Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Социальное проектирование: гранты»

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 24.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Социальное проектирование: гранты» для обучающихся 16-17 лет
Иконка файла материала ДООП Социальные проекты. Гранты.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Социальное проектирование: гранты»

 

Возраст учащихся: 16-17 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Турсумбаева Лия Шарифовна, педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Стр.

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

3

1.

Пояснительная записка

3

 

1.1.

Направленность программы

3

 

1.2.

Уровень освоения программы

3

 

1.3.

Нормативные документы  

3

 

1.4.

Актуальность программы

5

 

1.5.

Педагогическая целесообразность программы

5

 

1.6.

Отличительные особенности программы

5

 

1.7.

Адресат программы  

6

 

1.8.

Объем и сроки освоения программы  

6

 

1.9.

Форма обучения

6

 

1.10.

Формы организации образовательного процесса

6

 

1.11

Режим занятий

6

2.

Цель и задачи программы

7

3.

Содержание программы

9

 

3.1.

Учебный план первого года обучения

9

 

3.2.

Учебный план второго года обучения

12

 

3.3.

Содержание учебного плана первого года обучения

12

 

3.4.

Содержание учебного плана второго года обучения

15

4.

Планируемые результаты

19

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

21

 

Календарный учебный график первого года обучения

21

 

Календарный учебный график второго года обучения

23

 

Условия реализации программы

25

 

Формы аттестации/контроля

25

 

Оценочные материалы

26

 

Методические материалы

26

 

Воспитательная деятельность

27

 

Список литературы

30

 

 

 

 

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Социальное проектирование: гранты» (ДООП) реализуется в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования.

1.1. Направленность программы

ДООП «Социальное проектирование: гранты» имеет социальногуманитарную направленность, которая позволит учащимся успешно социализироваться в обществе. Приоритетом данной направленности является формирование собственного мировоззрения, навыков общения и реалистичной «Я – концепции» (социальное и эмоциональное развитие), установление новых способов взаимодействия с социумом.

1.2. Уровень освоения программы

ДООП «Социальное проектирование: гранты» предоставляет возможность учащимся освоить содержательный материал в доступной форме на стартовом и базовом уровнях.

Содержание программного материала направлено на формирование ключевых компетентностей обучающихся, посредством проектной деятельности, которая предоставляет возможность самостоятельно выстроить алгоритм разработки проекта и подачи заявки на грантовый конкурс, что соответствует базовому уровню сложности.

1.3. Нормативные документы

ДООП «Социальное проектирование: гранты» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.);

Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);

Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10).

 Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10)

Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р) (ред. от 15.05.2023 г. № 1230-р);

Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 

Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»

(от 03.09.2019 г. № 467) (ред. от 21.04.2023 г.);

Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629);

Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. №

485 - пп);

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2) (разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); 

Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных

образовательных технологий»);

Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;

Уставом Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко» (утв. МО Оренбургской области от 27.05.2020 г. № 01-

21/769);

1.4. Актуальность программы

В современных концепциях воспитания подчеркивается важность социальной активности, творческой инициативы учащихся и развития личностного потенциала. Одним из основных инструментов реализации потенциала учащегося является социальное проектирование. Деятельность подростков в социальном проектировании направлена на конструктивное решение актуальной социальной проблемы. 

Современная социальная ситуация выражается в приобретении подрастающим поколением нового личностного опыта, общих представлений о тенденциях развития общества, а также самостоятельности при взаимодействии с представителями органов власти, общественными организациями, социальными партнерами. Приоритетным направлением при этом выступает создание и реализация социальных проектов с целью выявления механизмов и путей развития личностного потенциала учащихся.

1.5. Педагогическая целесообразность ДООП «Социальное проектирование: гранты» обусловлена возрастными возможностями юношеского (16-17 лет) возраста, которые связаны с приобретением личностных новообразований и ценностей в условиях социума. Именно у старшеклассников появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества. 

Данная программа, посредством взаимодействия учащихся с педагогами и сверстниками, будет способствовать раскрытию потенциала обучающихся в процессе проектной деятельности, раскрытию организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе, умением налаживать деловые контакты и распределять обязанности.

