Развитие познавательной активности учащихся как средства повышения мотивации к учению
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса - формирование познавательной активности у учащихся. Познавательная активность - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной потребности в познании нового. Ее наличие является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса. Развитие познавательной продуктивной активности не подчиняется строгим законам тренировки. Познавательная активность как педагогическое явление - это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой -результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.
Существует очень много методов и форм работы, направленных на развитие познавательной активности учащихся.
Я выделила несколько направлений своей деятельности по развитию познавательной активности у учащихся как средства повышения мотивации учащихся к учению.
1. Создание атмосферы эмоционального комфорта
Если в классе каждому тепло и уютно, если ему помогают и поддерживают, радуются успеху, приветствуют инициативу и правдивость - класс будет дружным, сплоченным и это, безусловно отразится на качестве обучения и познавательной активности учащихся. От чего это зависит? Безусловно, от многих составляющих: личности классного руководителя, взаимоотношений всех участников общения, самих учащихся, их личностных качеств и т. д. Но очень во многом это зависит от тех традиций в отношениях между взрослым и учениками, которые складываются в классном коллективе. Но главная роль в достижении этой цели принадлежит классному руководителю.
1. Работа с родителями. Они должны понимать, что мы делаем общее дело. От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности, что их детям хорошо в школе и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка выработка единой системы требований.
Это проведение совместных конкурсов и мероприятий. Например, при праздновании 100-летия нашей гимназии проводился день открытых дверей для родителей. Родители присутствовали на уроках. Ученики старались показать свои знания, порадовать мам своими успехами. Родители также посетили классный час об истории гимназии. В классный час входило выступление учащихся, викторина «Знаешь ли ты свою школу?», а также исполнение песен разных лет о школе, в котором участвовали и родители. Также в рамках празднования юбилея проводились спортивные соревнования с участием учителей, детей и родителей. Это сплотило классный коллектив. Отзывы родителей после проведенных мероприятий были самыми позитивными.
На родительских собраниях наряду с обсуждением различных тем я обязательно показываю презентацию или видеоролик о школьной жизни их детей в данной четверти. Родители всегда ждут эту часть собрания с нетерпением, так как ребята в старших классах редко рассказывают о внеклассной работе в классе, особенно мальчики. Родители чувствуют атмосферу сотрудничества и взаимопомощи в классе и с готовностью участвуют в совместных мероприятиях со своими детьми.
2. Каждое мнение важно!
Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть неуслышанным, а значит, и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.
На классных часах я очень часто использую форму беседы, когда каждый ребенок может выразить свою точку зрения. Мои ученики знают, что любой классный час заканчивается тем, что мы делимся своим мнениям. Любые спорные вопросы в классе также проговариваютя. Каждый ребёнок имеет право объяснить, почему он так поступил.
Мы – один коллектив. Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно. Значит, ему будет интересно в школе, интересно получать знания.
Очень помогают сплочению коллектива различные творческие конкурсы. В коллективе всегда выделяются лидеры и наиболее пассивные ученики. Но я стараюсь организовать работу так, чтобы у каждого члена коллектива было своё, пусть даже не требующее больших усилий, поручение. Но очень важно, чтобы каждый человек был ответственным за общее дело и знал, что если это не сделать, можно подвести весь коллектив. Мои классы всегда участвуют в конкурсах, и работа организована так, что это общее дело всего коллектива.
Совместно проведенное время вне школы. Также помогает сплочению коллектива. Походы, прогулки, поездки. Ребята раскрываются с другой стороны во внеурочное время. И каждый понимает, что одноклассники – это не просто люди, с которыми проводишь по 5-6 часов в одном классе, а интересные люди, с которыми комфортно и радостно проводить время, которые всегда готовы прийти на помощь. Отношения с классным руководителем тоже становятся более доверительными.
3. Не ошибается тот, кто ничего не делает
Иначе говоря, «Я – тот, кто действует». Ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики; терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно.
