«Развитие познавательного интереса у детей от 1 до 3 лет»
Оценка 4.8

«Развитие познавательного интереса у детей от 1 до 3 лет»

Оценка 4.8
docx
23.02.2024
«Развитие познавательного интереса у детей от 1 до 3 лет»
ДокладПРДорожкина.docx

Развитие познавательного интереса у детей от1 до 3х лет

Подготовил: воспитатель первой квалификационной категории

Дорожкина Ирина Николаевна

2. Для каждого человека  огромное значение имеет развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности.

  Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

  Об огромной побудительной силе интереса и его влиянии на личность человеками его деятельность свидетельствует известный русский педагог В. П. Вахтеров . Анализируя жизнь и деятельность выдающихся людей, он обнаружил, что некоторые из них оказались в не интересующей их области ленивыми; напротив, в области, которая их интересовала, они обнаруживали себя людьми живыми, энергичными, яркими, неутомимыми. Наличие интереса к приобретению знаний и к осуществлению трудовой деятельности имеет в наше время особое значение. Нам нужны не просто активные исполнители чужой воли, а творческие люди, которые внутренне принимают стоящие перед ними задачи, со страстью и жадностью ищут, добывают, усваивают нужные знания и применяют их на практике. Иначе говоря, это люди, которые с интересом учатся и с интересом работают.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.

 

3. . Дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

4.  Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.

Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей-«теоретиков». У них наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них.

5. Начиная со второго года жизни объектами познания детей становятся окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

 

  Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования.

На первый план выдвигается предметная деятельность: малыш познаёт разнообразные предметы быта, природные дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением. При этом обогащается познание свойств и качеств предметов.

При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь. Но пока малышу ещё трудно себя заставить делать, видеть то, что ему не интересно. Взрослому важно пробудить интерес к предмету или занятию и в дальнейшем поддерживать его.

6. Самой эффективной формой занятий на данном этапе становится игра.

Интерес ребенка надо поддерживать заинтересованностью взрослого, а также характером его речи: она должна быть эмоциональной неторопливой, достаточной громкости, состоять из коротких фраз и простых понятных малышу слов.

Важно предоставлять ребёнку пространство в разговоре, принимать любой его ответ, при этом предлагать правильные образцы речи. Для успешного усвоения знаний необходима повторность, благодаря которой растёт активность малыша, он легче справляется с заданием. Но при этом снижается заинтересованность. Чтобы такого не произошло, на практике лучше использовать новые игрушки, менять какую – нибудь одну деталь, демонстрировать предметы в движении, озвучивать предметы, сочетать наглядность со словом.

Для ребенка раннего возраста умение воспринимать цвет, распознавать его является самым сложным. Это связано с тем, что ведущей деятельностью для него пока ещё является практическая. А с абстрактным цветом играть невозможно.

При подборе и  проведении игр на формирование зрительного восприятия, внимания, запоминания  необходимо учитывать особенности раннего возраста:

 - Эмоциональность - ребёнка привлекает только то, что ему нравится и в данный момент представляет для него более значимый интерес.

- Ребёнок  становится способным чётко выполнять инструкцию, задания по образцу, слушать словесные пояснения, понимать взрослого.

7. Игры на развитие познавательного интереса детей от 1 до 3х лет.

- Сачки, удочки, черпачки. В процессе этих игр-занятий дети овладевают действиями зачерпывания, захватывания, цепляния игрушки различными орудиями.  Нам может понадобиться аквариум, надувной бассейн, пластмассовые тазики и баночки с широким горлышком, корзинки, ведерки и т.п., большие и маленькие, плавающие и тонущие предметы, предметы, пригодные для ловли в воде, и те, которые можно использовать для «сухой ловли».

Орудия, с помощью которых дети могут извлекать предметы, также должны быть разными по размеру и свойствам: ложки, черпачки, ковшики, ситечки, сачки, удочки с магнитом и т.д.

