Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
Оценка 4.7

Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы

Оценка 4.7
doc
04.09.2022
Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
Развитие творческого потенциала учителя.doc

 

Тема моего методического семинара - «Развитие творческого потенциала учащихся и потенциала учителя, в условиях модернизации современной школы». 

 

 

«Любой человек, сколько бы гениальным он ни был,

в течение жизни использует не более одной миллиардной доли

тех возможностей, которые предоставляет ему мозг.

 

Г. Песталоцци

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время возрастают требования к уровню подготовки творческих способностей квалифицированного специалиста, к его умению самостоятельно решать разнообразные задачи, возникающие в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня только творчески относящийся к своей работе человек может справиться со всем комплексом практических и теоретических задач, которые ставит перед ним быстро развивающиеся экономические преобразования и научно-технический процесс.

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

-формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и     применять знания;

-развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

-находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;

-воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

           Новизна

           Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.

         Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, - это развитие творческих способностей ученика.

Конечно же, творческий поиск и творческое отношение к делу являются условиями эффективности каждой профессиональной деятельности, но именно в педагогике они необходимы, без них эта деятельность не может осуществляться полноценно.

При этом нужно понимать, что никакая человеческая деятельность сама по себе не приводит к креативному отношению человека к миру и к самому себе, ценностному по своей сути.

Самореализация педагога может происходить двумя путями: прогрессивным, творческим, который направляет его деятельность на созидание себя, саморазвитие, и регрессивным, который ведет к самодовольству, успокоенности, иллюзии бесконечного прошлого опыта, отсутствию стремления к движению вперед. Какой путь самореализации выберет педагог, определяется его профессиональной позицией и установками, направленностью его личности.

Труд только тогда будет по-настоящему творческим, когда в отношении к нему складываются заинтересованность, увлеченность трудом и чувство долга, ответственности перед обществом. Творческий характер педагогической деятельности образует предпосылки для удовлетворения морально-психологической потребности учителя в достижении успеха, профессионально-личностном росте, который определяется не столько карьерным ростом, сколько продвижением к высшему уровню мастерства и жизненной мудрости, т. е. реализации своего человеческого предназначения.

При развитии творческого потенциала учащихся  особое внимание уделяется формированию умений самостоятельно добывать знания, раскрывать свои индивидуальные способности, что обеспечивает устойчивую мотивацию к учению. Развитие творческого потенциала в течение периода обучения поможет ученикам прочно усваивать те области знаний, которые пригодятся им в самостоятельной профессиональной деятельности. Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии - практическая работа, т.к. главный инструмент этого воспитания - творческое действие.

Высокий уровень развития тесно связан с умением концентрироваться и переключать внимание на различные потоки информации. Только творческая личность может выходить за пределы нормативного, устоявшегося положения дел и принимать ответственность за выполняемую деятельность. В современных условиях личностный рост, престижная работа, карьера во многом определяются уровнем интеллектуальных способностей, умением применять полученные знания в решении повседневных и стратегических проблем.

Творчество – это открытие себя и своих возможностей. «Креативность (творческость) – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки.

 Воспитать творческого ученика может только творческий педагог. Для этого учителю необходимо развивать эту творческость в себе.

  Показателями педагогической креативности являются творческое самочувствие (саморегуляция и самоконтроль, эмоциональная устойчивость, волевые качества, чувство радости, уровень работоспособности, любовь и доброта к людям) и творческие способности (находчивость, способность комбинировать, дивергентное мышление, визуальное творчество, способность ассоциировать).         

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? Альберт Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”.

Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.

 «Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.

Факторы и условия, способствующие углублению самопознания учащихся

1. Применение тестовых задач и специальных тестовых заданий, раскрывающих актуальный и потенциальный уровни развития знаний, умений и особенно творческих способностей и других личностных качеств учащихся.

2. Побуждение учащихся к творческой рефлексии, к осмыслению своих достоинств и недостатков, сильных и слабых качеств.

3. Побуждение учащихся к нахождению собственных ошибок, их анализу и осмыслению.

4. Диалог с учащимся относительно его достоинств и недостатков.

5. Создание ситуаций успеха, в которых учащийся реально бы осознал потенциальный уровень своих способностей.