1.6. Отличительные особенности

В настоящее время существует немало программ по социальному проектированию, которые в своем большинстве реализуются на базе школ, где материалы программ тесно связаны с учебными предметами. Так, например, в программе Н.Р. Бурмасова «Социальное проектирование. Новое время» особое внимание уделяется реализации социальных проектов в сфере социальной работы, в программе Л.М. Чуяшова «Социальное проектирование: дорогою добра» – формированию ключевых компетентностей учащихся с помощью работы над социальным проектом. Отличительные особенности ДООП «Социальное проектирование: гранты» от уже существующих программ:

учебный материал включает конкретные примеры из практики отдельных школ, фирм, организаций, учреждений Оренбургской области (региональный компонент) и Российской Федерации;

теоретический материал отражает комплексное изучение социального проектирования, предоставляет возможность учащимся самостоятельной деятельности путем «проб и ошибок»;

на практических занятиях используются разнообразные формы работы:

проектный офис, работа с чек-листами, составление пазлов, групповая динамика.

1.7. Адресат программы. Обучающиеся 16-17 лет образовательных организаций Оренбургской области.

Благоприятным периодом для воспитания и развития лидерских качеств у учащихся является юношеский (16-17 лет) возраст, который связан с приобретением личностных новообразований в условиях социума. В юношеском возрасте повышается значимостью собственных ценностей, происходит развитие самосознания, усложняется отношение к себе и проявляется во все большей дифференцированности самооценок.

1.8. Объем и срок освоения программы

ДООП «Социальное проектирование: гранты» реализуется в объеме 36 часов.

Срок освоения программы 1 год.

1.9. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

1.10. Формы организации образовательного процесса.

Основные виды занятий:

индивидуальные или групповые занятия в дистанционном режиме: лекционные и практические online-занятия (самостоятельная работа, консультирование, творческие задания, разработка проектов и презентаций, КТД, социальные акции, конкурсы, игры и упражнения, smart-целеполагание, практикумы, кейсы) с применением ИКТ-технологий;

аудиторные занятия в каникулярный период два раза в год (лекции, тренинги, дискуссии, ролевые и деловые игры, практические и творческие занятия).

1.11. Режим занятий: 

очно (сессионный период, в каникулярное время): 2 раза в учебный год по 1 дню по 1 академическому часу, итого 2 академических часа; дистанционно (межсессионный период, в форме дистанционных занятий): 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

 

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование социально-активной личности учащегося средствами социального проектирования.

Задачи:

Воспитывающие:

-                      воспитывать готовность к участию, посредством реализации социально ориентированных проектов, в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны.

-                      воспитать ценностное отношение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев – историков, психологов, социологов, педагогов. 

Развивающие:

-                      развить навыки организации проектной деятельности (умение обобщать мнения нескольких людей, проявлять лидерские качества, планировать организацию совместной работы, распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы);

-                      формировать умения систематизировать критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;

-                      развить навыки взаимодействия с разными группами стейкхолдеров.

Образовательные:

-                      знакомить с понятиями: «грантовая поддержка», «ресурсная карта»,

«питчинг», «спичрайтинг»;

-                      знакомить с методикой формирования заявки на грант;

-                      знакомить с методикой ведения отчетной документации по проекту;

-                      знакомить с технологией использования цифровых платформ, программ и приложений для решения проектных задач с соблюдением правил информационной безопасности.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Учебный план

