теория. Кибербезопасность. Кибергигиена. Методы защиты и средства защиты данных. Персональные данные. Виды ответственности. Социальная инженерия, фарминг, фишинг, вредоносные ПО, подмена домена. Современные угрозы в интернете. Правила безопасности.
Тема 22 «Инструменты организатора в проектной деятельности» Практика. Практическая работа по созданию интеллект-карты проекта (MindMap); пользовательских историй (UserStory), дорожной карты.
Практика. Творческая работа: изображение пути участника в рамках проекта. Польза для участника проекта. Подарки, навыки, знакомства, признание, знания.
Теория. Проектная заявка на грантовый конкурс. Распространенные ошибки заявителей. Обзор заявок на разные конкурсы.
Практика. Работа в группах по оформлению заявок на конкурсы: фонда президентских грантов, на грант Росмолодежи, на конкурс «Родные города».
Самостоятельная работа. Чек-лист по самопроверке заявки:
что из себя представляет и как работать по каждой позиции чек-листа.
Критерии оценки заявки проекта на грантовых конкурсах.
Теория. Презентация. Типы презентаций проекта. Цель и функции презентации проекта, целевая аудитория (слушатели). Определение «питч». Структура презентации, контент, сторителлинг.
Практика. Творческая работа: подготовка и выступление в формате питча.
Практика. Самостоятельная работа по изучению спичрайтинга и создание текста публичного выступления по этапам, представленным в дидактической карте.
Теория. Просмотр и обсуждение мастер-класса Владимира Волошина о том, как успешно презентовать свой социальный проект в публичном пространстве.
Теория. Система экспертизы проектов на конкурсе грантов. Полный набор критериев, по которым эксперты оценивают проекты в конкурсе президентских грантов. Механизм формирования среднего балла и порядок применения коэффициентов значимости для проектов с запрашиваемыми суммами.
Практика. Практическая работа по чек-листам.
Теория. Подготовка к заключению договора. Схема работы с банком. Проверка и согласование документов. Подписание договора через систему электронного документооборота. Сопровождение проектов грантодателями.
Теория. Оформление документов при реализации проектов. Особенности расчета наличными средствами. Организация бухгалтерского учета.
Финансовая отчетность.
Практика. Практическая работа: Оформление аналитической части отчета, внесение изменений в проект.
Практика. Практическая работа с оценочными листами по экспертизе проектов и оценке социального эффекта от реализации проектов, получивших гранты.
Теория. Формы получения обратной связи от участников, партнеров, экспертов и команды проекта. Организация afterparty.
Практика. Групповая работа: оформление благодарственных писем.
Проблемный диалог по изученным темам второго года
обучения. Подведение итогов за два года обучения. Инструктаж по технике безопасности поведения в период летних каникул.
Личностные результаты:
- сформирована готовность к участию, посредством реализации социально ориентированных проектов, в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
- сформировано ценностное отношение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев – историков, психологов, социологов, педагогов.
Метапредметные результаты:
- сформирован навыки организации проектной деятельности (умение обобщать мнения нескольких людей, проявлять лидерские качества, планировать организацию совместной работы, распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы)
- сформированы умения систематизировать критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- освоены навыки взаимодействия с разными группами стейкхолдеров.
Предметные результаты:
- усвоены понятия: «грантовая поддержка», «ресурсная карта»,
«питчинг», «спичрайтинг»;
- освоен навык формирования заявки на грант;
- освоена методика ведения отчетной документации по проекту;
- освоены технологии использования цифровых платформ, программ и приложений и приложений для решения проектных задач с соблюдением правил информационной безопасности.