6. Постановка заданий на самооценку деятельности учащихся.

Факторы и условия, способствующие творческому самоопределению учащихся

1. Профилизация, дифференциация и индивидуализация обучения.

2. Предоставление учащимся задач и заданий по выбору.

3. Предоставление учащимся прав выбора факультативных предметов, кружков, секций и других форм организации деятельности, где они могли бы максимально проявить себя.

4. Организация учебной, творческой и других видов деятельности учащихся с учетом их интересов и склонностей.

5. Обучение учащихся приемам принятия решений при выборе приоритетных для себя видов деятельности.

6. Беседы с учащимися об их профессиональном выборе, профессиональном будущем.

7. Приобщение учащихся к видам деятельности, которые соответствуют их склонностям и профессиональным интересам.

Факторы и условия, способствующие повышению эффективности самоуправления, самоорганизации учащихся

1. Обучение целеполаганию, планированию различных видов деятельности.

2. Обучение умениям принимать оптимальные решения.

3. Корректировка своих планов, программ.

4. Самоанализ, самоотчет по результатам сделанного за день, неделю, месяц, год с точки зрения продвижения в саморазвитии.

5. Показ, изучение лучших образцов самоменеджмента.

6. Постепенное усложнение задач, заданий. Побуждение к учебе, работе на пределе своих способностей.

7. Побуждение учащегося к диалогу относительно его «Я-концепции»: «Я-реального» и «Я-идеального».

Факторы и условия, способствующие самосовершенствованию учащихся

1. Критический, беспристрастный анализ, самооценка сделанного, выполненного задания, решенной задачи, пройденного жизненного пути.

2. Работа над ошибками.

3. Соотношение «Я-идеального» и «Я-реального», их сравнение.

4. Выявление, самодиагностика своих сильных и слабых качеств.

5. Разработка программы самосовершенствования, изменения, улучшения себя на год, на месяц, на неделю вперед.

6. Хронометраж времени, его распределение в течение дня, с учетом этого более рациональное использование времени.

Факторы и условия, способствующие творческой самореализации учащихся

1. Периодическая организация учебно-творческой и другой деятельности учащихся на пределе их сил и способностей.

2. Постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности задач и заданий.

3. Четкое ограничение сроков (времени) на выполнение задач и заданий.

4. Специальное обучение учащихся мобилизации и релаксации.

5. Организация конкурсов, соревнований, олимпиад, выставок творческих достижений учащихся.

6. Показ значимости того вида творческой деятельности, где личность стремится максимально реализовать себя.

7. Создание для учащихся ситуаций успеха.

8. Похвала, поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений.

 

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, заключается лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов". Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как "…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое". На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

-открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

-соответствие условия выбранным методам творчества;

-возможность разных способов решения;

-учет актуального уровня развития;

-учет возрастных особенностей учащихся.

Определить показатели развития творческих способностей:

-владение большим объемом информации;

-самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;

-установление причинно-следственных связей;

-обнаружение скрытых зависимостей и связей;

-умение делать выводы;

-интегрировать и синтезировать информацию;

-по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи.

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Рабочая программа разрабатывается таким образом, что в каждом классе учащийся должен выполнить проект (программа-приложение, мультимедийная презентация, графическая работа и т. д) и представить его. Чем чаще метод проектного обучения применяется на уроке, тем активнее развиваются воображение ученика, творческое мышление, внимательность, наблюдательность, критичность, потребность к самовыражению и самореализации. Сначала оценивается каждый проект на уроке, затем устраиваются просмотры, выставки, конкурсы во внеурочное время. Защита проходила  на уроках. Работа оформлена в виде презентации, сайта для проведения классных часов, родительских собраний. Одним из таких проектов является проект «Культура и быт марийского народа. Марийская вышивка». К проекту привлекла работников музея, мастериц. Марина продолжила более глубокое исследование, став студенткой МарГУ,  и выступила на конференции финно-угорских народов в Финляндии. Как приятно было услышать от неё и от её преподавателей слова благодарности при встрече на конференции «ИТО – Марий ЭЛ», что школа научила ее самостоятельности.