Тема

Дистанционное обучение

Формы аттестации/ контроля

1

Начало пути к большим проектам

1

-

1

Рефлексия

2

Жизнь как социальный проект

0,5

0,5

1

Опрос, диагностика

3

Грантовая поддержка социальных проектов

1

-

1

Рефлексия

4

Обзор лучших всероссийских проектов

-

1

1

Практическая работа

5

Региональные проекты, получившие грантовую поддержку

-

1

1

Практическая работа

6

Проектный цикл

0,5

0,5

1

Рефлексия

7

Актуальность социального проекта

0,5

0,5

1

Беседа

8

Как сделать проект креативным

-

1

1

Творческая работа

9

Стратегия социального проекта

1

-

1

Опрос

10

Результаты и устойчивость проекта

0,5

0,5

1

Рефлексия

11

Ресурсная карта проекта

-

1

1

Практическая работа

12

Стейкхолдеры проекта. Внешние и внутренние стейкхолдеры

1

-

1

Опрос

13

Способы взаимодействия с разными группами стейкхолдеров

-

1

1

Творческая работа

14

Классификация партнеров в социальном проектировании

0,5

0,5

1

Опрос

15

Поиск и привлечение партнеров

0,5

0,5

1

Самостоятельная работа 

16

Основные условия софинансирования проектов

1

-

1

Опрос

17

Модели финансовой поддержки

0,5

0,5

1

Групповая динамика

18

Риски в социальном проектировании

1

-

1

Рефлексия

19

Программы и приложения для решения проектных задач 

1

-

1

Наблюдение, самостоятельная работа

20

Использование цифровых платформ в проектировании

0,5

0,5

1

Творческая работа

21

Цифровая безопасность в социальном проектировании

1

-

1

Опрос

22

Инструменты организатора в проектной деятельности

-

1

1

Групповая динамика 

23

Путь участника проекта

-

1

1

Творческая работа 

24

Заявка на грант, разнообразие форм заявок

1

-

1

Опрос, групповая динамика

25

Подготовка и оформление заявки на грант

-

1

1

Практическая работа

26

Инструменты для анализа конкурсной заявки

-

1

1

Самостоятельная работа

27

Питчинг: как презентовать проект коротко и ясно

0,5

0,5

1

Творческая работа

28

Спичрайтинг: как создать текст выступления

-

1

1

Опрос 

29

Успешная презентация проекта в публичном пространстве

1

-

1

Творческая работа

30

Особенности оценки выступлений на грантовом конкурсе

0,5

0,5

1

Практическая работа

31

Реализация проекта. Заключение договора с фондом

1

-

1

Опрос

32

Финансовая отчетность в социальном проектировании

1

-

1

Рефлексия

33

Заполнение отчетной документации

-

1

1

Творческая работа

34

Президентские гранты: технологии оценки результатов проекта и социального эффекта

-

1

1

Практическая работа 

35

Как завершить проект и кого отблагодарить

0,5

0,5

1

Групповая динамика

36

Подводя итоги

-

1

1

Проблемный диалог

 

Всего:

17,5

18,5

36

 

 

3.2. Содержание учебного плана

Тема 1 «Начало пути к большим проектам»

Теория. Знакомство с учащимися. Инструктаж по технике безопасности. Краткий обзор курса «Основы социального проектирования» на второй год обучения. Обзор интернет-источников.

Тема 2 «Жизнь как социальный проект»

Теория. Жизнь отдельного учащегося, как его собственный проект. Сферы жизни общества, в которых определяющей является проектная деятельность. Взаимосвязь развития современного общества с развитием проектной деятельности.

Практика. Входная диагностика.

Тема 3 «Грантовая поддержка социальных проектов»

Теория. Определение понятия «грант». История развития грантовой поддержки в РФ и в мире. Виды грантовой поддержки. Обзор основных грантовых конкурсов, их особенности и возможности участия в этих конкурсах.

Тема 4 «Обзор лучших всероссийских проектов»

Практика. Групповая работа с паспортами и рецензиями лучших всероссийских проектов последних 3-х лет, которые получили грантовую поддержку фонда президентских грантов и выиграли конкурс «Родные города».

Тема 5 «Региональные проекты, получившие грантовую поддержку»

Практика. Групповая работа с паспортами и рецензиями лучших проектов Оренбургской области, которые получили грантовую поддержку фонда президентских грантов и выиграли всероссийские и региональные


конкурсы. Просмотр видео.

Тема 6 «Проектный цикл»

Теория. Проектный цикл по О. Марфину. Инициирование, планирование, реализация и завершение в проектном цикле.

Практика. Игра «Качество жизни: барьеры и трамплины».

Тема 7 «Актуальность социального проекта»

Теория. Инструменты исследования потребностей и вовлечения целевых групп в постановку проблемы. Формулировка проблемы. Источники показателей актуальности.

