Развитие просодической стороны речи у дошкольников
Оценка 4.8

Развитие просодической стороны речи у дошкольников

Оценка 4.8
Памятки
docx
дефектология
5 кл—7 кл
28.07.2022
Развитие просодической  стороны речи  у дошкольников
логопедическая работа по формированию просодической стороны речи дошкольников
Актуальность развития просодической стороны речи у дошкольников.docx

Актуальность развития просодической стороны речи у дошкольников

Развитие коммуникативных способностей детей является одной из актуальных задач современной специальной педагогики, в частности, логопедии. Для овладения культурой коммуникации необходимо широкое лингвистическое воспитание детей, начиная с дошкольного возраста. Высокая культура речи тесно связана с развитием личностных качеств ребенка, позволяющих ему успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практических результатов. Значительная роль в освоении коммуникативных навыков принадлежит развитию просодического строя речи.

Среди просодических средств выделяют мелодику, фразовое ударение, темп, тембр и паузу. Эти компоненты, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная. Таким образом, использование просодических средств в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя.

Благодаря просодике, речь становится выразительной, что значимо для обеспечения полноценного процесса коммуникации. Часто основной смысл слова несет не его звуковой состав, а интонационная окраска. В процессе общения детей как со сверстниками, так и со взрослыми просодические компоненты имеют первостепенное значение, так как ребенок, еще не обладающий достаточно богатым словарем, воспринимает и выражает свои мысли чаще посредством просодических средств языка. Ритмико-интонационные средства служат для маркирования законченности или незаконченности высказывания, определяют его модальность, производят синтагматическое членение членов высказывания, передают эмоциональное отношение говорящего к содержанию высказывания и отражают его эмоциональное состояние.

Осознание интонационной стороны речи, возможность полноценного ее восприятия и воспроизведения является необходимым условием успешного формирования умений и навыков в области синтаксиса и пунктуации, выразительного чтения текста, освоения риторических приемов устного высказывания. Кроме того, это значимо и в аспекте освоения говорящим основных правил речевого поведения, в частности, стратегии приспособления к собеседнику и к предмету разговора, а также умения интонационными средствами языка достигать целей речевого общения.

Логопедическая работа по формированию  интонационной выразительности речи строится следующим образом;

От различения видов интонации в эмпрессивной речи к применению определенных типов интонации в экспрессивной речи.

Начинается работа над интонацией на материале гласных.

Различении и усвоение повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации.

Подготовительный этап

Работа на речевым  дыханием

Диафрагмальное,  фонационное, речевое

Работа над голосом

Сила голоса, диапазон голоса

Работа над ритмом

Восприятие ритма, воспроизведение ритмических структур

Формирование темповой организации речи

Восприятие темпа,

1 этап. Формирование интонационной выразительности

Знакомство с интонацией (вопрос, радость, удивление, угроза, просьба, приказ и т.д.)

Повествовательная интонация

Вопросительная интонация

Восклицательная интонация

Дифференциафия различных интонаций

Работа над паузой

Работа над логическим ударением

2 этап. Автоматизация всех направлений работы в играх, инсценировках

Целенаправленная работа по предложенной выше схеме способствует развитию интонационной выразительности речи детей к концу периода обучения. Кроме того развивается внимание, память  речевая активность ребят.

 Работа на речевым  дыханием

         Особенности дыхания у детей с дизартрией состоят в том, что тип дыхания  является верхне-грудной (поднимаются верхние отделы грудной клетки и плечи), в поверхностности,  учащённости, укороченности фазы выдоха, в быстром истощении силы выдоха в процессе речи.  Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

        Дыхательная гимнастика не  только регулирует речевую функцию, но она регулирует и газообмен в организме, кровообращение, массирует внутренние органы. В работе над дыханием нельзя допускать поспешности. Необходимо соблюдать ряд правил:

Дыхательные упражнения выполняются в свободной одежде, в проветренном помещении, до еды.

Следует следить, чтоб ребёнок во время упражнений не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межрёберных мышц, мышц нижней части живота.

Следить, чтобы движения проводились плавно, под счет, придерживаясь определённого ритма.

Следить, чтобы грудь ребёнка не переполнялась воздухом.

Необходимо строго дозировать количество и темп упражнений, так как они повышают кислородный обмен, усиливают кровообращение и работу сердца. Чрезмерные дыхательные упражнения могут вызвать головокружение. Вансовская Л.И. рекомендует увеличивать их с 3-4 раз подряд в течение 5 минут до полной нагрузки постепенно.

Правильному дыханию вредит неправильная осанка. Осанка – это уравновешенное движение таза и плечевого пояса с активным участием мышц брюшного пресса, владение своим телом и позвоночником. Сутулость спины, плеч приводит к нарушению дыхания.

Для нормализации положения частей тела (нормализации осанки)  можно использовать такой прием: «ВЕЛИКАНЫ»

        Выпрямиться, поставить ноги шире, колени расслабить и постараться стать как можно выше, представив, что кто-то взял прядь волос на макушке и тянет вверх, увеличивая рост. При правильном положении тела постараться вызвать у ребёнка ощущение эластичности мышечного корсета.

        В данном случае осуществляется совокупная работа многих мышц туловища.

ФОРМУЛА ОБЩЕГО ПОКОЯ.

Все умеют танцевать,                         Есть у нас игра такая –

Прыгать, бегать, рисовать,                         Очень лёгкая, простая:

Но не все пока умеют                        Замедляется движенье,

Расслабляться, отдыхать.                        Исчезает напряженье…

                                                И становится понятно:

                                                Расслабление – приятно !

 Упражнение. «ШАРИК»

 Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар, мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар.  Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц Плечи нельзя поднимать.

Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь можно сделать новый вдох свободный, ненапряжённый! Делайте как я. Можно использовать комментарий в стихотворной форме:       Вот как шарик надуваем!

                                                               А рукою проверяем (желается вдох)

                                                                 Шарик лопнул – выдыхаем,

                                                                 Наши мышцы расслабляем!

Следует повторять 3 раза. Контроль движений брюшного пресса и нижних рёбер сбоку рукой применять и далее.

Началом неречевого и речевого дыхания считается выдох, после которого следует пауза. Пауза регулирует степень вдоха. Вдох делается без напряжения и усилий бесшумно и быстро, без форсированности; от наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних рёбер грудной клетки вперёд и в стороны. При выдохе они постепенно занимают своё исходное положение. При выдохе нужно стремиться к очень медленному и равномерному (6-!5 секунд – зависит от тренированности) удалению воздуха. И снова выдерживается достаточная пауза. Это упражнение повторяется до тех пор, пока не устранится ошибочное положение на вдохе: подъём грудной клетки вверх с втягиванием живота внутрь.

Таким образом, просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку.


 

Актуальность развития просодической стороны речи у дошкольников

Актуальность развития просодической стороны речи у дошкольников

От различения видов интонации в эмпрессивной речи к применению определенных типов интонации в экспрессивной речи

От различения видов интонации в эмпрессивной речи к применению определенных типов интонации в экспрессивной речи

Дыхательная гимнастика не только регулирует речевую функцию, но она регулирует и газообмен в организме, кровообращение, массирует внутренние органы

Дыхательная гимнастика не только регулирует речевую функцию, но она регулирует и газообмен в организме, кровообращение, массирует внутренние органы

Упражнение. «ШАРИК» Представим, что мы надуваем воздушный шар

Упражнение. «ШАРИК» Представим, что мы надуваем воздушный шар
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2022