Учащиеся всех возрастов с интересом смотрят работы других и учатся оценивать их. В ходе таких просмотров у участников происходит рефлексия относительно своего проекта и определяются претенденты на участие в подобных конкурсах районного, республиканского уровня. Среди таковых ежегодно проводятся конкурсы: "Лучший компьютерный художник", "Фотодизайн", "Конкурс презентаций", "Конкурс веб-сайтов", в которых учащиеся становятся призерами и их работы отмечают в разных номинациях.

Творческое развитие личности ярко проявляется в процессе обучения на элективном курсе "Компьютерная графика". После изучения каждого раздела учащиеся создают работу на определенную тему, в конце курса разрабатывают и представляют проект, в котором используют все изученные возможности и инструменты графической программы. По завершении курса мы оформляем выставку работ и устраиваем просмотр. Например, при изучении темы «Система автоматизированного проекта КОМПАС 3Д». Она включает в себя проектирование здания, рабочих чертежей. После получения технического задания, обучающиеся  должны работать над его выполнением самостоятельно, используя учебную литературу и методические пособия. Студенты, поступившие в МГТУ, не испытывают затруднения при  выполнении данных проектов на 1 курсе Такой комплексный подход позволяет решить нашу основную задачу — подготовку востребованных конкурентоспособных кадров для предприятий машиностроения.

Одним из способов творческой активности учащихся являются задания, которые требуют выполнения исследовательской работы. Для организации самостоятельной исследовательской работы учащихся эффективно использовать лабораторные работы, в ходе которых возможно оказывать индивидуальную помощь, разъяснять принципиальные моменты.

Преимущества такой формы работы заключаются и в том, что учащиеся самостоятельно работают на компьютере, выполняя определенные задания. Учащиеся учатся выявлять главное и конспектировать необходимые сведения, что и помогает заложить фундамент дальнейшей самостоятельной деятельности. Для реализации социальных проектов заключены соглашения с Советом ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил правоохранительных органов Сернурского района, Сернурским районным отделением Марийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».

Межпредметный коллективный проект учеников XI класса  «Достопримечательности России». Собранный материал был вы­строен в виде базы данных с использование программы Assecc. Данная программа считается трудной для восприятия. Обучающиеся сами выбрали город. Использовали  фотографии, сделанные во время поезд­ки. В ходе выполнения проекта материал ребята успешно изучили программу и составили альбом.

Важно при выполнении творческих заданий такое качество личности, как самоорганизация. В старших классах по темам "Количество информации", "Алгоритмизация и программирование" задаю домашнее задание в виде массива задач. Стимулирую желание решить как можно больше задач контрольной работой, в которую включаю задачи из объявленного массива. При изучении основных алгоритмических конструкций предлагаю учащимся список задач, которые разбиты на три группы по сложности. Определяется количество задач для решения и количество баллов на определенную отметку. Каждая правильно решенная задача оценивается 3, 4, 5 баллами соответственно уровню. Оценку выставляю по сумме баллов, которая предполагает, что на отметку "5" должны быть решены задачи из второго и третьего блока, на отметку "3" достаточно решенных задач из первого и одной задачи из второго блока. При таком подходе происходит самосогласование ребенка по отношению к уровню задач. Выбирая, учащийся читает все задания, расширяет кругозор и учится оценивать сложность предложенной работы. При таком подходе легко отследить, кто из учащихся не обладает приемами самоорганизации. Этим учащимся целесообразнее давать задания с элементами творчества.

Не все дети способны к самовыражению в творчестве. Поэтому творческие задания предлагаю в самостоятельной работе дополнительно к обязательной части или домашним заданием, которое выполняется на добровольных началах, и поощряю хорошей оценкой.

Учащиеся придумывают и оформляют

частушки, загадки, стихи, "вредные" и "полезные" советы,

ребусы, кроссворды, чайнворды,

учебные комиксы,

способы кодирования информации.

Работы принимаются на бумажном или электронном носителе и используются для оформления газет, в проведении внеклассных мероприятий.

При оценивании творческого задания вместе с детьми определяем критерии, например:

-актуальность,

-соответствие теме урока,

-личную заинтересованность,

-источники информации,

-оформление работы,

-использование технических средств и др.