- «Сачки и черпачки». Погружаю в емкость с водой плавающие и тонущие предметы, например, резиновую уточку, пластмассовый кораблик или рыбок, камешек, ракушку. Раздаю детям сачки, ситечки, ковшики, ложки. Помогаю малышам удобно расположиться вокруг емкости так, чтобы они не толкали друг друга, и предлагаю им доставать из воды разные игрушки. Дети могут доставать игрушки по очереди или одновременно  складывать их в тазик, ведерко, корзинку. Прошу детей называть вылавливаемые предметы. Подобное занятие можно организовать и в «сухом» бассейне, заполнив его мячами разного размера, которые ребенок извлекает ковшиком, черпачком, сачком.

-  «Удочки с магнитом». В прозрачный, наполненный водой тазик или аквариум опускаю пластмассовых рыбок с металлическими вкладками и готовлю удочку с магнитом на конце лески. Говорю детям: «Давайте попробуем поймать рыбок вот этой волшебной удочкой». Даю малышам рассмотреть удочку. Показываю, как удочкой можно поймать рыбку. Вместо сосуда с водой и рыбок можно использовать любую другую емкость (коробку, ведерко) и магнитные держатели, которые сейчас широко используют в быту и в офисах для крепления бумаг на металлических поверхностях.

- Молоточки, колышки, палочки. В играх с молоточками, палочками, трубочками дети учатся забивать, делать отверстия, проталкивать в них предметы, расплющивать и резать пластичные материалы.

- «Насыпаем — высыпаем». Самые маленькие дети будут с удовольствием насыпать и пересыпать песок совочком из песочницы в ведерко, а из ведерка — в формочки; крупу — ложкой или ковшиком из миски в кружечку и обратно. Помогаю малышам правильно удерживать в руке инструмент, слежу за тем, чтобы песок или крупа не попали детям в глаза или в рот. Учу малышей насыпать песок совочком в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой. Предлагаю детям пересыпать крупу или песок через ситечко, «просеивать» их.

-  «Отвинчиваем — завинчиваем». Подбираю пластиковые бутылочки, баночки, флаконы, тюбики, пузырьки разной формы и размеров с разнообразными крышками и пробками, предлагаю детям отвинтить ,а затем завинтить крышку. Чтобы заинтересовать малышей, в бутылочки и баночки можно положить несколько маленьких предметов.

-  «Нанизываем бусы». Предлагаю детям изготовить «бусы» для большой игрушки (куклы, медведя, тигра, бегемота и т.п.). Это могут быть катушки, кольца от пирамидок, кольца для штор, детали от конструктора, пластиковые бутылки и даже макароны или рожки. Самым младшим детям легче действовать с крупными деталями, более старшим  предлагаю  детали меньшего размера. Нанизывать «бусы» можно на шнурок или  толстую нитку. Иногда предлагаю нескольким малышам делать одни бусы вместе со мной: по очереди нанизывать «бусины» на веревку. Готовое изделие надеваем на игрушку, благодарю детей от ее имени.

- «Шнуровка». Разнообразные приспособления для шнуровки можно приобрести в магазинах игрушек: большие деревянные пуговицы и деревянную иголку со шнурком,

8. Благодаря познавательному интересу и сами знания и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактом воспитания личности.


 

Развитие познавательного интереса у детей от1 до 3х лет

Развитие познавательного интереса у детей от1 до 3х лет

Дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого человека

Дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого человека

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования

При подборе и проведении игр на формирование зрительного восприятия, внимания, запоминания необходимо учитывать особенности раннего возраста: -

При подборе и проведении игр на формирование зрительного восприятия, внимания, запоминания необходимо учитывать особенности раннего возраста: -

Показываю, как удочкой можно поймать рыбку

Показываю, как удочкой можно поймать рыбку

Благодаря познавательному интересу и сами знания и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактом воспитания личности

Благодаря познавательному интересу и сами знания и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактом воспитания личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2024