Развитие левого и правого полушария активности мозга у детей младшего школьного возраста через речевую и двигательную деятельность

  • Домашнее обучение
  • Домашняя работа
  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Карточки-задания
  • Контроль знаний
  • Памятки
  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • Особые потребности
  • pdf
  • 11.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Нарушение речевого и двигательного развития — наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности.
Иконка файла материала Microsoft PowerPoint - Пальчиковая гимнастика.pdf

Пальчиковая гимнастика

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию

В,М, Бехтерев

Подготовила: учитель начальных классов Алтыева Ольга Борисовна

       Введение

Нарушение речевого и двигательного развития — наиболее распространенные отклонения В формировании у ребенка высшей психической деятельности.

*              Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка.

*              Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.

*              Становление двигательных    функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

*              Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

*              Терпения, удачи и радости вам в занятиях с детьми!   

Разминка

*               У тебя есть две руки,

*               Есть и десять пальчиков.

*               Десять ловких и веселых,

*               Быстрых чудо - мальчиков.

*               Будут-будут наши пальчики трудиться,

*               Не пристало чудо - мальчикам лениться !

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.


Уточка

На волнах качаясь,

*             Уточка плывет.

*             То нырнет, то вынырнет —  Лапками гребет.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

Котик Гладим котика рукой.

*             Выгнул спинку он дугой.

*             Потянулся он, зевнул,

*             Замурлыкал и заснул.

Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Урожай

Собираем мы в лукошко  И морковку, и картошку.


 Огурцы, фасоль, горох —  Урожай у нас не плох.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

Листочки


Ты весною видел чудо?  Как из маленький из почки

 Появляются листочки.

Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их.


Кулачок

*              Как фасолинки в стручке,  Наши пальцы в кулачке.

*              Кулачки мы разгибаем

*              И фасольки рассыпаем.

*              Раз, два, три, четыре, пять  Собираем все опять.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Масленица

*              Положи блинок в ладошку:

*              Угости мурлыку-кошку,

*              Угости щенка Трезорку,  Потом мальчика Егорку,  дай блиночек мамочке,  дай блиночек папочке.

Первая строчка — прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.

Качели

*              дети сели на качели,

*              И качели вверх взлетели.

*              Опустились плавно вниз.  Ну-ка, с нами прокатись!

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

лиса

*            Лиса по лесочку петляла,

*            Хвостом следы заметала.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх — вниз, затем вправо — влево.

веер

*       Если в знойный летний день  даже двигаться нам лень —

*       Мы возьмем красивый веер,  И подует легкий ветер...

Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.

Белочка

*              Сидит белочка в тележке,  Продает она орешки:

*              Лисичке-сестричке,  Мишке толстопятому,

*              Воробью, синичке,

*              Заиньке усатому... (Народная песенка)

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.

Курица

*       Как по нашей улице

*       Пробегала курица,

*       Растеряла всех цыплят —

*       Шустрых желтеньких ребят

*       Первый цыпленок

*       Следит за лягушкой,  Второй и третий —  Возле кадушки.

*       Бабочку ловят

*       Четвертый и пятый.

*       Эх, попадет вам От мамы, ребята!

Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.

Пальчики — солдатики

*       Командир позвал солдат:

*       «Становитесь дружно в ряд!  Первый встал, за ним — второй,

*       Безымянный, быстро в строй!»

*       А мизинчик очень мал,

*       Он чуть-чуть не опоздал.

*       Встали пальчики — « Ура!»  На парад идти пора.

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Встреча

*      На правой ручке — пальчики.  На левой ручке — пальчики.

*      Пришла пора им встретиться —  Готовьте чемоданчики

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками

Волна

*                  Светит полная луна —

*                  За волной бежит волна,

*                  Ветер веет на просторе,

*                  И всю ночь волнует море...

*                  Волн спокойных мерный шум  Усыпляет праздный ум...

*                  Но так долго вредно спать —  Нам давно пора вставать.

Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук.

Волна

*                  Сцепим пальчики в замок  Чтоб войти чужой не мог.  Пустим только белочку,

*                  Ежика и зайчика,

*                  Пустим только девочку,

*                  Пустим только мальчика.

Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов: «Пустим только...» — ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.

Спасибо за внимание!

Используемая литература:

Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. — М.: АСТ. Астрель, 2006.

Визелъ Т.Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТ, Астрель, 2005.

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Просвещение, 1979. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие фун-кций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973.

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просвещение, 1998.

Новоторцева НВ. Развитие речи детей. — Ярославль: Гринд, 1995.