 

Баллы прорабатывают совместно учитель и ученики. Для каждой темы они разные в зависимости от материала

 

На уроках на этапе проверки домашнего задания, актуализации знаний или закрепления изученного материала использую такие приемы:

-опрос в виде "перестрелки". Вопросы учащиеся придумывают дома или во время урока. Вместе выбираем вопросы, которые оцениваются.

-опрос в виде игры "Верю - не верю". Положительный ответ отмечаем одним знаком, отрицательный другим. В результате получается цепочка символов, которую легко и быстро можно проверить.

-решение кроссвордов, что позволяет учащемуся оценить собственные знания, а у учителя имеется возможность оценить каждого ученика.

В старших классах при изучении программирования в интегрированной среде Delphi, электронных таблицах Excel (логические функции и автоформатирование) учащимся предлагаю разработать проект, который позволяет, например, оценить правильность решения кроссворда или декодировать сообщение и автоматически выставить оценку и дети и учитель  При изучении программы Excel зачетной работой является «Тест по предмету», который используется для подготовка к ЕГЭ, ГИА. Проблема наших детей состоит в том, что они мало занимаются.

Таким образом, мною накоплен банк дидактических материалов по разным темам. Учащиеся, которые работают с этими материалами, видят двух авторов - разработчика содержания и разработчика приложения. Для многих это является стимулом для более ответственного и творческого подхода к выполнению проектов и домашних заданий. Очень важно то, что такие проекты востребованы и неоднократно могут быть использованы на уроках. Подобным образом разрабатываем тесты и проверочные работы для учащихся начальных классов.

Нестандартные приемы, активные методы, творческие задания - все это в целом благотворно влияет на воспитание ученика, на мотивацию к обучению.

Педагогическая креативность направлена на сотрудничество педагога и ребенка, которое проявляется в успешной проектной деятельности (защита работ на школьных, республиканских, региональных научно-практических конференциях, конкурсах). Ганеева Айгуль Сталинградская битва электронное пособие для учащихся школ проводило Министерством образования и науки Республики Татарстана

Ожидаемые результаты:

·  Формирование системы работы с учащимися.

·  Ежегодное участие большего количества учащихся в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (районного, регионального и всероссийского уровней), в дистанционных олимпиадах.

·  Повышение квалификации педагогов.

 

Показатели эффективности работы с детьми:

1.                      Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2.                      Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

3.                      Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

4.                      Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

 

Таким образом, творчество является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Творчество порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Поэтому представляется необходимым выделение в творческом саморазвитие субъекта его мотивационной сферы. Насколько важным является присутствие этого компонента в исследовательской характеристике личности. Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого учащегося. Мотив достижения выполняет ведущую роль в процессе саморазвития личности. Постановка определенных целей, направленных на саморазвитие, стремление к их реализации, позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта.

 

 

В качестве заключения хочу заметить, что невозможно заставить человека творить, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество.

 

Творческий характер педагогической деятельности образует предпосылки для удовлетворения морально-психологической потребности учителя в достижении успеха, профессионально-личностном росте, который определяется не столько карьерным ростом, сколько продвижением к высшему уровню мастерства и жизненной мудрости,т. е. реализации своего человеческого предназначения.

 

    Любой человек, сколько бы гениальным он ни был,

в течение жизни использует не более одной миллиардной доли

тех возможностей, которые предоставляет ему мозг.

 

Г. Песталоцци

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Мне очень понравились варианты сотворчества, предложенные В.А. Кан-Каликом и Н.В. Никандровым. По мнению авторов, в конкурсных материалах могут быть отражены различные варианты сотворчества учителя с учащимися: учитель не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя (педагог – «премьер»); учитель соотносит свой творческий процесс с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом (педагог – «дирижёр»); учитель учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся (педагог – «зеркало»); учитель создаёт общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество (педагог – «режиссёр») [3]. Я думаю, что личностно-ориентированный подход соответствует последнему варианту сотворчества, на который равняется современное образование. Личностно-ориентированный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: сотрудничества, взаимопонимания, тактичности, объективности.

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты

Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Исследования , проводимые в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников.

1.                                   раннее начало (рисование, лепка, конструктор);

2.                                   окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы стимулировали -самую раннюю творческую силу;

3.                                   максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;

4.                                   большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел;

5.                                   умная помощь взрослых;

6.                                   эмоциональная сторона дела.