Практика. Игра «Качество жизни: барьеры и трамплины».

Тема 8 «Как сделать проект креативным»

Практика. Генерация идей для решения проблемы: игра по карточкам («Диксит»). Знакомство с технологиями креативного мышления: ассоциации, флеменги, мозговой штурм.

Тема 9 «Стратегия социального проекта»

Теория. Инструменты управления проектом. Планирование конкретных шагов по решению проблемы.

Тема 10 «Результаты и устойчивость проекта»

Теория. Дерево результатов (карта), устойчивость проекта, социальный эффект, измеримость результатов.

Практика. Групповая динамика «Карта результатов».

Тема 11 «Ресурсная карта проекта»

Практика. Практическая работа – решение кейса. Знакомство с понятием «ресурсная карта проекта»

Тема 12      «Стейкхолдеры проекта.    Внешние   и       внутренние стейкхолдеры»

Теория. Кого называют стейкхолдерами проекта? Внешние и внутренние стейкхолдеры, их отличия. Основы создания карты стейкхолдеров. Методика работы с картой стейкхолдеров.

Тема 13      «Способы взаимодействия с        разными   группами стейкхолдеров»

Практика. Работа в фокус-группах по взаимодействию с предложенными группами стейкхолдеров.

Тема 14 «Классификация партнеров в социальном проектировании»

Теория. Классификация партнеров по видам ресурсов. Характеристика и особенности каждой группы партнеров.

Практика. Решение кейсов по определению необходимой группы партнеров для того или иного проекта.

Тема 15 «Поиск и привлечение партнеров»

Теория. Интересы партнерских взаимоотношений. Формы обращения к потенциальным партнерам. Способы взаимодействия с партнерами на протяжении всей реализации социального проекта. Основные правила при работе с партнерами.

Практическая работа по составлению письменного обращения

к потенциальному партнеру. Самостоятельная проверка результата по чеклистам.

Тема 16 «Основные условия софинансирования проекта»

Теория. Появление механизма софинансирования. Статистика по поддержки региональных проектов. Статистика по активности НКО в фонде президентских грантов. 

Тема 17 «Модели финансовой поддержки»

Теория. Модели финансовой поддержки на грантовых конкурсах. Возможные индикаторы получения поддержки на региональном и федеральном уровне. Сопровождение поддержанных инициатив.

Практика. Групповая динамика по индикаторам получения поддержки. Тема 18 «Риски в социальном проектировании»

Теория. Риск, диверсионный анализ, реестр рисков для проекта, система «Светофор» – качественный анализ рисков, управление рисками.

Тема 19 «Программы и приложения для решения проектных задач»

Теория. Цифровые системы управления задачами для планирования проектной деятельности.

Тема 20 «Использование цифровых платформ в проектировании»

Теория. Цифровые платформы для организации встреч и работы в онлайнформате. Цифровые сервисы по созданию, интерактивных плакатов, коллажей. Облачные сервисы.

Практика. Самостоятельная работа по созданию дорожной карты, интерактивных плакатов, облака слов и коллажей с использованием цифровых сервисов.

Тема 21 «Цифровая безопасность в социальном проектировании»

Теория. Кибербезопасность. Кибергигиена. Методы защиты и средства защиты данных. Персональные данные. Виды ответственности. Социальная инженерия, фарминг, фишинг, вредоносные ПО, подмена домена. Современные угрозы в интернете. Правила безопасности.

Тема 22 «Инструменты организатора в проектной деятельности» Практика. Практическая работа по созданию интеллект-карты проекта (MindMap); пользовательских историй (UserStory), дорожной карты.

Тема 23 «Путь участника проекта»

Практика. Творческая работа: изображение пути участника в рамках проекта. Польза для участника проекта. Подарки, навыки, знакомства, признание, знания.

Тема 24 «Заявка на грант, разнообразие форм заявок»

Теория. Проектная заявка на грантовый конкурс. Распространенные ошибки заявителей. Обзор заявок на разные конкурсы.