№ п/п |
Дата |
Время |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Мест о провед ения |
Форма контроля |
Межсессионный период |
|
|
|||||
1 |
|
|
Начало пути к большим проектам |
1 |
групповое онлайн |
|
Рефлексия |
2 |
|
|
Жизнь как социальный проект |
1 |
групповое онлайн |
|
Опрос, диагностика |
3 |
|
|
Грантовая поддержка социальных проектов |
1 |
групповое онлайн |
|
Рефлексия |
4 |
|
|
Обзор лучших всероссийских проектов |
1 |
групповое онлайн |
|
Практическая работа |
5 |
|
|
Региональные проекты, получившие грантовую поддержку |
1 |
групповое онлайн |
|
Практическая работа |
6 |
|
|
Проектный цикл |
1 |
групповое онлайн |
|
Рефлексия |
7 |
|
|
Актуальность социального проекта |
1 |
групповое онлайн |
|
Беседа |
8 |
|
|
Как сделать проект креативным |
1 |
групповое онлайн |
|
Творческая работа |
Сессионный период |
|
|
|||||
9 |
|
|
Стратегия социального проекта |
1 |
групповое |
|
Опрос |
Межсессионный период |
|
|
|||||
10 |
|
|
Результаты и устойчивость проекта |
1 |
групповое онлайн |
|
Рефлексия |
11 |
|
|
Ресурсная карта проекта |
1 |
групповое онлайн |
|
Практическая работа |
12 |
|
|
Стейкхолдеры проекта. Внешние и внутренние стейкхолдеры |
1 |
групповое онлайн |
|
Опрос |
13 |
|
|
Способы взаимодействия с разными группами стейкхолдеров |
1 |
групповое онлайн |
|
Творческая работа |
14 |
|
|
Классификация партнеров в социальном проектировании |
1 |
групповое онлайн |
|
Опрос |
15 |
|
|
Поиск и привлечение партнеров |
1 |
групповое онлайн |
|
Самостоятель ная работа |
16 |
|
|
Основные условия софинансирования проектов |
1 |
групповое онлайн |
|
Опрос |
17 |
|
|
Модели финансовой поддержки |
1 |
групповое |
|
Групповая |
№ п/п |
Дата |
Время |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Мест о провед ения |
Форма контроля |
|
|
|
|
|
онлайн |
|
динамика |
18 |
|
|
Риски в социальном проектировании |
1 |
групповое онлайн |
|
Рефлексия |
19 |
|
|
Программы и приложения для решения проектных задач |
1 |
групповое онлайн |
|
Наблюдение, самостоятель ная работа |
20 |
|
|
Использование цифровых платформ в проектировании |
1 |
групповое онлайн |
|
Творческая работа |
21 |
|
|
Цифровая безопасность в социальном проектировании |
1 |
групповое онлайн |
|
Опрос |
22 |
|
|
Инструменты организатора в проектной деятельности |
1 |
групповое онлайн |
|
Групповая динамика |
23 |
|
|
Путь участника проекта |
1 |
групповое онлайн |
|
Творческая работа |
24 |
|
|
Заявка на грант, разнообразие форм заявок |
1 |
групповое онлайн |
|
Опрос, групповая динамика |
25 |
|
|
Подготовка и оформление заявки на грант |
1 |
групповое онлайн |
|
Практическая работа |
26 |
|
|
Инструменты для анализа конкурсной заявки |
1 |
групповое онлайн |
|
Самостоятель ная работа |
27 |
|
|
Питчинг: как презентовать проект коротко и ясно |
1 |
групповое онлайн |
|
Творческая работа |
28 |
|
|
Спичрайтинг: как создать текст выступления |
1 |
групповое онлайн |
|
Опрос |
Сессионный период |
|||||||
29 |
|
|
Успешная презентация проекта в публичном пространстве |
1 |
групповое |
|
Творческая работа |
Межсессионный период |
|||||||
30 |
|
|
Особенности оценки выступлений на грантовом конкурсе |
1 |
групповое онлайн |
|
Практическая работа |
31 |
|
|
Реализация проекта. Заключение договора с фондом |
1 |
групповое онлайн |
|
Опрос |
32 |
|
|
Финансовая отчетность в социальном проектировании |
1 |
групповое онлайн |
|
Рефлексия |
33 |
|
|
Заполнение отчетной документации |
1 |
групповое онлайн |
|
Творческая работа |
34 |
|
|
Президентские гранты: технологии оценки результатов проекта и социального эффекта |
1 |
групповое онлайн |
|
Практическая работа |
35 |
|
|
Как завершить проект и кого отблагодарить |
1 |
групповое онлайн |
|
Групповая динамика |
36 |
|
|
Подводя итоги |
1 |
групповое онлайн |
|
Проблемный диалог |
Итого |
36 |
|
Успешность реализации программы во многом зависит от условий - материально-технической базы, которая соответствует требованиям и нормам СанПиНа и правилам техники безопасности. Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо: звуковая аппаратура для проведения обучающих мероприятий, Интернет-ресурс, персональный компьютер; для обучающихся: мобильное устройство или компьютер с выходом в интернет и возможностью использования средств видео-конференцсвязи, аккаунт ВК, для связи с педагогами по учебным вопросам.