Развивать творчество можно следующими путями:

а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;

б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

г) организация индивидуальных занятий творческого характера.

Задача современной школы- учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.

Развитие познавательного интереса является эффективным средством формирования творческих способностей не только в области решения творческих задач, но и в области изучения теоретического материала. Сравнивая по своим наблюдениям, по результатам анкетирования, опросам среди родителей и учащихся, по итогам проверочных работ, можно сделать вывод, что детям легче дается выполнение заданий различной сложности. Не боятся проверочных работ, так как результаты становятся лучше, это их вдохновляет. Отношение ребят стало намного серьезнее к урокам, к своим обязанностям.

Как в каждом классе, есть дети, которые учатся лучше или слабее, причинами этого является подготовленность к школе, отношение родителей к своим детям, состояние здоровья детей, индивидуально-типологические особенности детей. Работа моя над проблемой еще продолжается. На своих уроках систематически включаю задания на развитие внимания, памяти, на развитие и совершенствование воображения, мышления, в которые включаю графические образы, геометрические фигуры, математические термины и задания, игры, способствующие расширению математического словарного запаса.

Среди советов (А. Дистервега), которых должен придерживаться учитель, есть такие советы:

- Старайся установить план преподавания, вполне соответствующий потребностям своих учеников.

-Наконец, изучай постоянно и беспрерывно труды: общепедагогические, дидактические, методические, логические, психологические и другие, которые вообще помогают учителю достигнуть высшего развития.

-Учитель должен изучить и определить реальные возможности учащихся в зоне ближайшего (потенциального) развития и на этой основе строить дальнейшую работу на уроке:

-Планировать цель урока как взаимосвязанный комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся;

- Выделять главное, существенное содержание учебного материала;

-Выбрать наилучшее сочетание методов обучения на основе их сравнительно эффективности для конкретных условий;

-Осуществлять дифференцировано-групповой подход к учащимся, дифференцируя не только объем и сложность учебного материала, но и степень помощи;

-Оптимально сочетать различные формы учебной работы;

-Обеспечивать наиболее благоприятные, гигиенические, морально--психологические и материальные условия обучения.

Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с выделенными критериями и показателями уровни развития творческих способностей младших школьников характеризуются следующим образом:

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие.

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.

Мотивационно -потребностный

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако
может проявить себя как творческую личность.

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя.

Не может создавать и принимать
необычные образы, решения; отказывается от выполнения
творческих заданий

Характеристика уровней творческих способностей младших школьников

1. Высокий уровень.

Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.

2.Средний уровень.

Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

3.Низкий уровень.

Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

 

 

Виды задач, наиболее эффективные для развития творческих способностей.

Для формирования творческого мышления чрезвычайно важно уметь переносить знания и умения, полученные на одних уроках, на другие предметы, самостоятельно получать. Нельзя упускать ни одной возможности в приучении детей к серьезному и систематическому учению, чтобы они могли владеть изученным материалом и применять его в различных взаимосвязях.

Выполнение различных творческих работ требует от учащегося самостоятельного осуществления переноса знаний и умений в новую ситуацию, создание нового путем комбинирования ранее известных способов деятельности; иного взгляда на проблему, поиска новых, оригинальных способов решения, нового видения структуры объекта и его новой функции. Поэтому важнейшей задачей становится поиск такого вида работ, их систематизация. Выполнение творческих работ не должно носить эпизодический характер. Только планируя выполнение таких работ при изучении каждой темы, можно получить педагогический эффект.

Уман А.И. проведя анализ различных классификаций [155], показал, что признаки классификации могут иметь ориентацию на: а) структурно-компонентный состав задания; б) деятельность ученика; в) деятельность учителя; г) содержание или структуру образования.

Классификации, ориентированные на структурно-компонентный состав задания (А. О. Бурдин, В. Е. Володарский и др.), имеют в своей основе один из трех следующих признаков: а) характер требования; б) состав исходных данных;

Классификация по признаку «характер требования» включает задания: а) на нахождение искомого, б) на конструирование, в) на доказательство.