Тема 25 «Подготовка и оформление заявки на грант»

Практика. Работа в группах по оформлению заявок на конкурсы: фонда президентских грантов, на грант Росмолодежи, на конкурс «Родные города».

Тема 26 «Инструменты для анализа конкурсной заявки»

Самостоятельная работа. Чек-лист по самопроверке заявки:

что из себя представляет и как работать по каждой позиции чек-листа.

Критерии оценки заявки проекта на грантовых конкурсах.

Тема 27 «Питчинг: как презентовать проект коротко и ясно»

Теория. Презентация. Типы презентаций проекта. Цель и функции презентации проекта, целевая аудитория (слушатели). Определение «питч». Структура презентации, контент, сторителлинг.

Практика. Творческая работа: подготовка и выступление в формате питча.

Тема 28 «Спичрайтинг: как создать текст выступления»

Практика. Самостоятельная работа по изучению спичрайтинга и создание текста публичного выступления по этапам, представленным в дидактической карте. 

Тема 29 «Успешная презентация проекта в публичном пространстве»

Теория. Просмотр и обсуждение мастер-класса Владимира Волошина о том, как успешно презентовать свой социальный проект в публичном пространстве.

Тема 30 «Особенности оценки выступлений на грантовом конкурсе»

Теория. Система экспертизы проектов на конкурсе грантов. Полный набор критериев, по которым эксперты оценивают проекты в конкурсе президентских грантов. Механизм формирования среднего балла и порядок применения коэффициентов значимости для проектов с запрашиваемыми суммами.

Практика. Практическая работа по чек-листам.

Тема 31 «Реализация проекта. Заключение договора с фондом»

Теория. Подготовка к заключению договора. Схема работы с банком. Проверка и согласование документов. Подписание договора через систему электронного документооборота. Сопровождение проектов грантодателями.

Тема 32 «Финансовая отчетность в социальном проектировании»

Теория. Оформление документов при реализации проектов. Особенности расчета наличными средствами. Организация бухгалтерского учета.

Финансовая отчетность.

Тема 33 «Заполнение отчетной документации»

Практика. Практическая работа: Оформление аналитической части отчета, внесение изменений в проект.

Тема 34 «Президентские гранты: технологии оценки результатов проекта и социального эффекта»

Практика. Практическая работа с оценочными листами по экспертизе проектов и оценке социального эффекта от реализации проектов, получивших гранты.

Тема 35 «Как завершить проект и кого отблагодарить»

Теория. Формы получения обратной связи от участников, партнеров, экспертов и команды проекта. Организация afterparty.

Практика. Групповая работа: оформление благодарственных писем.

Тема 36 «Подводя итоги»

Проблемный диалог по изученным темам второго года


обучения. Подведение итогов за два года обучения. Инструктаж по технике безопасности поведения в период летних каникул.

 

4. Планируемые результаты

 

Личностные результаты:

-                      сформирована готовность к участию, посредством реализации социально ориентированных проектов, в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;

-                      сформировано ценностное отношение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев – историков, психологов, социологов, педагогов. 

Метапредметные результаты:

-                      сформирован навыки организации проектной деятельности (умение обобщать мнения нескольких людей, проявлять лидерские качества, планировать организацию совместной работы, распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы)

-                      сформированы умения систематизировать критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;

-                      освоены навыки взаимодействия с разными группами стейкхолдеров.

Предметные результаты:

-                      усвоены      понятия:     «грантовая поддержка»,        «ресурсная карта»,

«питчинг», «спичрайтинг»;

-                      освоен навык формирования заявки на грант;

-                      освоена методика ведения отчетной документации по проекту;

-                      освоены технологии использования цифровых платформ, программ и приложений и приложений для решения проектных задач с соблюдением правил информационной безопасности.

