Пальчиковая гимнастика
Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию
В,М, Бехтерев
Подготовила: учитель начальных классов Алтыева Ольга Борисовна
Нарушение речевого и двигательного развития — наиболее распространенные отклонения В формировании у ребенка высшей психической деятельности.
Раннее
выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных
навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже
имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более
высокого уровня развития ребенка.
Грамотно
организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных
отклонений.
Становление двигательных функций
продолжается до 5-6 летнего возраста.
Обнаружив
у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук,
займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Терпения,
удачи и радости вам в занятиях с детьми!
У
тебя есть две руки,
Есть
и десять пальчиков.
Десять
ловких и веселых,
Быстрых
чудо - мальчиков.
Будут-будут
наши пальчики трудиться,
Не
пристало чудо - мальчикам лениться !
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.
На волнах качаясь,
Уточка
плывет.
То
нырнет, то вынырнет —
Лапками гребет.
Совершать плавные движения кистями обеих
рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.
Котик Гладим котика рукой.
Выгнул
спинку он дугой.
Потянулся
он, зевнул,
Замурлыкал
и заснул.
Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
Собираем мы в лукошко И
морковку, и картошку.
![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
|||||||
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.
![]() |
![]() |
||
Появляются листочки.
Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их.
Как
фасолинки в стручке,
Наши пальцы в кулачке.
Кулачки
мы разгибаем
И
фасольки рассыпаем.
Раз,
два, три, четыре, пять
Собираем все опять.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Положи
блинок в ладошку:
Угости
мурлыку-кошку,
Угости
щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
дай
блиночек мамочке,
дай блиночек папочке.
Первая строчка — прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.
дети
сели на качели,
И
качели вверх взлетели.
Опустились
плавно вниз.
Ну-ка, с нами прокатись!
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
Лиса
по лесочку петляла,
Хвостом
следы заметала.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх — вниз, затем вправо — влево.
Если
в знойный летний день
даже двигаться нам лень —
Мы возьмем красивый веер,
И
подует легкий ветер...
Расслабить руки от локтя, превратив
их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.
Сидит
белочка в тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Мишке толстопятому,
Воробью,
синичке,
Заиньке
усатому... (Народная песенка)
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.
Как
по нашей улице
Пробегала
курица,
Растеряла
всех цыплят —
Шустрых
желтеньких ребят
Первый
цыпленок
Следит за лягушкой,
Второй и третий —
Возле кадушки.
Бабочку
ловят
Четвертый
и пятый.
Эх,
попадет вам От мамы, ребята!
Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.
Пальчики — солдатики
Командир
позвал солдат:
«Становитесь
дружно в ряд!
Первый встал, за ним — второй,
Безымянный,
быстро в строй!»
А
мизинчик очень мал,
Он
чуть-чуть не опоздал.
Встали
пальчики — « Ура!»
На парад идти пора.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
На
правой ручке — пальчики.
На левой ручке — пальчики.
Пришла
пора им встретиться —
Готовьте чемоданчики
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками
Светит
полная луна —
За
волной бежит волна,
Ветер
веет на просторе,
И
всю ночь волнует море...
Волн
спокойных мерный шум
Усыпляет праздный ум...
Но
так долго вредно спать —
Нам давно пора вставать.
Соединить пальцы
двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем
разжать пальцы сразу двух рук.
Сцепим
пальчики в замок
Чтоб войти чужой не мог.
Пустим
только белочку,
Ежика
и зайчика,
Пустим
только девочку,
Пустим
только мальчика.
Сцепить пальцы двух рук «в замок». При
произнесении слов: «Пустим только...» — ладони разводить в стороны, затем
быстро соединять.
Спасибо за внимание!
Используемая литература:
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. — М.: АСТ. Астрель, 2006.
Визелъ Т.Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТ,
Астрель, 2005.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Просвещение, 1979. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие фун-кций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просвещение, 1998.
Новоторцева НВ. Развитие речи детей. — Ярославль: Гринд, 1995.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.