При разделении по признаку «состав исходных данных» имеется в виду три подвида заданий (задач): а) с необходимыми данными; б) с избыточными данными; в) с недостающими данными.

Классификации, ориентированные на деятельность ученика, могут иметь в своей основе различные признаки: а) степень сложности деятельности; б) степень самостоятельности выполнения заданий; в) языковые и речевые формы, в которых протекает деятельность ученика.

Учитывая важность специальной подготовки ученика к выполнению основной деятельности различаются задания: а) предварительные (подготовительные); б) основные.

Подобное разделение имеет место в целом ряде работ (А. Е. Дмитриев, М. И. Зарецкий, Ф. Ф. Нагибин, В. А. Онищук и др.). В тех случаях, когда подготовительные задания дифференцируются более детально, внутри этой группы может быть свое подразделение. Например, В. А. Онищук различает задания а) пропедевтические, б) вводные, в) пробные.

По признаку «степень самостоятельности выполнения заданий» выделяются задания: а) классные, б) домашние.

В зависимости от языка, на котором выражена задача (задание), Л. М. Фридман, например, различает: а) предметные, б) наглядно-графические, в) знаково-символические виды задач.

По степени трудности выполнения устные задания могут быть разделены на два подвида: а) с развернутым выполнением операций; б) со свернутым выполнением операций.

Классификации, ориентированные на содержание изучаемого. В этом плане задания различаются прежде всего по их направленности на усвоение отдельных компонентов содержания образования. Здесь могут быть выделены четыре вида заданий: а) задания на усвоение знаний; б) задания на формирование умений и навыков; в) задания на приобретение опыта творческой деятельности; г) задания на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающей действительности.

Внутри каждой из указанных групп возможно дальнейшее деление. Так, в группе заданий на усвоение знаний можно выделить задания: а) на усвоение предметных знаний, б) на усвоение методологических знаний.

В первой из указанных групп задания могут быть подразделены следующим образом: а) на усвоение смысла общенаучных понятий; б) способствующие системному усвоению отдельных видов знаний; в) способствующие системному усвоению целостной дедуктивной теории.

Среди заданий на формирование умений различают: а) на формирование умений в области изучаемого предмета; б) на формирование учебных умений, способствующих овладению данным предметом, и т. д.

В плане соотношения заданий с расположением единиц содержания во времени возникает еще одна классификация заданий, разделение их: а) на мелкие б) на укрупненные. [48]

Проведенный обзор классификаций свидетельствует о существовании самых разнообразных видов заданий, которые могут оказаться полезными при изучении учащимися того или иного компонента содержания образования.

       Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.


Скачано с www.znanio.ru

Тема моего методического семинара - «

Тема моего методического семинара - «

Какой путь самореализации выберет педагог, определяется его профессиональной позицией и установками, направленностью его личности

Какой путь самореализации выберет педагог, определяется его профессиональной позицией и установками, направленностью его личности

Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития…

Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития…

Обучение учащихся приемам принятия решений при выборе приоритетных для себя видов деятельности

Обучение учащихся приемам принятия решений при выборе приоритетных для себя видов деятельности

Похвала, поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений

Похвала, поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений

МарГУ, и выступила на конференции финно-угорских народов в

МарГУ, и выступила на конференции финно-угорских народов в

Использовали фотографии, сделанные во время поезд­ки

Использовали фотографии, сделанные во время поезд­ки

Баллы прорабатывают совместно учитель и ученики

Баллы прорабатывают совместно учитель и ученики

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей

Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками

Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь

Старайся установить план преподавания, вполне соответствующий потребностям своих учеников

Старайся установить план преподавания, вполне соответствующий потребностям своих учеников

В соответствии с выделенными критериями и показателями уровни развития творческих способностей младших школьников характеризуются следующим образом:

В соответствии с выделенными критериями и показателями уровни развития творческих способностей младших школьников характеризуются следующим образом:

Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения

Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения

Учитывая важность специальной подготовки ученика к выполнению основной деятельности различаются задания: а) предварительные ( подготовительные ); б) основные

Учитывая важность специальной подготовки ученика к выполнению основной деятельности различаются задания: а) предварительные ( подготовительные ); б) основные

стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.

стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2022