 

             

II.      КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

п/п

Дата

Время

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Мест о

провед ения

Форма контроля

Межсессионный период

 

 

1

 

 

Начало пути к большим проектам

1

групповое

онлайн

 

Рефлексия

2

 

 

Жизнь как социальный проект

1

групповое

онлайн

 

Опрос, диагностика

3

 

 

Грантовая поддержка социальных проектов

1

групповое

онлайн

 

Рефлексия

4

 

 

Обзор лучших всероссийских проектов

1

групповое

онлайн

 

Практическая работа

5

 

 

Региональные проекты, получившие грантовую поддержку

1

групповое

онлайн

 

Практическая работа

6

 

 

Проектный цикл

1

групповое

онлайн

 

Рефлексия

7

 

 

Актуальность социального проекта

1

групповое

онлайн

 

Беседа

8

 

 

Как сделать проект креативным

1

групповое

онлайн

 

Творческая работа

Сессионный период

 

 

9

 

 

Стратегия социального проекта

1

групповое

 

Опрос

Межсессионный период

 

 

10

 

 

Результаты и устойчивость проекта

1

групповое

онлайн

 

Рефлексия

11

 

 

Ресурсная карта проекта

1

групповое

онлайн

 

Практическая работа

12

 

 

Стейкхолдеры проекта.

Внешние и внутренние стейкхолдеры

1

групповое

онлайн

 

Опрос

13

 

 

Способы взаимодействия с разными группами стейкхолдеров

1

групповое

онлайн

 

Творческая работа

14

 

 

Классификация партнеров в социальном проектировании

1

групповое

онлайн

 

Опрос

15

 

 

Поиск и привлечение партнеров

1

групповое

онлайн

 

Самостоятель ная работа 

16

 

 

Основные условия софинансирования проектов

1

групповое

онлайн

 

Опрос

17

 

 

Модели финансовой поддержки

1

групповое

 

Групповая

 

п/п

Дата

Время

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Мест о

провед ения

Форма контроля

 

 

 

 

 

онлайн

 

динамика

18

 

 

Риски в социальном проектировании

1

групповое

онлайн

 

Рефлексия

19

 

 

Программы и приложения для решения проектных задач

1

групповое

онлайн

 

Наблюдение, самостоятель ная работа

20

 

 

Использование цифровых платформ в проектировании

1

групповое

онлайн

 

Творческая работа

21

 

 

Цифровая безопасность в социальном проектировании

1

групповое

онлайн

 

Опрос

22

 

 

Инструменты организатора в проектной деятельности

1

групповое

онлайн

 

Групповая

динамика 

23

 

 

Путь участника проекта

1

групповое

онлайн

 

Творческая работа

24

 

 

Заявка на грант, разнообразие форм заявок

1

групповое

онлайн

 

Опрос, групповая динамика

25

 

 

Подготовка и оформление заявки на грант

1

групповое

онлайн

 

Практическая работа

26

 

 

Инструменты для анализа конкурсной заявки

1

групповое

онлайн

 

Самостоятель ная работа

27

 

 

Питчинг: как презентовать проект коротко и ясно

1

групповое

онлайн

 

Творческая работа

28

 

 

Спичрайтинг: как создать текст выступления

1

групповое

онлайн

 

Опрос 

Сессионный период

29

 

 

Успешная презентация проекта в публичном пространстве

1

групповое

 

Творческая работа

Межсессионный период

30

 

 

Особенности оценки выступлений на грантовом

конкурсе

1

групповое

онлайн

 

Практическая работа

31

 

 

Реализация проекта. Заключение договора с фондом

1

групповое

онлайн

 

Опрос

32

 

 

Финансовая отчетность в социальном проектировании

1

групповое

онлайн

 

Рефлексия

33

 

 

Заполнение отчетной документации

1

групповое

онлайн

 

Творческая работа

34

 

 

Президентские гранты:

технологии оценки результатов проекта и социального эффекта

1

групповое

онлайн

 

Практическая работа 

35

 

 

Как завершить проект и кого отблагодарить

1

групповое

онлайн

 

Групповая динамика

36

 

 

Подводя итоги

1

групповое

онлайн

 

Проблемный диалог

Итого

36

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Успешность реализации программы во многом зависит от условий - материально-технической базы, которая соответствует требованиям и нормам СанПиНа и правилам техники безопасности. Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимо: звуковая аппаратура для проведения обучающих мероприятий, Интернет-ресурс, персональный компьютер; для обучающихся: мобильное устройство или компьютер с выходом в интернет и возможностью использования средств видео-конференцсвязи, аккаунт ВК, для связи с педагогами по учебным вопросам.

