Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение
Оценка 4.6

Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение

Оценка 4.6
doc
10.07.2024
Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение
Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение.doc

Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение

 

Изучая педагогический опыт предыдущих поколений становиться ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребёнка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать, анализировать и систематизировать информацию.

Во время своих уроков я пытаюсь использовать разнообразные методы и приемы,  которые позволят в большем объеме запомнить учебный материал.

Какие же методы можно использовать на уроках истории для повышения мотивации учащихся?

Метод игры.

«Познавательные игры (дидактические) – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности».[2]

Применение такого вида деятельности, как игра, в процессе образования вызвано тем, что ребёнок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса обучения. На некоторое время подсознательное восприятие усвоения знаний как некоего трудного и скучного занятия, замещается на лёгкое и весёлое времяпровождение. Время и продолжительность игровой паузы должно выбираться в соответствии с темой занятия, объёмом необходимого изложения теоретического материала и должно служить дополнением к уроку, но, ни в коем случае, не замещением или подменой процесса обучения.

Использование игр возможно для всех школьных возрастов, главное учесть восприятие игрового момента учеником как соответствующего его возрасту занятия, таким образом, чтобы игра на уроке не превращалась в балаган. Чтобы заинтересовать ребёнка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование несложно. Например, для учащихся 5 – 6 классов это может быть игра-разминка в начале урока по проверке домашнего задания с разбивкой класса на команды или целый урок-игра по обобщению материала по пройденной теме. В то же время, для учеников 8 – 9 классов более подходит игра-диспут, где старшеклассники не только показывают знания, полученные на уроках, но и высказывают своё личное мнение по заданной теме.

Метод проблемных задач.

«Процесс мышления берет свое начало в проблемной ситуации». [3].

Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методика решения которых ему ещё не известна.

Во многом здесь может помочь правильно подобранный учебник. Систематическое применение элементов проблемных задач с многовариантными решениями, изложенных в учебной книге, будет способствовать и развитию неординарного мышления у детей, и не так трудоёмко для реализации педагогом. Главным успехом в данном опыте можно считать повышение активности детей, шквал вопросов, нестандартные ответы.

На практике это проявляется в том, что учителя демонстрируют классу ложную и противоречивую картину поисков решения, всю трудность этой работы, оказывая не только продуктивные, но и тупиковые ходы мысли, соответственно анализируя и оценивая их. Ученики становятся активным участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. В процессе они легче осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися.

При использовании этого метода существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. При этом учитель и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.

Использование медиа и компьютерных технологий.

Компьютерные технологии с каждым днём всё более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Учителю, вынужденному опираться, в лучшем случае на тематическую карту, альбомы с репродукциями и старые кинофильмы, приходилось в большей степени полагаться на свои лекторские способности. Появление различных образовательных ресурсов, посвящённых истории существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем, касающихся культуры. Только с помощью медиа и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведётся увидеть вживую.

Научно-исследовательскиеработы.

Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более, положительная оценка на них, для детей значит очень много.

Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу.

Метод проекта.

Метод проекта зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952). В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации.С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одарённые ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики.

«Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации». [4].

Данный метод позволяет учителю почувствовать важность и необходимость своей работы, когда поставленные детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя. При этом, учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами и при выполнении проектов учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге у детей развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей взрослой жизни. Выполняя их, дети приобретают опыт решения реальных проблем, продвигаясь вперёд к поставленным целям.

Ещё одной особенностью данного метода является тесная связь с другими методами повышения мотивации учащихся: могут присутствовать элементы игры, используется метод проблемных задач, проводятся научно – исследовательские работы, а также применяются новейшие компьютерные технологии, такие как электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы.

В заключении хочу отметить, что все рассмотренные методы обучения будут реально приносить плоды только в том случае, если педагог будет выполнять свою работу с любовью и уважением к детям, всячески поддерживать и развивать в них трудолюбие, тягу к знаниям и творческие возможности. Только если учитель сам заинтересован в результатах своего труда, возможен процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.


Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение

Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение

Чтобы заинтересовать ребёнка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование…

Чтобы заинтересовать ребёнка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование…

При использовании этого метода существенно меняется роль учителя в учебном процессе

При использовании этого метода существенно меняется роль учителя в учебном процессе

Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному…

Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному…

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т

Только если учитель сам заинтересован в результатах своего труда, возможен процесс обучения и воспитания подрастающего поколения

Только если учитель сам заинтересован в результатах своего труда, возможен процесс обучения и воспитания подрастающего поколения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2024