Дифференциация звуков Ж - Ш
ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
ЗАДАЧИ:
Развивать фонематическое восприятие.
Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной
слоговой структуры;
б) анализа и синтеза предложений из 10-15 слов.
Развивать память, внимание, мышление, сукцессивные функции.
Расширять сенсомоторный репертуар.
Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки-символы с изображением жука и шарика, таблица “Характеристика звуков”, слоговые таблицы, мяч, на каждого ребенка звуковые линейки и карточки с буквами ш и ж.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Речевка: Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
Артикуляция: Улыбочка, чашечка, Чистим зубки, Трубочка.
2. Знакомство с новым материалом.
Дифференциация изолированных звуков [ш] – [ж]
- А сейчас послушайте сказку и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии?
В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил-был воздушный шарик, только не обыкновенный, а говорящий. Однажды ранним утром Шарик вылетел из дома и отправился на прогулку в ближайший сквер. Солнышко ласково освещало кроны деревьев, а теплый ветерок слегка покачивал их. Шарику так захотелось покататься на верхушке дерева, что он не смог удержаться. Зацепившись за веточку, Шарик стал раскачиваться все сильнее и сильнее, все выше и выше! Ему было так весело! Но тут ветер стих, и Шарик понял, что он не сможет вернуться домой, потому, что его ниточка запуталась в ветках дерева. Шарик испугался и стал звать на помощь: “Ш-Ш-Ш!” Но его никто не слышал. Почему? (звук шарика – глухой, голосовые складки не работают, голоса нет).
В это время недалеко от дерева, на котором висел Шарик, пролетал по своим делам важный и добрый Жук. У него было прекрасное настроение, и он пел на лету свою любимую песенку.
“Ж – ЖА – ЖО (ЖЁ) – ЖУ – ЖИ - ЖЕ!”
Голос у него был звонкий, его песенка слышалась повсюду. Почему? (звук жука – звонкий, голосовые складки вибрируют, голос есть!)
Жук поднимался все выше и выше и, наконец, услышал зов Шарика и увидел, что тот попал в беду. Жук помог Шарику освободиться, и они стали друзьями. Добрый Жук даже сочинил для Шарика песенку.
Ш – ША – ШО (ШЁ) – ШИ – ШЕ!
- Кто догадался, какая тема нашего занятия? (Звуки [ш) и [ж] и буквы ш и ж.)
- Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Учащиеся: Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.
Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.
Оба они согласные, твердые.
Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.Обращаем внимание на то, что эти звуки всегда твердые.
3.Дифференциация [ш] – [ж] в слогах.
Работа со слоговыми таблицами.
Чистоговорки со звуком Ж – ш
Шта-жда што- ждо шту-жду шты-жды (на каждый слог постукивание пальцами)
4.Заменим звук [ш] на [ж] или [ж] на [ш] в слогах и словах.
Ша – (жа), шо - …, жу - …, жи - …, шар – (жар), жить - …, шаль - …, жест - …, шесть - …, шарит - …, машет - …, наживка - …
5.Дифференциация [ш] – [ж] в словах.
а) Игра “Кто внимательный?”
Шарик и Жук прилетели на волшебную лужайку, на которой веселились и танцевали разные животные. Если вы услышите в названиях звук [ж], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [ш], то закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.
Шакал, жираф, жеребенок, шимпанзе, карандаш, снежок, утюжок, шарф,флажок, бережок, дружок, ежи, кошка, моржи, лошадь, медвежонок, мышонок, живот, шапка, лужа, мошка.
Далее идет слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение.
6.Работа на уровне слова. (Работа с карточками.)
- Прочитай чётко следующие слова. (выдаются каждому карточка со словами)
Лужа Жилет
Железо Суша
Жираф Шумиха
Жара Тишина
Машина Жила
Мышонок Пижама
Бережок Шуруп
Жакет Кошка
Шофёр Желание
Шорох Вожак
Решение Пожелание
Кружок Стишок
Мышонок Жало
Кружечка Кошечка
7. Упражнение «Назови ласково»
- Я буду читать тебе слова, а ты называй их ласково.
Слова со звуком [ж]: сапог, пирог, круг, флаг, зима.
Слова со звуком [ш]: солнце, пятно, трус, заяц, шишка, шапка, штаны.
Физкультминутка
“Заводные машинки”
Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. У ведущего в руках ключ. Он “заводит” машины тремя поворотами ключа. Вдох – машины трогаются с места со звуком “ж-ж-ж”. Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод закончится позднее всех, выигрывает.
«Глазодвигательные упражнения».
Слежение за предметом, медленно перемещаемым по воображаемому контуру круга (по и против часовой стрелки) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.
8. Анализ и синтез слов.
Определение места звука в слове.
- Послушайте слова и определите, на каком месте по счету находится звук [ш] или [ж], и положите букву ш или ж на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Лошадь, кошка, медвежонок, мышь, живот.
9. Составить словосочетания, вставляя пропущенные буквы ш или ж в слова.
- Все веселье было по поводу Мартышкиного Дня рождения. Она приготовила много
всего вкусного. Но так как писать она не умеет, давайте поможем Мартышке составить меню. Соедините по смыслу слова первого и второго столбика.
Е(ж)евичный |
(ж)еле |
Пы(ш)ные |
гру(ш) |
Возду(ш)ные |
дю(ш)ес |
(Ж)елтые |
пиро(ж)ные |
Су(ш)еный |
д(ж)ем |
(Ш)ипучий |
моро(ж)еное |
(Ш)околадное |
плю(ш)ки |
Ви(ш)невое |
ин(ж)ир |
10. Прочитай словосочетания, добавь слоги жок или шок. (В тетради)
Большой ме…
Пушистый сне…
Шустрый пры…
Воздушный пу…
Важный пету…
Остывший утю…
Слипшийся пиро…
11.Дифференциация [ш] – [ж] в предложениях. Анализ и синтез предложения.
Хорош пирожок, внутри творожок,
Ты скушай на ужин его, мой дружок!
Так что же было в сверточках?
Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку с изменением тембра, высоты и силы голоса. Например, как бы эту скороговорку произнесли три медведя из одноименной сказки.
Затем каждый ребенок повторяет ее самостоятельно голосом одного из героев, записывает в тетрадь.
12. Итог занятия.
Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
Чем они похожи и чем отличаются?
В чем особенность этих звуков?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.