Информационное обеспечение

Реализация программы предполагает использование интернетисточников, электронных дидактических материалов и цифровых образовательных ресурсов. Информационные материалы подбираются в соответствии с целью и задачами каждого раздела и темы программы, отдельного занятия, возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными компетенциями в предметной области, знающий специфику дополнительного образования, имеющий практические навыки в сфере организации социального проектирования.  

 

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

Важным элементом образовательного процесса является систематический контроль: входная, промежуточная и итоговая аттестации, текущий контроль.

Текущий контроль осуществляется регулярно в течение каждого занятия в форме наблюдения, опроса, бесед, тестирования, практической и самостоятельной работы.

Входная диагностика определяет уровень имеющихся знаний при поступлении детей на обучение, осуществляется в начале года в виде онлайнтестирования, а также в каждой группе определяется уровень мотивации.

Итоговое оценивание по результатам освоения ДООП представляет форму оценки степени и уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной          общеразвивающей        программы          «Социальное проектирование: гранты» в виде онлайн-тестирования, а также диагностика способностей к проектированию.  

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В начале учебного года:

-                       определение уровня знаний в области социально-проектной деятельности «Входная диагностика»;

-                       диагностика реализации потребностей в саморазвитии (Н.П. Фетискин).

По окончании обучения:

-                       определение уровня освоения пройденного программного материала

«Аттестация по итогам освоения ДООП»;

-                       диагностика способностей к проектированию (А.И. Савенков).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

При работе по программе используются следующие методические материалы:

https://грант.будьвдвижении.рф/ https://президентскиегранты.рф/

https://ya-grajdanin.ru/exponents

https://fadm.gov.ru/directions/grant/

Основная форма организации образовательного процесса – дистанционное обучение. Занятие выстраивается в логической последовательности подачи материала, что способствует его восприятию, осмыслению, запоминанию и применению учащимися в практической деятельности. 

Теоретическая часть занятия предусматривает устную подачу материала (рассказ, беседа, объяснение), практическая часть включает в себя выполнение практических заданий. 

Образовательный процесс по программе «Основы социального проектирования» предусматривает групповые формы работы, которые стимулируют согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. 

Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом обучения.  Данный метод – это совокупность приемов и способов, с помощью которых учащиеся без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретенные знания, навыки и умения, а также овладевают новыми.

При работе по программе «Основы социального проектирования» педагогом используются такие формы педагогической деятельности, использование которых способствует развитию личностных качеств учащихся и раскрытию их творческого потенциала. 

Ролевые игры позволяют обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации.

Проектная деятельность предполагает творческую самостоятельную работу учащихся по разработке собственного продукта с последующей презентацией результатов и защитой проекта.

Защита творческих работ – это самостоятельная работа учащихся, которая может выполняться индивидуально и группой.

Встреча с интересными людьми дает возможность учащимся стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса; демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека; развивать монологическую и диалогическую речь.

 

Воспитательная работа  

Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

Воспитательная работа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности и в соответствии с программой воспитания.

Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы, утверждаемом ежегодно на предстоящий год с учетом направлений воспитательной работы.

Цель воспитательной программы: воспитание социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности, непонимания в обществе.

Целевые ориентиры: готовность к защите Российского Отечества; осознанный опыт выполнения гражданских обязанностей; гражданское участие в жизни своего поселения; неприятие дискриминации, экстремизма, терроризма, коррупции; национальное, этнокультурное самосознание; ценностное отношение к отечественной культуре; уважение к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; способность к командной деятельности; готовность к анализу и представлению своей нравственной позиции; воли, настойчивости, последовательности, принципиальности, готовность к компромиссам в совместной деятельности; опыт социально значимой деятельности.

Задачи:

-          формировать гражданственность, патриотизм и национальное самосознание на основе традиционных ценностей;  

-          подготовить к самостоятельной жизни и труду;  

-          формировать нравственную, эстетическую и экологическую культуру;  - создать условия для социализации и саморазвития личности учащегося.

