«Развитие координационных способностей обучающихся
по средствам игры в баскетбол»
Основной задачей развития физкультурно-спортивного движения в нашей стране является максимальное вовлечение детей, подростков и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом. Особой популярностью пользуются занятия массовыми видами спорта такими, как: баскетбол, волейбол, легкая атлетика и др.
Баскетбол – атлетическая спортивная игра, один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, обучающиеся становятся сильными, быстрыми, ловкими и смелыми, воспитывая в себе меткость, развивается координация, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Эмоциональная игра поднимает настроение школьнику, делает его коммуникабельным и контактным.
Занятия баскетболом на уроках физической культуре способствует разносторонней подготовке. Разнообразие движений в баскетболе (ходьба, бег, остановки, прыжки, повороты, ловли, броски и ведение мяча) способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ и деятельность всех систем организма занимающегося. Занятия баскетболом, так же помогают формировать школьнику настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма.
Процесс обучению навыков в баскетболе состоит из взаимосвязи моральной, психологической, технико-практической, теоретической и интегральной, общей и специальной физической подготовки. На соревнованиях проявляются технические навыки игроков и умения применить их в зависимости от сложившейся игровой ситуации, умение выдерживать физически и психически соревновательные нагрузки, напряжения. Все это должно реализовать в единстве физической, технической, тактической и психологической подготовленности в соревновательной деятельности. Во многом успех состязания зависит от уровня развития физических качеств, в частности – координационных способностей.
Развитие координационных способностей способствует и совершенствования мастерства в любом виде спорта, в том числе и в баскетболе. Известно, что в физическом воспитании для развития координации движения, возможно, использовать игровой метод. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях, регламентированных установленными правилами игры. Исследование влияния игрового метода, в частности – командных подвижных игр на развитие координационных способностей позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса подготовки баскетболистов в общеобразовательной школе.
Координационные способности помогают школьнику осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки и умения во внезапно меняющейся игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия. Важнейшая роль принадлежит ловкости при изучении и совершенствовании спортивной техники. Способность быстро и точно овладевать новыми движениями зависит от накопленного баскетболистом запаса двигательных навыков и функциональных возможностей.
В процессе овладения новыми приемами техники запас элементов движений способствует их объединению в более сложные двигательные навыки. Поэтому одним из главных средств развития координационных способностей являются упражнения с элементами новизны, связанные с преодолением координационных трудностей. Наиболее распространены такие средства воспитания координационных способностей: элементы акробатики и гимнастики, спортивные игры, позволяющие расширить диапазон вариативности двигательных навыков.
Однако, учитывая специфику проявления координационных способностей в баскетболе, целесообразно подбирать такие упражнения, которые по своему содержанию и характеру приближались бы к специфике игры. Так, для развития ловкости в передвижениях спортсмены выполняют специализированные упражнения и участвуют в играх с характерными для баскетбола сочетаниями: быстрая реакция — стартовое ускорение — дистанционная скорость — одновременно приёмы с мячом и решение тактических задач.
Наибольшее значение для развития координационных способностей имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы:
- Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
- Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие;
- Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Координационные способности, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.
При этом широко используют различные методические приемы для развития координационных способностей обучающихся:
Для развития координационных способностей в быстро меняющихся игровых ситуациях рекомендуются упражнения типа преодоления полосы препятствий, выполняемые в быстром темпе один за другим.
1. Мяч подкинуть вверх, поймать сзади и наоборот.
2. “Восьмерка”– обвести мяч под одной ногой и под другой. Ноги широко врозь, сгибается та нога, под которой проносится мяч.
3. Мяч зажать голенью, подпрыгнуть, мяч поймать.
4. Из положения сидя подбросить мяч вверх, встать и поймать мяч.
5. И.п. – стоя спиной друг к другу, ноги на ширине плеч. Передача мяча сбоку (по кругу) влево и вправо. Первый партнер, поворачивая туловище влево, передает мяч второму. Второй, приняв его справа, поворачивается влево и передает мяч первому, который поворачивается вправо.
6. И.п.– стойка ноги врозь, спиной друг к другу. Передача мяча над головой и между ногами.
7. И.п. – стоя в затылок друг другу на расстоянии большого шага, ноги на ширине плеч. Первый партнер, стоя впереди, держит мяч внизу. Затем, наклоняясь назад, поднимает руки вверх и передает его партнеру. Второй, получив мяч вверху, опускает его вниз и передает снова в руки первого, который также выполняет наклон вперед и принимает мяч между ногами. Затем партнеры меняются ролями.
Подобные упражнения проводят в виде состязаний двух команд, фиксируя время, затраченное командами на преодоление препятствий. Необходимо учитывать, что они требуют не только физических усилий, но и значительного нервного напряжения. Поэтому в одно занятие целесообразно включать много таких упражнений. Вводить их в урок следует в начале основной части. При нынешнем развитии спортивных достижений выдающиеся показатели возможны только в результате правильной всесторонней технической подготовленности школьников, для чего необходимо в равной степени владеть всеми известными приёмами и всеми способами их выполнения. Особенности непрерывной игровой подготовки в связи с возрастом представляются следующими: младший возраст – акцент на обучении посредством игры; постоянное включение в учебный процесс подвижных игр и эстафет.
Работая с обучающимися 14-16-летних, учитель должен заботиться об общей перспективе процесса формирования игровых навыков, и в то же время соизмерять это с большей детализацией специфических нужд каждого школьника: что у него (нее) не получается? Над чем ей (eму) следует работать, чтобы реализовать свои возможности? В этом возрасте учитель больше работает над специальной физической подготовкой, принимая во внимание личностные характеристики каждого обучающего. Учитель также должны уделять больше времени развитию умений принимать тактические решения и начинать работать над основными аспектами командной тактики игры.
Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке. Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.
Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей, прежде всего на занятиях со школьниками приводит к тому, что они:
— значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;
— постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);
— приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
— испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями, что способствует проведению уроков физической культуры более интересными и увлекательными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.