Реализация программы предполагает использование интернетисточников, электронных дидактических материалов и цифровых образовательных ресурсов. Информационные материалы подбираются в соответствии с целью и задачами каждого раздела и темы программы, отдельного занятия, возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Программу реализует педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными компетенциями в предметной области, знающий специфику дополнительного образования, имеющий практические навыки в сфере организации социального проектирования.
Важным элементом образовательного процесса является систематический контроль: входная, промежуточная и итоговая аттестации, текущий контроль.
Текущий контроль осуществляется регулярно в течение каждого занятия в форме наблюдения, опроса, бесед, тестирования, практической и самостоятельной работы.
Входная диагностика определяет уровень имеющихся знаний при поступлении детей на обучение, осуществляется в начале года в виде онлайнтестирования, а также в каждой группе определяется уровень мотивации.
Итоговое оценивание по результатам освоения ДООП представляет форму оценки степени и уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Социальное проектирование: гранты» в виде онлайн-тестирования, а также диагностика способностей к проектированию.
В начале учебного года:
- определение уровня знаний в области социально-проектной деятельности «Входная диагностика»;
- диагностика реализации потребностей в саморазвитии (Н.П. Фетискин).
По окончании обучения:
- определение уровня освоения пройденного программного материала
«Аттестация по итогам освоения ДООП»;
- диагностика способностей к проектированию (А.И. Савенков).
При работе по программе используются следующие методические материалы:
https://грант.будьвдвижении.рф/ https://президентскиегранты.рф/
https://ya-grajdanin.ru/exponents
https://fadm.gov.ru/directions/grant/
Основная форма организации образовательного процесса – дистанционное обучение. Занятие выстраивается в логической последовательности подачи материала, что способствует его восприятию, осмыслению, запоминанию и применению учащимися в практической деятельности.
Теоретическая часть занятия предусматривает устную подачу материала (рассказ, беседа, объяснение), практическая часть включает в себя выполнение практических заданий.
Образовательный процесс по программе «Основы социального проектирования» предусматривает групповые формы работы, которые стимулируют согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом обучения. Данный метод – это совокупность приемов и способов, с помощью которых учащиеся без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретенные знания, навыки и умения, а также овладевают новыми.
При работе по программе «Основы социального проектирования» педагогом используются такие формы педагогической деятельности, использование которых способствует развитию личностных качеств учащихся и раскрытию их творческого потенциала.
Ролевые игры позволяют обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации.
Проектная деятельность предполагает творческую самостоятельную работу учащихся по разработке собственного продукта с последующей презентацией результатов и защитой проекта.
Защита творческих работ – это самостоятельная работа учащихся, которая может выполняться индивидуально и группой.
Встреча с интересными людьми дает возможность учащимся стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса; демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека; развивать монологическую и диалогическую речь.
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.
Воспитательная работа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности и в соответствии с программой воспитания.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы, утверждаемом ежегодно на предстоящий год с учетом направлений воспитательной работы.
Цель воспитательной программы: воспитание социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности, непонимания в обществе.
Целевые ориентиры: готовность к защите Российского Отечества; осознанный опыт выполнения гражданских обязанностей; гражданское участие в жизни своего поселения; неприятие дискриминации, экстремизма, терроризма, коррупции; национальное, этнокультурное самосознание; ценностное отношение к отечественной культуре; уважение к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; способность к командной деятельности; готовность к анализу и представлению своей нравственной позиции; воли, настойчивости, последовательности, принципиальности, готовность к компромиссам в совместной деятельности; опыт социально значимой деятельности.