В воспитательной работе используются методы убеждений, упражнений, оценки и самооценки.

Методы убеждений – методы, с помощью которых формируются взгляды

(представления, понятия) учащихся и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами (повествование, диалог, диспут, инструктаж, развернутый рассказ).

Методы упражнений – методы, с помощью которых организуется деятельность учащихся, и стимулируются позитивные ее мотивы (поручения, различного вида задания, метод примера, показ образцов, педагогическое требование).

Методы оценки и самооценки – методы, с помощью которых стимулируются самооценки и оказывается помощь учащимся в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также оцениваются поступки учащихся (соревнование, поощрение, ситуация доверия, замечание, контроль и самоконтроль, критика и самокритика).

Формы воспитательной работы

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Диспут – специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива) – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Кларин М.В. предлагает различать следующие разновидности дискуссии: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание.

Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты.

Ситуационно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательной сферы воспитанников.

Интеллектуальная игра – это реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения и развития обучающихся, которая основывается на применении участниками игры своего интеллекта, эрудиции, умение нестандартно мыслить, применять знания, полученные на занятиях и добытые самостоятельно, в необычной для обучающихся ситуации.

Ожидаемые результаты: осознана российская гражданская идентичность, сформирован патриотизм и национальное самосознание на основе традиционных ценностей; подготовлены к самостоятельной жизни и труду; сформирована нравственная, эстетическая и экологическая культура; созданы условия для социализации и саморазвития личности учащегося.

 

Календарный план воспитательной работы 

 

п/п

Наименование мероприятия

Форма проведения

Направление деятельности

Срок проведения

Участники мероприятия

1.  

«Социальное исследование в проектной деятельности»

Социологический опрос

Ценности научного познания

Октябрь

Обучающиеся творческого объединения

2.  

«Встреча с представителем органа власти (специалистом в области молодежной политики)»

Диалог

Гражданское воспитание

Март

Обучающиеся творческого объединения

3.  

«Открытие областной профильной смены «Я – гражданин России»

Торжественная линейка

Патриотическое воспитание

Июнь

Обучающиеся творческого объединения - участники летней смены

          

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Алешин, Я.Л. Социально-педагогическое проектирование процессов воспитания и обучения в общеобразовательной организации / Я.Л. Алешин, Е.Л. Бессараб // Педагогическое образование и наука. – 2019. – № 4. – С.57-62. 2. Бачков, Р.А. Методические рекомендации «Социальные проекты: разработка, реализация и оценка (оценивание)» подготовлено в рамках социального значимого проекта «Региональный ресурсный центр общественной инициативы «Содействие+». – Ставрополь, 2018 г. – 97 с.

3.                  Безносюк,   Е.В.   Специфика          социально-педагогического

проектирования / Е.В. Безносюк, К.В. Шкуратько // Педагогика и психология в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – Грозный, 2019. – С. 572-577.

4.                  Белозерских, О.М. Методические рекомендации «Разрабатываем социальный проект. Технология разработки социального проекта. Основные требования к проекту и его оформлению» / Рефтенский СУВУ// - 2016

5.                  Близнецова, Е.В. Методическое пособие «21 шаг социального проектирования». – г. Добрянка: МБУ ДПО «МБЦ», 2017. – 29 с.

6.                  Старкова, В.Е. Социальное проектирование как средство социализации школьников [Электронный ресурс] /В.Е. Старкова, В.К. Довгяло//

Вестник                ПГГПУ.                –2015.                                -                Режим

доступа:https://cуberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-kak-sredstvosotsializatsii-shkolnikov

7.                  Турсумбаева, Л.Ш. Практическое применение современных технологий обучения при проведении занятий по социальному проектированию / Л.Ш. Турсумбаева// Внешкольник Оренбуржья – 2022 - № 3. – С.31-33

8.                  Шнайдер, А.В. Детское социальное проектирование в современной школе как способ воспитания гражданина / А.В. Шнайдер // Внешкольник Оренбуржья. – 2020. – № 2. – С.17-19.