Развитие лексико-грамматических категорий языка и связной речи.
Оценка 4.9

Развитие лексико-грамматических категорий языка и связной речи.

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
01.12.2023
Развитие лексико-грамматических категорий языка и связной речи.
Развитие лексико-грамматических категорий языка и связной речи.
DOC Занятие ЗИМА.doc

Государственное бюджетное учреждение

 «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» Нижегородского района города Нижнего Новгорода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка и связной речи

на  тему «Зима»

для детей 6-7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Составила:

  учитель-логопед

  Кирюхина Н.В.

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород,  2023 г.

Цель: развитие связной монологической и диалогической речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

● образовательные:

- активизировать словарь по лексической теме  «Зима»;

- упражнять в составлении рассказов с опорой на схему;

- отрабатывать грамматические категории:

образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных,

подбирать прилагательные и глаголы к существительным,

подбирать существительные к прилагательным;

- продолжать формировать у детей целостный образ предметов (складывание разрезных картинок разной конфигурации).

● коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать мыслительные процессы.

● воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Зима», стулья по количеству детей, разрезные картинки на зимнюю тематику, бусы по количеству детей, мяч.

 

Организационный момент

Звучит спокойная музыка, воспитанники спокойно друг за другом входят в зал, здороваются.

 Логопед: Сначала сядет тот, у кого в одежде есть синий цвет, затем красный и т.д.  Дети садятся на стульчики.

Логопед:       Я вам загадаю загадку:

                          Снег на полях,

                          Лёд на реках,

                          Вьюга гуляет,

                          Когда это бывает? (зимой)

На экране появляется картинка с изображением зимнего пейзажа

Основная часть

Логопед: Сегодня мы будем говорить о зиме. У меня ещё есть для вас загадки о зимних явлениях природы.

Отгадывание загадок

            С неба звёзды падают, лягут на поля,

Пусть под ними скроется чёрная земля,

Много-много звёздочек тонких, как стекло.

Звёздочки холодные, а земле тепло! (снег)

На экране появляется картинка с изображением падающего снега

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз! (мороз)

На экране появляется картинка с изображением морозных узоров.

 

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать ничего не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (метель)

На экране появляется картинка с изображением метели.

 

Составление рассказа  о зиме с опорой на схему.

Логопед: А теперь, ребята,  попробуйте описать зиму с помощью схемы.

На экране появляется схема для описания времени года.

Какое зимой солнце?  (холодное, светит, но не греет)

Какое зимой небо?  (голубое, серое, облачное, ясное)

Чем  зимой покрыта земля?  (снегом)

Как зимой выглядят деревья?  (без листьев, покрыты снегом)

Как зимой одеваются люди?  (в тёплую одежду)

Как  зимуют животные?  (меняют шубку на тёплую, меняют цвет шубы, некоторые животные впадают в спячку и т.д.)

Что делают зимой птицы?  (многие птицы улетели на юг, остались зимующие)

Чем ребята занимаются зимой на улице?  (лепят снеговиков, кидаются снежками, катаются  на лыжах, санках, коньках)

 

Физкультминутка «Зимушка-зима»

Логопед: А теперь немного отдохнем. 

Здравствуй, Зимушка-зима!          (поклоны)

Что в подарок принесла?              (развести руки в стороны)

Белый снег пушистый,                   (присесть, провести руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый                         (встать, поднимать руки вверх и опускать вниз)

Лыжи, санки и коньки                   (имитация движений лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки!                        (поднять руки вверх, крутить «фонарики»)

 

Подбери слова

Логопед: Немного отдохнули, а теперь поиграем в игру

Подбор  слов-признаков.

Логопед: - Вы говорили, что зимой падает снег, а какой он?

(белый, пушистый, искристый, холодный)

- А река зимой какая?

(снежная, ледяная, замёрзшая, блестящая, скользкая)

- А небо зимой какое?

(пасмурное, ясное, чёрное, звёздное, облачное)

- А сугробы какие?

(белые, холодные, большие, глубокие)

Подбор слов-предметов.

Логопед: - А теперь будем подбирать другие слова, слова-предметы.  О чём можно сказать:

- Морозный?

(День, вечер, воздух, ветер)

- Холодная?

(Погода, зима, ночь, сосулька)

- Снежное?

(Дерево, озеро, облако)

- Ледяные?

(Дороги, лужи, реки, озёра, горки)

Подбор слов-действий.

Логопед: - А теперь подберём слова-действия. Зимой бывает мороз.

- А что мороз делает?

(Трещит, щиплет, кусает, морозит)

- А снег что делает?

(Падает, идёт, летит, ложится, блестит, сыпет)

- А метель что делает?

(Воет, метёт, вьюжит, заметает)

- А дети что делают?

(Гуляют, катаются, играют, лепят, веселятся)

 

Собери картинку

Логопед: - Молодцы, много слов подобрали. А больше всего о том, чем дети занимаются зимой на улице. У вас на столе лежат разрезные картинки о зимних забавах. Соберите картинку и составьте предложение о том, что там изображено.

Дети лепят снеговика.

Мальчик катается на лыжах.

Девочка катает малыша на санках. и т.д.

 

Скажи ласково (в круге с мячом)

Логопед: Вот сколько забав бывает зимой у детей, как радуют нас снег, лёд, мороз. Тот, кому я брошу мяч, скажет  ласково о зимних явлениях.

Лёд – ледок

Снег – снежок

Холод – холодок

Ветер – ветерок

Горка – горочка

Санки – саночки

Мороз – морозец

Зима – зимушка

 

Игра с бусами  (пальчиковая игра за столом)

Логопед: Ребята, какой замечательный праздник бывает зимой? (Новый год)

Во всех домах на новый год наряжают ёлки и мы с вами приготовим игрушки для будущей ёлочки.

На экране появляется изображение новогодней ёлки.

Положим бусы в шкатулочки                 (положить бусы в одну ладонь, а другой закрыть)

Послушаем, как они звенят                    (поднести к правому уху, а затем к левому)

Сделаем снежный ком                            (сделать окружность на столе)

А теперь делаем  игрушки                      (дети по желанию изменяют положение  бус, изображая контуры разных предметов)

Логопед: А теперь встанем в круг, взявшись за руки, рядышком, как бусинки и пожелаем друг другу что-нибудь хорошее (дети говорят друг другу добрые слова).

 

Рефлексия

Логопед: Наше занятие подошло к концу, напомните мне, чем мы сегодня  занимались. (дети вспоминают, о чём было занятие)


Государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка»

Государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка»

Цель: развитие связной монологической и диалогической речи детей дошкольного возраста

Цель: развитие связной монологической и диалогической речи детей дошкольного возраста

Какой это мастер На стёкла нанёс

Какой это мастер На стёкла нанёс

А сугробы какие? (белые, холодные, большие, глубокие)

А сугробы какие? (белые, холодные, большие, глубокие)

Во всех домах на новый год наряжают ёлки и мы с вами приготовим игрушки для будущей ёлочки

Во всех домах на новый год наряжают ёлки и мы с вами приготовим игрушки для будущей ёлочки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2023