Задачи:
- формировать гражданственность, патриотизм и национальное самосознание на основе традиционных ценностей;
- подготовить к самостоятельной жизни и труду;
- формировать нравственную, эстетическую и экологическую культуру; - создать условия для социализации и саморазвития личности учащегося.
В воспитательной работе используются методы убеждений, упражнений, оценки и самооценки.
Методы убеждений – методы, с помощью которых формируются взгляды
(представления, понятия) учащихся и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами (повествование, диалог, диспут, инструктаж, развернутый рассказ).
Методы упражнений – методы, с помощью которых организуется деятельность учащихся, и стимулируются позитивные ее мотивы (поручения, различного вида задания, метод примера, показ образцов, педагогическое требование).
Методы оценки и самооценки – методы, с помощью которых стимулируются самооценки и оказывается помощь учащимся в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также оцениваются поступки учащихся (соревнование, поощрение, ситуация доверия, замечание, контроль и самоконтроль, критика и самокритика).
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Диспут – специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).
Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива) – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Кларин М.В. предлагает различать следующие разновидности дискуссии: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание.
Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты.
Ситуационно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.
Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательной сферы воспитанников.
Интеллектуальная игра – это реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения и развития обучающихся, которая основывается на применении участниками игры своего интеллекта, эрудиции, умение нестандартно мыслить, применять знания, полученные на занятиях и добытые самостоятельно, в необычной для обучающихся ситуации.
Ожидаемые результаты: осознана российская гражданская идентичность, сформирован патриотизм и национальное самосознание на основе традиционных ценностей; подготовлены к самостоятельной жизни и труду; сформирована нравственная, эстетическая и экологическая культура; созданы условия для социализации и саморазвития личности учащегося.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Направление деятельности |
Срок проведения |
Участники мероприятия |
1. |
«Социальное исследование в проектной деятельности» |
Социологический опрос |
Ценности научного познания |
Октябрь |
Обучающиеся творческого объединения |
2. |
«Встреча с представителем органа власти (специалистом в области молодежной политики)» |
Диалог |
Гражданское воспитание |
Март |
Обучающиеся творческого объединения |
3. |
«Открытие областной профильной смены «Я – гражданин России» |
Торжественная линейка |
Патриотическое воспитание |
Июнь |
Обучающиеся творческого объединения - участники летней смены |
1. Алешин, Я.Л. Социально-педагогическое проектирование процессов воспитания и обучения в общеобразовательной организации / Я.Л. Алешин, Е.Л. Бессараб // Педагогическое образование и наука. – 2019. – № 4. – С.57-62. 2. Бачков, Р.А. Методические рекомендации «Социальные проекты: разработка, реализация и оценка (оценивание)» подготовлено в рамках социального значимого проекта «Региональный ресурсный центр общественной инициативы «Содействие+». – Ставрополь, 2018 г. – 97 с.
3. Безносюк, Е.В. Специфика социально-педагогического
проектирования / Е.В. Безносюк, К.В. Шкуратько // Педагогика и психология в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – Грозный, 2019. – С. 572-577.
4. Белозерских, О.М. Методические рекомендации «Разрабатываем социальный проект. Технология разработки социального проекта. Основные требования к проекту и его оформлению» / Рефтенский СУВУ// - 2016
5. Близнецова, Е.В. Методическое пособие «21 шаг социального проектирования». – г. Добрянка: МБУ ДПО «МБЦ», 2017. – 29 с.
6. Старкова, В.Е. Социальное проектирование как средство социализации школьников [Электронный ресурс] /В.Е. Старкова, В.К. Довгяло//
Вестник ПГГПУ. –2015. - Режим
доступа:https://cуberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-kak-sredstvosotsializatsii-shkolnikov
7. Турсумбаева, Л.Ш. Практическое применение современных технологий обучения при проведении занятий по социальному проектированию / Л.Ш. Турсумбаева// Внешкольник Оренбуржья – 2022 - № 3. – С.31-33
8. Шнайдер, А.В. Детское социальное проектирование в современной школе как способ воспитания гражданина / А.В. Шнайдер // Внешкольник Оренбуржья. – 2020. – № 2. – С.17-19.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.