МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ Развитие познавательного интереса у старшеклассников в условия межпредметной интеграции естественных наук
Выполнил(а)
Приходько Ольга Ивановна
студент(ка) 2 курса,
ППО-м-з-13-1 группы
специальности (направления) 44.04.02
Научный руководитель
к.п.н., доцент Толокнеева Е.И.
Федеральное агентство по образованию
Ставропольский государственный университет
Кафедра педагогики и педагогических технологий
Ставрополь,2015
Федеральное агентство по образованиюСтавропольский государственный университетКафедра педагогики и педагогических технологий
Цель: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить влияние межпредметной интеграции естественных наук на развитие познавательного интереса старшеклассников
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса в условиях межпредметной интеграции естественных наук
Предмет исследования: межпредметная интеграция естественных наук как средство повышения познавательного интереса у старшеклассников.
Гипотеза исследования: процесс развития мотивации, способствующий развитию познавательного интереса у старшеклассников в процессе освоения естественнонаучных дисциплин.
Гипотеза будет достигнута если:
- соблюдено условие межпредметной интеграции естественных наук;
- уточнены психолого-педагогические закономерности развития познавательного интереса, учет которых позволит повысить у старшеклассников эффективность их учебно-познавательной деятельности;
- обеспечено участие старшеклассников в интерактивных формах и видах (исследовательских, ролевых, творческих, информационных и др.) учебной деятельности, учитывающих индивидуально-личностные и возрастные особенности учащихся.
Исследовательские задачи
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Осуществить теоретический анализ познавательного интереса учащихся и на его основе выделить существенные признаки, способствующие личностному развитию учеников на уроках естественнонаучного цикла.
Выявить причины, препятствующие продуктивному развитию познавательного интереса учащихся, установить источники их возникновения.
Определить развивающий эффект различных форм и видов учебной деятельности учащихся на уроках естественнонаучного цикла и исследовать практику их организации в старших классах школы.
Обосновать целесообразность межпредметной интеграции естественных наук в образовательном процессе школы.
Продиагностировать уровень развития познавательного интереса у старшеклассников.
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ анализ педагогической, психологической,
методической литературы по теме исследования, классификация и систематизация;
МЕТОДЫ
СТАТИСТИЧЕСКИЙ количественный и качественный анализ данных исследования, математическая обработка результатов эксперимента, оформление результатов в виде таблиц и диаграмм
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), экспертная оценка;
ЭМПИРИЧЕСКИЕ наблюдение, опросные (анкета, интервью), изучение продуктов деятельности;
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ тестирование, беседа;
возможности при интегрированном построении учебного процесса
Переход от внутрипредметных связей к межпредметным.
Увеличение доли:
проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов;
обобщающих знаний;
информативной емкости урока;
усиление реализации образовательного, развивающего и познавательного аспектов триединой дидактической цели.
позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения;
средство мотивации учения школьников;
улучшение качества их знаний;
снятие перенапряжения и утомляемости, комфортные условия для ребёнка, как личности.
Особенности развития познавательного интереса старшеклассников
Интерес - это активная познавательная направленность,
связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением
к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей,
созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
И.В. Метельский
Этапы развития познавательного интереса
Любопытство
Любознательность
Познавательный интерес
Теоретический интерес
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
комплекс оптимальных условий,
для формирования, развития и устойчивости
познавательного интереса старшеклассников :
- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;
- обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом;
- эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный
тонус учебного процесса ;
- благоприятное общение в учебном процессе.
Формирующий этап
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Время проведения |
1. | «Мой класс» | развитие психологического контакта участников друг с другом | сентябрь |
2. | «Интеграция – необходимое условие современного учебного процесса» | развитие начальных знаний о межпредметной интеграции, о взаимодействии естественных наук и их применении в практике. | октябрь |
3. | Интегративное занятие по теме: «Площади геометрических фигур». | практическое применение знаний формул площади фигур, развитие познавательного интереса в строительной области, решение задач ГИА: ЕГЭ, ОГЭ (практической направленности). | ноябрь- февраль |
4. | «Своя игра» | совершенствование, обобщение | март |
5. | Мастер-класс «Тайны мироздания» | Показать переход от межпредметной интеграции к метапредметности, ориентация на новые знания, расширение кругозора и эрудиции |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.