Современный педагог – это психолог, стремящийся строить воспитание и обучение на основе объективных сведений о личности ребенка. Классный руководитель должен не только контролировать успеваемость учащихся, но также нельзя забывать о поощрении детского стремления и интереса к учебе, т. к. от успешности ребенка зависит его авторитет среди педагогов и сверстников и, соответственно, отношение к себе, к своему “Я”. Стремление к успешной учебе и веру учащегося в себя можно поддерживать, используя популярную сегодня рейтинговую систему, при этом результаты рейтинга можно наглядно оформлять различными способами, это могут быть:
· графики;
· диаграммы;
· таблицы;
· цветовые табло;
· знаки поощрения для победителей рейтинга.
Рейтинговать надо желание быть успешным, достижения в учебе, в преодолении ребенком своих комплексов.
Возможно выделение лидеров по различным номинациям, но только позитивным, например: “открытие недели”, “стремительный взлет”, “стабильность”, “великая сила воли” и т. д. Также целесообразно отслеживать рост усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, динамику его успехов.
Будучи классным руководителем, можно использовать простую методику: в конце года, оформляя в таблички итоговые оценки по всем предметам, рядом с оценкой за “отчетный” год ставить оценки за предыдущие периоды обучения, начиная с 5-го класса, чтобы наглядно продемонстрировать прогресс (или регресс) по каждому предмету. Данная форма работы наглядна и достаточно эффективна.
4. Радость новых открытий
Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие в получении детьми новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученные знания в своей практической деятельности, способствуют развитию познавательной активности. Ребенок активен, он постоянно вовлечен в процесс познания, а значит, не чувствует себя отстраненным, а следовательно, ощущает комфорт.
То есть внимание и работу классных руководителей следует направлять на изучение интересов школьников, на организацию их познавательной деятельности.
Для повышения качества образования школьников классный руководитель должен использовать разнообразные формы работы. Из форм внеклассной работы я рекомендую вечера вопросов и ответов, конкурсы смекалистых, викторины, диспуты на темы о новом в науке, искусстве и жизни, участие в предметных кружках и олимпиадах, стенные газеты и уголки класса, посвященные отдельным отраслям знаний, познавательные игры, игры-путешествия.
В классе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить. Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение получения знаний является сознание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Необходимо сформировать внутреннюю позицию подростка: «Это мне надо». В своей работе я часто приглашаю людей разных профессий. которые рассказывают как могут пригодиться полученные знания в будущем.
Нельзя не сказать о значительной роли совместных школьных экскурсий. Развитию познавательной активности способствуют совместные поездки с классом. Такие поездки помогают сплотить коллектив класса, что является неотъемлемым условием для повышения мотивации к учению, но и кроме того, для детей совместная поездка в другой город – возможность неформального общения с учителями и воспитателями, объединяющий момент в их жизни.
Школьные экскурсии –это способ приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по английскому языку, истории, литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме позволяют мотивировать ребят к получению новых знаний. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.
Таким образом, классный руководитель для достижения стоящих перед ним целей и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Самая первая необходимость, которая возникает у классного руководителя, желающего повысить качество обучения - создание условий для успешного обучения и воспитания. Параллельно должна идти подготовка «почвы», т. е. создание у учащихся положительного отношения к одноклассникам, педагогам, школе и обязательное чувство потребности знаний и желание получать новую информаци .
Очень важную роль играет классный руководитель в повышении качества обучения школьников. При правильной организации работы с классом достигаются следующие результаты:
· активность учащихся;
· “слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах;
· “сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
· умение взять ответственность на себя;
· умение детей самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их;
· стремление аргументировать свои решения;
· более легкое и прочное усвоение программного материала;
· доброжелательное отношение друг к другу;
· тщательность и добросовестность в выполнении работы;
· умение работать с разными источниками информации;
· умение организовать не только свою работу, но и работу других.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.