Конспект урока по русскому языку 3 класс «Сложные слова».
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Сложные слова».

Оценка 4.8
doc
08.01.2025
Конспект урока по русскому языку 3 класс «Сложные слова».
21.11 русский.doc

Русский язык 21.11                         Тема урока: «Сложные слова».

Цели урока:

·        познакомить учащихся со сложными словами, дать понятие «сложное слово», научить находить сложные слова, определять в них корни,

·        развивать умения   классифицировать, анализировать, делать выводы, развивать речь учащихся и орфографическую зоркость,

·        на материале урока воспитывать интерес к языку, слову.

Планируемые результаты.

Предметные: уметь находить и выделять признаки сложных слов, уметь употреблять соединительные гласные о и е.

Метапредметные:

познавательные – формулировать ответы на вопросы, строить рассуждения, выделять существенную информацию из текста;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку;

коммуникативные – задавать вопросы, участвовать в диалоге и совместной работе, развитие умения работать в паре.

Личностные: высказывать свое мнение, проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику, мотивировать свои действия, считаться с мнением другого человека, развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со сверстниками.

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

 

  -Урок русского языка. Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.

 - Я хочу вам пожелать удачи и активной работы на уроке.

 - Сегодня мы с вами продолжим раскрывать секреты русского языка.

 

III. Словарная работа.

 - Эти буквы часто являются безударными в словарных словах, которые мы сейчас вспомним и запишем.

 - Итак, словарная работа. Записываем слова, обозначаем ударение, подчеркиваем безударную гласную. (Один у доски)

     Горох, овёс, мороз, пшеница, орех, погода, восток, петрушка, столица.

IV.Актуализация опорных знаний.

 

 - А сейчас вспомним то, что проходили на прошлых уроках.

 - К слову «лист» подберём и запишем однокоренные слова.

(Один учащийся – у доски.)

     Лист – листик, листочек, листовая, листопад.

 - Как называются записанные вами слова? (однокоренные)

 - Какие слова называются однокоренными?

(Слова, которые имеют один корень и близки по смыслу)

 - А что такое корень слова?

(Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

 - Выделите корень в словах.

 - В каком слове возникло затруднение? (листопад)

 - Какой вопрос возникает?

 - Сколько корней в слове?

 - Для ответа на этот вопрос проведём исследование. Что значит слово «листопад»?

(Это, когда листья падают)

 - Сколько будет корней в слове? Выделите их.

 - В чём особенность данного слова?

(Это слово имеет два корня)

V. Сообщение темы и целей урока.

 - Такие слова имеют своё название. Попробуйте дать им название. Может кто-то уже знает, как они называются?

 (Сложные слова.)

- Тема нашего урока  «Сложные слова».

- Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений.

·        Мы узнаем… (какие слова называются сложными).

·        Мы познакомимся…(как пишутся такие слова).

·        Мы будем учиться…(находить сложные слова, составлять их)

                                                 

    VI.Изучение нового материала.

1)Наблюдение над сложными словами.

- А сейчас проведём наблюдение над сложными словами, которое поможет нам сформулировать правило.

 - Отгадайте загадки и запишите отгадки, объясните лексическое значение слов, выделите в словах корень.

(Один учащийся работает у доски)

В синем небе пролетает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое?  

                   (Самолет)   (Почему его так назвали?)

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как  лайнер  ТУ.

                    (Пылесос)   (Почему его так назвали?)

С горы бежит поток проворный,

Быстро падает вода.

Красоту увидишь эту –

Не забудешь никогда.

              (Водопад)      (Почему его так назвали?)

Ем я уголь, пью я воду,

Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колёс

И называюсь …

              (Паровоз)    (Почему его так назвали?)

 Несмотря на непогоду,                         

Делает сквозь льды проходы.

Режет их, как масло нож.

Как корабль назовешь? (Ледокол)    (Почему его так назвали?)

 - Сколько корней в этих словах? ( 2 )

 - Что добавили,чтобы соединить корни слов?

(Взяли гласные «о» и «е»)

 - Как можно назвать эти гласные? Почему?

(Соединительные)

 - Какова их роль?                                                           (Соединить корни слов)

 - Вот они наши буквы – помощницы, вспомните начало урока.

ТАБЛИЧКИ НА ДОСКУ

2)Формулирование правила.

 - А сейчас всё обобщим и попытаемся сформулировать правило, которого нет в учебнике.

 - Работать будем в парах. Возьмите карточку на парте, прочитайте, обсудите, впишите пропущенные слова.

 - Кто может прочитать, что у вас получилось.

 - Проверьте себя.

Слова, у которых 2 корня, соединённые гласными о или е, называются сложными словами.

- Почему такие слова назвали сложными?

(Потому, что образовались от сложения корней.)

   Если в слове корня 2 – это сложные слова.

 

 VII.Закрепление изученного материала.

Работа в рабочем листе

 

VШ.Итог урока.

- С какими словами мы сегодня познакомились?

 - Что такое сложные слова?

 - Какую роль играют сложные слова в нашей речи?

(Их используют для краткости речи вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание.)

Х. Домашнее задание.

 

Доделать рабочий лист. Если сделали весь РЛ, то в учебнике стр.77 упр.141. Если в рабочем листе сделали немного, то дома 1-2 задание (весь РЛ не надо, это много)


Русский язык 21.11

Русский язык 21.11

Лист – листик, листочек, листовая, листопад

Лист – листик, листочек, листовая, листопад

Не забудешь никогда. (Водопад) (Почему его так назвали?)

Не забудешь никогда. (Водопад) (Почему его так назвали?)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2025