РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Ермолова Оксана Николаевна
Одним из приоритетных направлений является «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить. Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры.
«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И.П.Павлов
Многими учеными была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи. Развитие мелкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, с использованием игры и творчества. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, мозаика, конструктор, «пазлы», шнуровки очень интересны и полезны для детей. Занимаясь творчеством – дети способны выразить свои чувства и эмоции, но также это деятельность эффективна , для развития ловкости пальцев. Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является нетрадиционные техники. В своей работе по изобразительной деятельности, ставлю перед собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников, в соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и для получения положительных результатов, придерживаюсь следующих задач:
1. Дополнять содержание предметно-развивающей среды, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики у дошкольников;
2. Развивать и укреплять мелкую моторику.
В своей работе использую разнообразные формы и методы :
- выставки рисунков и поделок;
- дидактические игры;
- подгрупповая и индивидуальная деятельность;
- театрализация.
- Все это способствует у детей:
- укреплению моторики рук;
- обогащению сенсорного впечатления;
- обогащению словаря;
- развитию мыслительной деятельности;
- развитию аккуратности и усидчивости.
- Свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, то в первую очередь, создала все условия для игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры, которые в значительной степени развивают мелкую моторику:
- «Парикмахерская » - дети делают куклам прически, маникюр и т.д.
- «Мастерская» - собирают макеты предметов мебели из разного конструктора.
- «Автосервис» - мальчики занимаются «ремонтом» машин.
- В деятельности использую крупы (горох, рис, манка, фасоль, гречка и т.д.). Например, игра «Покорми свинку» (дети вкладывают семена в крышку бутылки «пятачок»), «Рисование манкой». Также в своей работе применяю игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику в сопровождении со стихами, что позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки отдыха, и в то же время, повышает эффективность работы.
Игры, упражнения, развивающие мелкую моторику разными способами:
- Рисование. Рисование дает возможность для развития творческих способностей дошкольников, помогает в формировании координации движения пальцев рук. ( пальчиками, ладошками).
- Лепка (пластилин, глина).
- Игры с песком.
- Выкладывание фигур из палочек (счетные палочки, от мороженого) из разных видов мозайки.
- Конструкторы. Хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь несколько конструкторов (но обязательно с разным принципом соединения деталей, например: магнитные конструкторы).
- Пересыпание. Пересыпать с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Использую разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
- Найди игрушку (перемешать в коробке фасоль и игрушки, от киндеров, дети находят их потом )
- Наполнение бутылки мелкими предметами.
- В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики, опять же мелкие игрушки от киндеров. Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали.
- Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу.
- Упражнения с бумагой:
- мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
- рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски малыш складывает в коробочку и делает «дождик», высыпая полоски из коробки.
- Разворачивание завернутого в бумагу предмета- сюрприза- «что там?»
- Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку , стягивать носки, снимать ботинки.
- Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.
- Катание карандаша между ладошками. Сначала попробовать покатать карандаш по столу ладонью. Затем показать малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.
Процесс вкладывания: Вкладывать друг в друга одинаковые предметы-вкладыши с круглым основанием; Вставлять кубы в отверстие коробки; Размещать плоские квадратные, треугольные вкладки в гнездах фигурной доски; Вставлять втулки (цилиндры) в отверстия панели;
- Шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки
- Бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук;
- Деревянный планшет для нанизывания резинок.
- Шнуровки, шнурки, бусинки разных размеров и цветов.
- Процесс нанизывания. Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее.
Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для каждого ребёнка. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанников.
Если ребенок затрудняется в выполнении действия, нужно определить, какие именно действия, движения ему не удаются и соответственно использовать приемы (например: выполнять нужное движение, взяв руку ребенка в свою). Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, думаем о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый день. Мы, педагоги подбираем соответствующий дидактический материал, создаем предметную обстановку и организуем деятельность ребенка, обеспечивая максимум активности и инициативности детей. Наша работа заключается в создании условий для освоения ребенком того или иного действия, закрепления умения осуществлять его в видоизмененных обстоятельствах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.